и получат возможность для формирования, по классам




Таблица включается в рабочие программы учебных предметов

Личностные планируемые результаты освоения

ООП НОО по классам

Критерии сформированности Коды и личностные результаты обучающихся 1–4 классов
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
  Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) 1.1. Наличие внешней мотивации к познанию основ гражданской идентичности 1.1. Проявление желания к участию в гражданских акциях 1.1. Появление внутреннего мотива для познания основ гражданской идентичности 1.1. Сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края
1.2. Преобладание внешнего мотива к осознанию своей этнической и национальной принадлежности 1.2. Появление желания к изучению культуры своего народа 1.2. Появление устойчивого внутреннего мотива к погружению в традиции и культуру своего народа 1.2. Осознанность своей этнической и национальной принадлежности
1.3. Выступление в роли наблюдателя и исполнителя заданий учителя 1.3. Демонстрация творчества в проявлении ценностных установок   1.3. Принятие самостоятельных решений при осуществлении выбора действий 1.3. Сформированность ценностей многонационального российского общества
1.4. Наличие элементарных правил нравственного поведения в социуме 1.4. Демонстрация уважительного отношения к сверстникам и взрослым 1.4. Осознанное соблюдение норм нравственного поведения 1.4. Сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций
1.5. Наличие первичного опыта взаимодействия с окружающим миром 1.5. Проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, представителям разных народов, природе 1.5. Соблюдение экокультурных норм поведения в социоприродной среде 1.5. Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
1.6. Действия согласно установленным учителем правилам 1.6. Выбор позиции, основанной на нормах нравственности 1.6. Демонстрация умения анализа ситуаций и логических выводов, рассуждений 1.6. Владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
1.7. Сформированность элементарных представлений о собственной семье 1.7. Сформированность представлений о семье и ближайших родственниках 1.7. Сформированность представлений об истории семьи и ее традициях 1.7. Сформированность уважительного отношения к собственной семье, ее членам, традициям
1.8. Сформированность элементарных правил безопасного поведения и личной гигиены 1.8. Сформированность элементарных правил безопасного поведения на дорогах и в общественном транспорте, правил личной гигиены 1.8. Сформированность культуры безопасного поведения в общественных местах, представлений о возможностях сохранения и укрепления собственного здоровья 1.8 Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни
  Смыслообразование 2.1. Осознание себя в роли первоклассника 2.1. Принятие социальной роли школьника 2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося     2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося
2.2. Наличие внешних (в том числе игровых) и внутренних мотивов учебной деятельности 2.2. Преобладание внутренней учебной мотивации над внешней 2.2. Наличие познавательных и социальных мотивов учебной деятельности 2.2. Наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
  Нравственно-этическая ориентация 3.1. Сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников на уроке 3.1. Сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников, мнению взрослых, в том числе педагогов 3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего народа 3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
3.2. Способность учитывать интересы и чувства других людей 3.2. Доброжелательность в отношении к одноклассникам, членам семьи 3.2. Развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения 3.2. Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей
3.3. Осознание ответственности за результаты учебной деятельности 3.3. Принятие ответственности за результаты учебной и информационной деятельности 3.3. Самостоятельность в осуществлении учебной и информационной деятельности 3.3. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
3.4. Освоение планирования и организации деятельности, положительное отношение к конструктивным результатам деятельности лиц ближайшего окружения 3.4. Планирование и организация творческой деятельности, принятие и оценка результатов деятельности лиц ближайшего окружения 3.4. Осуществление творческой деятельности, установка на результат, уважение к деятельности других людей 3.4. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
3.5. Информированность о профессиях членов семьи и людей из ближайшего окружения 3.5. Информированность о профессиях членов семьи и людей из ближайшего окружения, понимание необходимости осуществления профессиональной деятельности 3.5. Информированность о профессиях, представленных в родном краю, стране, понимание значимости этих профессий для человека, семьи, социума 3.5. Уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных
3.6. Интерес к продуктам художественной, музыкальной, литературной деятельности 3.6. Уважительное отношение к продуктам художественной музыкальной, литературной деятельности 3.6. Способность выражать свое отношение к продуктам художественной музыкальной, литературной деятельности 3.6. Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств
3.7. Освоение правил общения в классном коллективе 3.7. Усвоение норм общения в классе и повседневных ситуациях 3.7. Способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в привычных ситуациях 3.7. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
3.8. Способность быть доброжелательным 3.8. Умение выстроить собственное бесконфликтное поведение 3.8. Умение не создавать конфликтов и разрешать некоторые спорные вопросы 3.8. Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

 

* При необходимости перечень планируемых результатов дополняется общеобразовательной организацией, если в рамках основной образовательной программы обеспечивается достижение специфических планируемых результатов, в этом случае в оценочные материалы должны быть внесены дополнения.

Данные личностные планируемые результаты представлены двумя группами:

1. Личностные результаты, которые будут сформированы в данном классе и соответственно подлежат диагностике. Данные результаты в соответствии с идеей Л. С. Выготского о зонах умственного развития находятся в зоне актуального развития.

2. Личностные результаты, которые получат возможность для формирования в данном классе и соответственно не подлежат диагностике в данном классе. Эти результаты находятся в зоне ближайшего развития и будут сформированы в процессе обучения в следующих классах (таблица 2).

 

Таблица 2

Личностные планируемые результаты, которые будут сформированы

и получат возможность для формирования, по классам

 

Критерии сформированности Код результата 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1[*] 2**            
  Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) 1.1.   + + +   + + +
1.2. + + + + + + + +
1.3.           + + +
1.4.           + + +
1.5.       + + + + +
1.6. + + + +   + + +
1.7. + +   + + + + +
1.8 + + + + + + + +
Количество диагностируемых результатов по критерию 1 «Самоопределение»                
  Смыслообразование 2.1. + + + + + + + +
2.2.   + + + + + + +
Количество диагностируемых результатов по критерию 2 «Смыслообразование»                
  Нравственно-этическая ориентация 3.1.       +   + + +
3.2.   + + + + + + +
3.3.       + + + + +
3.4. + + + + + + + +
3.5.   + + + + + + +
3.6.       + + + + +
3.7.   + + + + + + +
3.8.       + + + + +
Количество диагностируемых результатов по критерию «Нравственно-этическая ориентация»                
Количество диагностируемых личностных результатов в классе                

 

Учитывая социальную ситуацию развития младшего школьника, определены блоки сформированности личностных образовательных результатов начального общего образования. Они отражают особенности развития личности младшего школьника в следующих социальных кругах: «Я », «Семья », «Школа », «Родной край », «Россия и мир ».

Социальная ситуация развития – это специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми (Л.С. Выготский). В младшем школьном возрасте она определяется особенностями школьного обучения.

В этот период происходит рождение «социального Я». Формируется важное системное новообразование – «внутренняя позиция», выражающее новый уровень самосознания и рефлексии. Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, положению, появляется уважение к себе. В этой связи выделен первый блок в социальной ситуации ребенка – «Я».

Учитывая, что основным агентом социализации ребенка являются семейные отношения, в качестве второго блока выделен блок «Семья». Семейные взаимоотношения закладывают основы адаптации ребенка к новым условиям, формируют базовые ценности. Поэтому детско-родительские отношения сказываются на общем психофизическом и духовно-нравственном развитии младшего школьника и определяют его отношение к учебной деятельности.

Учебная деятельность является ведущей в данный период. Кардинально меняется среда ребенка и его отношение к этой среде. Формирование социальной позиции школьника выступает главным возрастным новообразованием. Школьное обучение является основным видом занятий младшего школьника. Поэтому третьим блоком в данных социальных отношениях выступает «Школа». Эмоциональное благополучие младшего школьника зависит от того, насколько он соответствует требованиям, предъявляемым к ученику, активно выстраивает взаимодействие с педагогами и сверстниками.

Однако младший школьник не ограничивается рамками «семья» – «школа». Он выходит в более широкие пространства. Поэтому далее выделены блоки «Родной край» и «Россия и мир». Знать историю и особенности своего родного края важно для того, чтобы видеть траекторию своего личностного и профессионального самоопределения. Причем с каждым возрастом идет расширение социального пространства обучающегося, что стимулирует его выход за границы малой родины в государственное и мировое пространство.

В таблице 3 показано, как личностные результаты соотносятся с выделенными блоками «Я», «Семья», «Школа», «Родной край», «Россия и мир».

 

Таблица 3

Блоки личностных планируемых результатов

 

Критерии сформированности Блок «Я» Блок «Семья» Блок «Школа» Блок «Родной край» Блок «Россия и мир»
Код результата
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) 1.2, 1.8 1.7 1.6 1.1, 1.3, 1.4, 1.5
Смыслообразование 2.1, 2.2
Нравственно-этическая ориентация 3.2, 3.3, 3.6 3.7, 3.8 3.4 3.1, 3.5

Блок «Я» связан, прежде всего, с характеристиками личности младшего школьника с точки зрения собственного «Я». Обучающемуся важно осознавать, какими качествами он обладает (доброжелательность, отзывчивость, ответственность, сознательность). Формирование идентичности происходит путем сравнения и осознанния своей этнической и национальной принадлежности. Происходит активное формирование самооценки, которая сказывается на коммуникации младшего школьника со взрослыми и сверстниками. Самооценка также определяет характер учебной деятельности младшего школьника. В этой связи первым блоком в данной структуре социальных отношений выделен блок «Я».

Блок «Я» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:

- Осознанность своей этнической и национальной принадлежности.

- Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни.

- Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

- Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

- Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Блок «Семья» отражает нравственные ценности, связанные с семейными отношениями и значимостью семьи для ребенка младшего школьного возраста. Ценность семьи является также одной из базовых национальных ценностей, отраженных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Данный блог учит ребенка бесконфликтному общению, сотрудничеству, уважению других.

Блок «Семья» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:

- Сформированность уважительного отношения к собственной семье, её членам, традициям.

- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

- Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Блок «Школа» имеет тесную связь с блоком «Я» и характеризует личность младшего школьника с точки зрения успешности его адаптации в образовательной организации, принятия и освоения им новой социальной роли – роли обучающегося, а также наличия у него мотивов учебной деятельности. Наличие данных результатов определяется сменой ведущего вида деятельности при переходе от дошкольного образования к начальному и возрастным кризисом развития семи лет.

Блок «Школа» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:

- Владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

- Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

- Наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

- Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Блок «Родной край» отражает сочетание знаниевых и ценностных компонентов личности младшего школьника с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей, как конкретного региона, так и Челябинской области в целом.

Блок «Родной край» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:

- Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

- Уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных.

Блок «Россия и мир» связан с глобальными представлениями младшего школьника о стране, в которой он проживает, ее культурно- исторических ценностях и традициях многонационального народа.

Блок «Россия и мир» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:

- Сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края.

- Сформированность ценностей многонационального российского общества.

- Сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

- Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Аналогично на основе таблицы 3 определяется содержание блоков «Я», «Семья», «Школа», «Родной край», «Россия и мир» обучающихся 1, 2 и 3 классов.


[*]Личностные результаты, которые будут сформированы в данном классе и соответственно подлежат диагностике.

**Личностные результаты, которые получат возможность для формирования в данном классе и соответственно не подлежат диагностике в данном классе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: