Теория
Поршневым двигателем внутреннего сгорания (ДВС) называют такую тепловую машину, в которой превращение химической энергии топлива в тепловую, а затем в механическую энергию, происходит внутри рабочего цилиндра. Превращение теплоты в работу в таких двигателях связано с реализацией целого комплекса сложных физико-химических, газодинамических и термодинамических процессов, которые определяют различие рабочих циклов и конструктивного исполнения.Классификация поршневых двигателей внутреннего сгорания приведена на рис. 1.1. Исходным признаком классификации принят род топлива, на котором работает двигатель. Газообразным топливом для ДВС служат природный, сжиженный и генераторный газы. Жидкое топливо представляет собой продукты переработки нефти: бензин, керосин, дизельное топливо и др. Газожидкостные двигатели работают на смеси газообразного и жидкого топлива, причем основным топливом является газообразное, а жидкое используется как запальное в небольшом количестве. Многотопливные двигатели способны длительно работать на разных топливах в диапазоне от сырой нефти до высокооктанового бензина
Двигатели внутреннего сгорания классифицируют также по следующим признакам:
1) по способу воспламенения рабочей смеси – с принудительным воспламенением и с воспламенением от сжатия;
2) по способу осуществления рабочего цикла – двухтактные и четырехтактные, с наддувом и без наддува
3); по способу смесеобразования – с внешним смесеобразованием (карбюраторные и газовые) и с внутренним смесеобразованием (дизельные и бензиновые с впрыском топлива в цилиндр);
4) по способу охлаждения – с жидкостным и воздушным охлаждением;
5) по расположению цилиндров – однорядные с вертикальным, наклонным горизонтальным расположением; двухрядные с V-образным и оппозитным расположением.
Преобразование химической энергии топлива, сжигаемого в цилиндре двигателя, в механическую работу совершается с помощью газообразного тела – продуктов сгорания жидкого или газообразного топлива. Под действием давления газов поршень совершает возвратно-поступательное движение, которое преобразуется во вращательное движение коленчатого вала с помощью кривошипно-шатунного механизма ДВС.
Цикл д. в. с. с подводом тепла при постоянном объёме (цикл Отто)
Является прототипом рабочего процесса в двигателях с принудительным зажиганием. Отличительной особенностью таких двигателей является сжатие горючей смеси (смеси паров бензина с воздухом). Этот цикл состоит из двух адиабат и двух изохор (рис. 7.2). Адиабата 1—2 отвечает сжатию горючей смеси, изохора 2—3 — сгоранию смеси (подвод теплоты q1), вследствие чего давление повышается до р3. После этого продукты сгорания адиабатно расширяются (процесс 3—4). В изохорном процессе 4—1 от газа отводится теплота q2.
Это цикл двухтактного д. в. с. Между точками 4-1 практически при постоянном объёме осуществляется сначала выпуск отработавших газов а затем и продувка цилиндра смесью топлива с воздухом (карбюраторные д. в. с.) или воздухом (дизельные д. в. с.).
V |
P |
Характеристиками этого цикла являются:
степень сжатия и степень повышения давления.
Здесь v1, v2, p2, p3 – объёмы и давления рабочего тела в соответствующих точках цикла д. в. с.
Расчёт цикла сводится к определению параметров p, v и T в характерных точках и определению количеств подведенного и отведенного тепла, полезной работы и термического к. п. д. цикла.
Можно показать, что термический к. п. д. цикла
где k – показатель адиабаты рабочего тела.
Цикл д. в. с. с подводом тепла при постоянном давлении (цикл Дизеля)
Состоит из двух адиабат, изобары и изохоры и является образцом для двигателей тяжелого топлива, которые называются компрессорными дизелями и в которых горючее распыляется воздухом, подаваемым в цилиндр специальным компрессором. Из-за больших габаритов и веса компрессорные дизели применяются только на судах и в качестве стационарных установок электростанций. В этих двигателях сначала сжимается по адиабате 1—2 чистый воздух, в результате чего его температура повышается до требуемой температуры самовоспламенения топлива. Затем в изобарном процессе 2—3 происходит впрыск и горение топлива (подвод теплоты q1). Далее происходит адиабатное расширение 3—4 и изохорный выхлоп 4—1 (отвод теплоты q2).
V |
P |
Характеристиками этого цикла являются:
степень сжатия и степень предварительного расширения
Можно показать, что термический к. п. д. цикла
Цикл д. в. с. со смешанным подводом тепла (цикл Тринклера)
V |
P |
Характеристиками этого цикла являются:
степень сжатия , степень повышения давления и степень предварительного расширения
Можно показать, что термический к. п. д. цикла
. (7.3)
Из выражения (7.3) следует, что термический к. п. д. цикла возрастает с увеличением степени сжатия и степени повышения давления и уменьшается с увеличением степени предварительного расширения. Поэтому современные дизели стремятся конструировать так, чтобы в теоретическом цикле изобарный участок тепла имел минимальные размеры, то есть так, чтобы r»1. При r=1 цикл Тринклера превращается в цикл Отто, а при l=1 – в цикл Дизеля. Цикл Тринклера является наиболее эффективным, поэтому современные дизели работают по циклу Тринклера. Термический к. п. д. различных двигателей внутреннего сгорания составляет в среднем 0,45¸0,6
V |
P |
Дано:
Ср=1 kДж/кг*град
Cv=0,715 kДж/кг*град
К=1,4
R=287 kДж/кг*град
P1=97 кПа
t= C
ε=15
ρ=1,45
λ=1,65
Найти: ηt .
І)
1) P1=97 *103 Па
Т1=27+273=300 К
Р1V1=RT1 , м3/кг
2) Р1V1к= Р2V2к ,, где =ε
Па
м3/кг
T1V1 k-1= T2V2 k-1, T2=T1*(V1/ V2)k-1= T1*ε k-1=300*(15)0,4=886,25 K=886,3 K
3) V3=V2= м3/кг
λ= Р3 / Р2, Р3= λ* Р2=1,65* =7,095*106 Па
T2* Р2= T3* Р3, T3= (T2* Р2)/ Р3= T2* (Р2 / Р3), т.е. T3= T2* λ=886,3*1,65=1462,4 K
4) Р4= Р3=7,095*106 Па
ρ= V4 /V3, V4= ρ* V3=1,45*0,059=0,086 м3/кг
T3/ V3= T4/V4, T4= T3* (V4 / V3)= T3* ρ=1462,4*1,45=2120,5 K
5) V5= V1= м3/кг
Р4V4 к= Р5V5 к, Р5= Р4*(V4 /V5 )k=7,095*106(0,086 )1,4=0,134*106 Па
T4 V4 k-1= T5 V5 k-1 , T5= T4*(V4 /V5) k-1=2120,5*(0,086 / 0,888)0,4=833,4 K
В итоге, получаем цикл Тринклера
• 1 (P1=97 *103 Па;V1=0,888 м3/кг)
• 2 (P2=4,3*106Па; V2=0,059 м3/кг)
• 3 (P3=7,095*106 Па;V3=0, 059 м3/кг)
• 4 (P4=7,095*106 Па;V4=0,086 м3/кг)
• 5 (P5= 0,134*106 Па;V5=0,888 м3/кг)
II) 1-2
l1-2= *(Р1V1- Р2V2)= 2,5*(97 *103*0,888 – 4,3*106*0,059)= -418910 Дж/кг*град
l1-2= *(T1-T2)=717,5*(300 - 886,3)= -420670,25 Дж/кг*град
q1-2=0
2-3
l2-3=0,
q , 1= q2-3=Cv*(T3-T2)=0,715*(1462,4 - 886,3)=411,2 kДж/кг
3-4
q ,, 1= q3-4=Cp*(T4-T3)=1*(2120,5 -1462,4)=658,1 kДж/кг
l3-4=P3*(V4-V3)= 7,095*106*(0,086 - 0,059)=0,192*106 Дж/кг*град
l3-4=R*(T4-T3)=287*(2120,5 -1462,4)=188874,7 Дж/кг*град=0,189*106 Дж/кг*град
4-5
q4-5=0
l4-5= *(Р4V4- Р5V5)=2,5(7,095*106*0,086 – 0,134*106 *0,888)=1,2*106 Дж/кг*град
l4-5= *(T4-T5)= 717,5* (2120,5 -833,4)=1,01*106 Дж/кг*град
5-1
l5-1=0
q2= q5-1=Cv(T1-T5)=0,715*(300-833,4)= -381,38 kДж/кг
III)
ηt = и ηt=
ηt1= =0,643=64,3%
ηt2= =0,644=64,4%
ηt1= ηt2
ηtk=1- =1- =0,8585=86,9%, получаем ηtk.> ηt1, ηt2
V |
P |
Дано:
Ср=1 kДж/кг*град
Cv=0,715 kДж/кг*град
К=1,4
R=287 kДж/кг*град
P1=97 кПа
t= C
ε=15
ρ=1,45
λ=1,65
Найти: ηt .
І)
1) P1=97 *103 Па
Т1=27+273=300 К
Р1V1=RT1 , м3/кг
2) Р1V1к= Р2V2к ,, где =ε
кПа
м3/кг
T1V1 k-1= T2V2 k-1, T2=T1*(V1/ V2)k-1= T1*ε k-1=300*(15)0,4=886,25 K=886,3 K
3) Р3= Р2=4,3*106 Па
ρ= V3 /V2, V3= ρ* V2=1,45*0,059=0,086 м3/кг
T2/ V2= T3/V3, T3= T2* (V3 / V2)= T2* ρ=886,3 *1,45=1285,14 K
4) V4= V1= м3/кг
Р3V3 к= Р4V4 к, Р4= Р3*(V3 /V4 )k=4,3*106 *(0,086/0,888)1,4=0,164*106 Па
T3V3 k-1= T4 V4 k-1 , T4= T3*(V3 /V4) k-1=1285,14 *(0,086 / 0,888)0,4=505,11 K
В итоге, получаем цикл Дизеля:
• 1 (P1=97 *103 Па;V1=0,888 м3/кг)
• 2 (P2=4,3*106Па; V2=0,059 м3/кг)
• 3 (P3=4,3*106 Па;V3=0,086 м3/кг)
• 4 (P4=0,164*106 Па;V4=0,888 м3/кг)
II) 1-2
l1-2= *(Р1V1- Р2V2)= 2,5*(97 *103*0,888 – 4,3*106*0,059)= -418910 Дж/кг*град
l1-2= *(T1-T2)=717,5*(300 - 886,3)= -420670,25 Дж/кг*град
2-3
q 1 = q2-3=Cp*(T3-T2)=1*(1285,14 - 886,3)=398,84 kДж/кг
l2-3=P2*(V3-V2)= 4,3*106*(0,086 - 0,059)=0,116*106 Дж/кг*град
l2-3=R*(T3-T2)=287*(1285,14 -886,3)=114467,08 Дж/кг*град=0,115*106 Дж/кг*град
3-4
q3-4=0
l3-4= *(Р3V3- Р4V4)=2,5(4,3*106*0,086 – 0,164*106 *0,888)=0,561*106 Дж/кг*град
l3-4= *(T3-T4)= 717,5* (1285,14 -505,11)= 0,56*106 Дж/кг*град
4-1
l4-1=0
q 2 = q4-1=Cv*(T1-T4)=0,715*(300 - 505,11)=- 146,65 kДж/кг
III)
ηt1= = =0,6323=63,2%
ηt2 =0,644=64,4%
ηt1 ≈ηt2
ηtk=1- =1- =0,7665=76,7%,
получаем ηtk.> ηt1, ηt2
V |
P |
Дано:
Ср=1 kДж/кг*град
Cv=0,715 kДж/кг*град
К=1,4
R=287 kДж/кг*град
P1=97 кПа
t= C
ε=15
ρ=1,45
λ=1,65
Найти: ηt .
І)
1) P1=97 *103 Па
Т1=27+273=300 К
Р1V1=RT1 , м3/кг
2) Р1V1к= Р2V2к ,, где =ε
кПа
м3/кг
T1V1 k-1= T2V2 k-1, T2=T1*(V1/ V2)k-1= T1*ε k-1=300*(15)0,4=886,25 K=886,3 K
3) V3=V2= м3/кг
λ= Р3 / Р2, Р3= λ* Р2=1,65* =7,095*106 Па
T2* Р2= T3* Р3,, T3= (T2* Р2)/ Р3= T2* (Р2 / Р3), т.е. T3= T2* λ=886,3*1,65=1462,4 K
4) V4= V1= м3/кг
Р3V3 к= Р4V4 к, Р4= Р3*(V3/V4 )k=7,095*106(0,059 )1,4=0,159*106 Па
T3 V3 k-1= T4 V4 k-1 , T4= T3*(V3 /V4) k-1=1462,4 *(0,059/ 0,888)0,4=494,36 K,
В итоге, получаем цикл Отто:
• 1 (P1=97 *103 Па;V1=0,888 м3/кг)
• 2 (P2=4,3*106Па; V2=0,059 м3/кг)
• 3 (P3=7,095*106 Па;V3=0,059 м3/кг)
• 4 (P4=0,159*106 Па;V4=0,888 м3/кг)
II) 1-2
l1-2= *(Р1V1- Р2V2)= 2,5*(97 *103*0,888 – 4,3*106*0,059)= -418910 Дж/кг*град
l1-2= *(T1-T2)=717,5*(300 - 886,3)= -420670,25 Дж/кг*град
q1-2=0
2-3
l2-3=0
q 1 = q2-3=Cv*(T3-T2)=0,715*(1462,4 - 886,3)= 411,91 kДж/кг
3-4
l3-4= *(Р3V3- Р4V4)= 2,5*(7,095*106*0,059 – 0,159*106*0,888)= 0,69 *106 Дж/кг*град
l3-4= *(T3-T4)=717,5*(1462,4 - 494,36)= 0,7*106 Дж/кг*град
q3-4=0
4-1
l4-1=0
q 2 = q4-1=Cv*(T1-T4)=0,715*(300 - 494,36)= -138,98kДж/кг
III)
ηt1= = =0,6626=66,3%
ηt2 =0,644=64,4%
ηt1 ≈ηt2
ηtk=1- =1- =0,7949=79,5%,
получаем ηtk.> ηt1, ηt2
Литература:
Ø Техническая термодинамика:учебник для вузов / Под ред. В.И. Крутова- 2-е изд. Перераб. и доп. – М.: Высш. школа, 1981.-439 с.,ил.
Ø Париков Н.Н. Теплотехника [текст]:учеб для вузов – 3-е изд.,перераб. и доп. – М.:,1985.-Стройиздат,1985.- 432с.,ил.