Цикл д. в. с. с подводом тепла при постоянном объёме (цикл Отто)




Теория

Поршневым двигателем внутреннего сгорания (ДВС) называют такую тепловую машину, в которой превращение химической энергии топлива в тепловую, а затем в механическую энергию, происходит внутри рабочего цилиндра. Превращение теплоты в работу в таких двигателях связано с реализацией целого комплекса сложных физико-химических, газодинамических и термодинамических процессов, которые определяют различие рабочих циклов и конструктивного исполнения.Классификация поршневых двигателей внутреннего сгорания приведена на рис. 1.1. Исходным признаком классификации принят род топлива, на котором работает двигатель. Газообразным топливом для ДВС служат природный, сжиженный и генераторный газы. Жидкое топливо представляет собой продукты переработки нефти: бензин, керосин, дизельное топливо и др. Газожидкостные двигатели работают на смеси газообразного и жидкого топлива, причем основным топливом является газообразное, а жидкое используется как запальное в небольшом количестве. Многотопливные двигатели способны длительно работать на разных топливах в диапазоне от сырой нефти до высокооктанового бензина

Двигатели внутреннего сгорания классифицируют также по следующим признакам:

1) по способу воспламенения рабочей смеси – с принудительным воспламенением и с воспламенением от сжатия;

2) по способу осуществления рабочего цикла – двухтактные и четырехтактные, с наддувом и без наддува

3); по способу смесеобразования – с внешним смесеобразованием (карбюраторные и газовые) и с внутренним смесеобразованием (дизельные и бензиновые с впрыском топлива в цилиндр);

4) по способу охлаждения – с жидкостным и воздушным охлаждением;

5) по расположению цилиндров – однорядные с вертикальным, наклонным горизонтальным расположением; двухрядные с V-образным и оппозитным расположением.

Преобразование химической энергии топлива, сжигаемого в цилиндре двигателя, в механическую работу совершается с помощью газообразного тела – продуктов сгорания жидкого или газообразного топлива. Под действием давления газов поршень совершает возвратно-поступательное движение, которое преобразуется во вращательное движение коленчатого вала с помощью кривошипно-шатунного механизма ДВС.

Цикл д. в. с. с подводом тепла при постоянном объёме (цикл Отто)

Является прототипом рабочего процесса в двигателях с принудительным зажиганием. Отличительной особенностью таких двигателей является сжатие горючей смеси (смеси паров бензина с воздухом). Этот цикл состоит из двух адиабат и двух изохор (рис. 7.2). Адиабата 1—2 отвечает сжатию горючей смеси, изохора 2—3 — сгоранию смеси (подвод теплоты q1), вследствие чего давление повышается до р3. После этого продукты сгорания адиабатно расширяются (процесс 3—4). В изохорном процессе 4—1 от газа отводится теплота q2.

Это цикл двухтактного д. в. с. Между точками 4-1 практически при постоянном объёме осуществляется сначала выпуск отработавших газов а затем и продувка цилиндра смесью топлива с воздухом (карбюраторные д. в. с.) или воздухом (дизельные д. в. с.).

V
P

Характеристиками этого цикла являются:

степень сжатия и степень повышения давления.

Здесь v1, v2, p2, p3 – объёмы и давления рабочего тела в соответствующих точках цикла д. в. с.

Расчёт цикла сводится к определению параметров p, v и T в характерных точках и определению количеств подведенного и отведенного тепла, полезной работы и термического к. п. д. цикла.

Можно показать, что термический к. п. д. цикла

где k – показатель адиабаты рабочего тела.

Цикл д. в. с. с подводом тепла при постоянном давлении (цикл Дизеля)

Состоит из двух адиабат, изобары и изохоры и является образцом для двигателей тяжелого топлива, которые называются компрессорными дизелями и в которых горючее распыляется воздухом, подаваемым в цилиндр специальным компрессором. Из-за больших габаритов и веса компрессорные дизели применяются только на судах и в качестве стационарных установок электростанций. В этих двигателях сначала сжимается по адиабате 1—2 чистый воздух, в результате чего его температура повышается до требуемой температуры самовоспламенения топлива. Затем в изобарном процессе 2—3 происходит впрыск и горение топлива (подвод теплоты q1). Далее происходит адиабатное расширение 3—4 и изохорный выхлоп 4—1 (отвод теплоты q2).

V
P


Характеристиками этого цикла являются:

степень сжатия и степень предварительного расширения

Можно показать, что термический к. п. д. цикла

Цикл д. в. с. со смешанным подводом тепла (цикл Тринклера)

V
P
Характерен для так называемых бескомпрессорных двигателей тяжелого топлива с механическим распылением топлива. Здесь горючее впрыскивается в цилиндр через распыливающее устройство (форсунку) с помощью плунжерного насоса под давлением в несколько сотен бар. Впервые бескомпрессорный нефтяной двигатель был создан в 1904 г. конструктором Сормовского завода Г. В. Тринклером (впоследствии профессор Горьковского политехнического института). Сжигание топлива в таком двигателе сначала происходит по линии v=const (процесс 2—3) с повышением давления (рис. 7.4), а затем при постоянном давлении (процесс 3—4).

Характеристиками этого цикла являются:

степень сжатия , степень повышения давления и степень предварительного расширения

Можно показать, что термический к. п. д. цикла

. (7.3)

Из выражения (7.3) следует, что термический к. п. д. цикла возрастает с увеличением степени сжатия и степени повышения давления и уменьшается с увеличением степени предварительного расширения. Поэтому современные дизели стремятся конструировать так, чтобы в теоретическом цикле изобарный участок тепла имел минимальные размеры, то есть так, чтобы r»1. При r=1 цикл Тринклера превращается в цикл Отто, а при l=1 – в цикл Дизеля. Цикл Тринклера является наиболее эффективным, поэтому современные дизели работают по циклу Тринклера. Термический к. п. д. различных двигателей внутреннего сгорания составляет в среднем 0,45¸0,6

V
P
2 Расчет КПД цикла Тринклера.

Дано:

Ср­=1 kДж/кг*град

Cv­=0,715 kДж/кг*град

К=1,4

R=287 kДж/кг*град

P=97 кПа

t= C

ε=15

ρ=1,45

λ=1,65

Найти: ηt ­.

І)

1) P=97 *­103­ Па

Т1=27+273=300 К

Р1­­V­1­=RT­1 ­, м­­­3/кг

2) Р1­­V­1­к= Р­2V­2к ­,, где

Па

м­­­3/кг

T1V1 k-1= T2V2 k-1, T2=T1*(V1/ V2)k-1= T1k-1=300*(15)0,4=886,25 K=886,3 K

3) V­3=V­2= м­­­3/кг

λ= Р­3 / Р­2, Р­3= λ* Р­2=1,65* =7,095*106 Па

T2* Р­2= T3* Р­3, T3= (T2* Р­2)/ Р­3= T2* (Р­2 / Р­3), т.е. T3= T2* λ=886,3*1,65=1462,4 K

4) Р­4= Р­3=7,095*106 Па

ρ= V­4 /V­3, V­4= ρ* V­3=1,45*0,059=0,086 м­­­3/кг

T3/ V­3= T4/V­4, T4= T3* (V­4 / V­3)= T3* ρ=1462,4*1,45=2120,5 K

5) V­5= V­1= м­­­3/кг

Р4V­4 к= Р5V­5 к, Р5= Р4*(V­4 /V­5 )k=7,095*106(0,086 )1,4=0,134*106 Па

T4 V­4 k-1= T5 V­5 k-1 , T5= T4*(V­4 /V­5) k-1=2120,5*(0,086 / 0,888)0,4=833,4 K

В итоге, получаем цикл Тринклера

1 (P=97 *­103­ Па;V1=0,888 м­­­3/кг)

2 (P2=4,3*106Па; V2=0,059 м­­­3/кг)

3 (P3=7,095*106 Па;V3=0, 059 м­­­3/кг)

4 (P4=7,095*106 Па;V4=0,086 м­­­3/кг)

5 (P5= 0,134*106 Па;V5=0,888 м­­­3/кг)

II) 1-2

l1-2= *(Р1V­1- Р2V­2)= 2,5*(97 *­103­*0,8884,3*106*0,059)= -418910 Дж/кг*град

l1-2= *(T1-T2)=717,5*(300 - 886,3)= -420670,25 Дж/кг*град

q1-2=0

2-3

l2-3=0,

q , 1= q2-3=Cv*(T3-T2)=0,715*(1462,4 - 886,3)=411,2 kДж/кг

3-4

q ,, 1= q3-4=Cp*(T4-T3)=1*(2120,5 -1462,4)=658,1 kДж/кг

l3-4=P3*(V4-V3)= 7,095*106*(0,086 - 0,059)=0,192*106 Дж/кг*град

l3-4=R*(T4-T3)=287*(2120,5 -1462,4)=188874,7 Дж/кг*град=0,189*106 Дж/кг*град

4-5

q4-5=0

l4-5= *(Р4V­4- Р5V­5)=2,5(7,095*106*0,086 – 0,134*106 *0,888)=1,2*106 Дж/кг*град

l4-5= *(T4-T5)= 717,5* (2120,5 -833,4)=1,01*106 Дж/кг*град

5-1

l5-1=0

q2= q5-1=Cv(T1-T5)=0,715*(300-833,4)= -381,38 kДж/кг

III)

ηt = и ηt=

ηt1= =0,643=64,3%

ηt2= =0,644=64,4%

ηt1= ηt2

ηtk=1- =1- =0,8585=86,9%, получаем ηtk.> ηt1, ηt2

V
P
3 Расчет КПД цикла Дизеля

Дано:

Ср­=1 kДж/кг*град

Cv­=0,715 kДж/кг*град

К=1,4

R=287 kДж/кг*град

P=97 кПа

t= C

ε=15

ρ=1,45

λ=1,65

Найти: ηt ­.

І)

1) P=97 *­103­ Па

Т1=27+273=300 К

Р1­­V­1­=RT­1 ­, м­­­3/кг

2) Р1­­V­1­к= Р­2V­2к ­,, где

кПа

м­­­3/кг

T1V1 k-1= T2V2 k-1, T2=T1*(V1/ V2)k-1= T1k-1=300*(15)0,4=886,25 K=886,3 K

3) Р­3= Р­2=4,3*106 Па

ρ= V­3 /V­2, V­3= ρ* V­2=1,45*0,059=0,086 м­­­3/кг

T2/ V­2= T3/V­3, T3= T2* (V­3 / V­2)= T2* ρ=886,3 *1,45=1285,14 K

4) V4= V­1= м­­­3/кг

Р3V­3 к= Р4V­4 к, Р4= Р3*(V­3 /V­4 )k=4,3*106 *(0,086/0,888)1,4=0,164*106 Па

T3V­3 k-1= T4 V­4 k-1 , T4= T3*(V­3 /V­4) k-1=1285,14 *(0,086 / 0,888)0,4=505,11 K

В итоге, получаем цикл Дизеля:

1 (P=97 *­103­ Па;V1=0,888 м­­­3/кг)

2 (P2=4,3*106Па; V2=0,059 м­­­3/кг)

3 (P3=4,3*106 Па;V3=0,086 м­­­3/кг)

4 (P4=0,164*106 Па;V4=0,888 м­­­3/кг)

II) 1-2

l1-2= *(Р1V­1- Р2V­2)= 2,5*(97 *­103­*0,8884,3*106*0,059)= -418910 Дж/кг*град

l1-2= *(T1-T2)=717,5*(300 - 886,3)= -420670,25 Дж/кг*град

2-3

q 1 = q2-3=Cp*(T3-T2)=1*(1285,14 - 886,3)=398,84 kДж/кг

l2-3=P2*(V3-V2)= 4,3*106*(0,086 - 0,059)=0,116*106 Дж/кг*град

l2-3=R*(T3-T2)=287*(1285,14 -886,3)=114467,08 Дж/кг*град=0,115*106 Дж/кг*град

3-4

q3-4=0

l3-4= *(Р3V­3- Р4V­4)=2,5(4,3*106*0,086 – 0,164*106 *0,888)=0,561*106 Дж/кг*град

l3-4= *(T3-T4)= 717,5* (1285,14 -505,11)= 0,56*106 Дж/кг*град

4-1

l4-1=0

q 2 = q4-1=Cv*(T1-T4)=0,715*(300 - 505,11)=- 146,65 kДж/кг

III)

ηt1= = =0,6323=63,2%

ηt2 =0,644=64,4%

ηt1 ≈ηt2

ηtk=1- =1- =0,7665=76,7%,

получаем ηtk.> ηt1, ηt2

V
P
4 Расчет КПД цикла Отто.

Дано:

Ср­=1 kДж/кг*град

Cv­=0,715 kДж/кг*град

К=1,4

R=287 kДж/кг*град

P=97 кПа

t= C

ε=15

ρ=1,45

λ=1,65

Найти: ηt ­.

І)

1) P=97 *­103­ Па

Т1=27+273=300 К

Р1­­V­1­=RT­1 ­, м­­­3/кг

2) Р1­­V­1­к= Р­2V­2к ­,, где

кПа

м­­­3/кг

T1V1 k-1= T2V2 k-1, T2=T1*(V1/ V2)k-1= T1k-1=300*(15)0,4=886,25 K=886,3 K

3) V­3=V­2= м­­­3/кг

λ= Р­3 / Р­2, Р­3= λ* Р­2=1,65* =7,095*106 Па

T2* Р­2= T3* Р­3,, T3= (T2* Р­2)/ Р­3= T2* (Р­2 / Р­3), т.е. T3= T2* λ=886,3*1,65=1462,4 K

4) V­4= V­1= м­­­3/кг

Р3V­3 к= Р4V­4 к, Р4= Р3*(V­3/V­4 )k=7,095*106(0,059 )1,4=0,159*106 Па

T3 V­3 k-1= T4 V­4 k-1 , T4= T3*(V­3 /V­4) k-1=1462,4 *(0,059/ 0,888)0,4=494,36 K,

В итоге, получаем цикл Отто:

1 (P=97 *­103­ Па;V1=0,888 м­­­3/кг)

2 (P2=4,3*106Па; V2=0,059 м­­­3/кг)

3 (P3=7,095*106 Па;V3=0,059 м­­­3/кг)

4 (P4=0,159*106 Па;V4=0,888 м­­­3/кг)


II) 1-2

l1-2= *(Р1V­1- Р2V­2)= 2,5*(97 *­103­*0,8884,3*106*0,059)= -418910 Дж/кг*град

l1-2= *(T1-T2)=717,5*(300 - 886,3)= -420670,25 Дж/кг*град

q1-2=0

2-3

l2-3=0

q 1 = q2-3=Cv*(T3-T2)=0,715*(1462,4 - 886,3)= 411,91 kДж/кг

3-4

l3-4= *(Р3V­3- Р4V­4)= 2,5*(7,095*­106*0,0590,159*106*0,888)= 0,69 *106 Дж/кг*град

l3-4= *(T3-T4)=717,5*(1462,4 - 494,36)= 0,7*106 Дж/кг*град

q3-4=0

4-1

l4-1=0

q 2 = q4-1=Cv*(T1-T4)=0,715*(300 - 494,36)= -138,98kДж/кг

III)

ηt1= = =0,6626=66,3%

ηt2 =0,644=64,4%

ηt1 ≈ηt2

ηtk=1- =1- =0,7949=79,5%,

получаем ηtk.> ηt1, ηt2


Литература:

Ø Техническая термодинамика:учебник для вузов / Под ред. В.И. Крутова- 2-е изд. Перераб. и доп. – М.: Высш. школа, 1981.-439 с.,ил.

Ø Париков Н.Н. Теплотехника [текст]:учеб для вузов – 3-е изд.,перераб. и доп. – М.:,1985.-Стройиздат,1985.- 432с.,ил.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: