Справедливо ли выставляют отметки учителя физической культуры? Совершенна ли система оценивания, принятая у нас? Как оценивают результаты учащихся педагоги на уроках физкультуры в других странах? Ответы на эти вопросы мы попытались найти в публикациях, посвященных физическому воспитанию за рубежом.
Нидерланды…
Во многих голландских средних школах в рамках предмета «Физические упражнения» преподается движение под музыку. Курс, как правило, рассчитан на три учебных года.
Первый год учитель работает с классом, постепенно разрешая детям разделяться на группы или переходить к индивидуальным занятиям. Сначала учащимся объясняют, как ведется музыкальный счет, показывают, какие движения можно выполнять под ту или иную музыку. Их обучают чувству ритма, показывают разницу в джазе, степе, народных танцах. Учителя соблюдают важное правило: ученикам демонстрируются разные виды танцев, но никто не заставляет обязательно танцевать каждый: ведь танец – дело добровольное.
После того как ребята познакомятся с многообразием танцевальных форм, им разрешают разделиться на группы и придумать, например, упражнение на 8 счетов. После этого каждая группа демонстрирует другим свое упражнение, и из придуманных фрагментов класс составляет собственный танец: это не воспроизведение – это всегда творчество, а когда оно коллективное, танец становится красивее и выразительнее, радует и танцующих, и тех, кто смотрит на них.
Так заканчивается первый год обучения – совместным танцем.
Второй и третий годы дети занимаются, по сути, отработкой полученных навыков, постоянно оценивая себя и друг друга по следующим параметрам:
|
· Могут ли они двигаться под предложенную музыку?
· Если они танцуют в группе, то удается ли им двигаться одновременно?
· Выполняют ли они движения под музыку с легкостью или им это делать трудно?
· Приятно ли наблюдать за танцующими?
· Взаимодействуют ли между собой члены группы на протяжении ряда занятий?
Каждое занятие заканчивается обсуждением, в котором главное – понять, кому над какими навыками нужно поработать с наибольшим вниманием и усердием.
Занятия эти два года строятся по общему принципу. Ребята, разделившись на группы, придумывают свой танец, подбирают музыку, костюмы для выступления, оттачивают технику. На каждом четвертом уроке идет шоу – группы выступают со своими танцами. При этом формируется не только умение танцевать, но и, что очень важно, навык сотрудничества: сформировать группу, распределить обязанности, добросовестно выполнить свою часть работы.
Самооценка проводится в форме обсуждения с учениками их достижений. Каждый рассказывает, что´ ему удалось, а над чем нужно еще поработать. Педагог здесь выполняет функции координатора.
Учителя физкультуры Голландии отмечают, что при обсуждении результатов занятий они стараются обратить внимание ребят на то, насколько комфортно и легко они чувствовали себя на уроке, было ли им легко выполнять упражнения или что-то вызывало явные затруднения. В индивидуальных рабочих планах учеников графа «Оценивание» делится на следующие подпункты: «Обращение с учебным материалом», «Заинтересованность», «Самостоятельность», «Старательность», «Уровень достижений», «Число отставаний». Как итог – подпись родителей. Фактически голландские ребята учатся не выполнять разные физические упражнения, а любить физкультуру и спорт.
|
… Швейцария…
Практически каждый из нас, вспоминая свои уроки физкультуры, в первую очередь представит, как он выполнял тот или иной норматив и что у него получалось или, наоборот, не получалось. И в зависимости от успешности выполнения уроки физкультуры останутся приятным воспоминанием или горьким осадком на всю жизнь, который может передаться детям.
В Швейцарии оценивание по нормативам тоже существует, но организовано совершенно иначе. В России половозрастные нормативы учитель физкультуры получает сверху, принимает их как данность и должен выполнять инструкции неукоснительно. А готовы ли к этому дети?
Прежде чем нормативы будут опубликованы, проводится огромная работа по тестированию учащихся всех возрастов во всех регионах нашей страны, потом определяются средние значения в каждом тесте, и т.д. Процесс этот достаточно долгий, и к тому времени, когда документ появятся в печати, ситуация на местах может измениться коренным образом. Например, в конце 80-х годов прошлого века, когда шла акселерация, дети с легкостью сдавали предлагаемые нормативы. Но к началу XXI века ситуация сложилась совершенно противоположная. Возникает вопрос: нужна ли такая работа, если от нее всё равно нет никакой пользы?
В Швейцарии каждая школа разрабатывает собственные нормативы – учителя физкультуры решают этот вопрос коллегиально: они выбирают и тестовые задания, и критерии оценивания. В первую очередь учитывается уровень физического развития и физической подготовленности детей. Подобное обсуждение происходит не перед началом учебного года, а по истечении первых двух недель обучения в школе – учитель физкультуры к этому времени успевает познакомиться с детьми, оценить их возможности. Если класс спортивный, то и требования к нему будут выше.
|
В Швейцарии используется шестибалльная шкала оценивания. При этом отметка «0» тоже существует. Базовый уровень выполнения стандарта оценивается на «4». Не удивится ребенок, и если ему поставят отметку «4,2»: она может быть выражена десятичной дробью.
Выполнение контрольных упражнений оценивается как минимум по двум критериям, которые никто не спускает учителям сверху – они их разрабатывают сами. Важно, чтобы каждый ученик был ознакомлен с данными критериями заблаговременно.
Например, в беге на длинную дистанцию учитывается не только время, затраченное на ее преодоление, но и равномерность прохождения трассы: если ученик недостаточно вынослив, он может получить высокие баллы, пробежав дистанцию медленно, но равномерно, и наоборот.
Другой пример. Для выполнения гимнастических упражнений предлагается освоить типовой набор основных (базовых) элементов. Если ученик не может выполнить какой-то элемент, можно заменить его другим. Или наоборот – включить в программу более сложные элементы, каждый из которых имеет свою стоимость: от 0,3 до 1,5 балла. Оценив реально свои силы, учащиеся подбирают упражнения, составляют свою собственную гимнастическую комбинацию, записывают порядок исполнения и согласовывают ее с учителем. В зачетной комбинации оцениваться будут техника, составление программы и соответствие ей выполненных упражнений.
Кроме того, на протяжении всех занятий оценивается вовлеченность детей в работу: наличие спортивной формы, дисциплина, активность.
Таким образом, у школьников не возникает негативного отношения к процессу оценивания и всегда есть возможность анализа своих ошибок и самосовершенствования.
… и другие
В рамках II Международного конгресса учителей физической культуры в Петрозаводске нами был проведен небольшой эксперимент: мы опросили педагогов разных стран, как они оценивают учащихся, а государства – труд учителя.
Интересно, что среди стран – участниц конгресса только в Молдавии, Саудовской Аравии и Тунисе до сих пор особо ценятся учителя, чьи команды побеждают в межшкольных соревнованиях, а дети по окончании курса обучения должны сдавать единые для всех нормативы, и это учитывается при выставлении им итоговой отметки. В Прибалтике наблюдается тенденция ухода от рейтингования учителей физкультуры по достижениям спортивных команд их школ и оценивания детей по качеству выполнения ими единых нормативов. Этот процесс до сих пор не завершен, но, так как эти страны являются членами Евросоюза, протекает довольно активно.
Финские педагоги так и не смогли понять, что значит «оценивать ребенка на уроках». Дело в том, что в Финляндии положительную отметку имеет каждый, кто посещает занятия. На уроках в этой стране главная задача учителя – показать, что спорт – это весело, что им можно с удовольствием заниматься и вне школы. Чтобы этого добиться, учителя предлагают школьникам поиграть в разные спортивные игры просто так, для удовольствия. Но для этого нужно хотя бы приблизительно знать правила, уметь правильно размяться, чтобы не подвернуть ногу, не потянуть мышцу, быть выносливым и ловким, – конечно же, победить хотят все. Вот здесь и нужен учитель: он покажет, объяснит, поможет начать игру. На уточняющий вопрос: «А если учитель создал в школе команды победителей различных турниров по футболу, баскетболу, другим видам спорта, будет ли он считаться одним из лучших учителей в данном регионе?» – финскими коллегами был дан исчерпывающий и ясный ответ: «Нет. Он будет считаться хорошим тренером, а не учителем». Похоже устроена и система физического воспитания в Швеции, Франции и Канаде.
В Италии учителя рейтингуются только по социальным качествам и только неофициально. Если все ребята занимаются на уроках, если педагог учит их различным спортивным играм, приемам – он считается хорошим специалистом. Если же дети не любят физкультуру, предпочитают сидеть на скамейках, а не заниматься – это становится сигналом тревоги и для директора, и для родителей: учитель недостаточно профессионален. Достижения ребят учитель оценивает по десятибалльной системе в соответствии с параметрами, которые он разрабатывает сам и, как правило, обсуждает предварительно с ребятами. Обычно главный принцип простой: личное продвижение учащегося. Во время итоговой аттестации экзамен по физкультуре проводится вместе с остальными предметами: каждый выпускник готовит письменную работу-эссе на выбранную тему, на основе которой строит свое выступление перед комиссией, в составе которой – учителя, ведущие различные предметы, в том числе и преподаватель физкультуры. После его доклада педагоги задают экзаменуемому вопросы с точки зрения своих предметов и ставят отметки, оценивая понимание, умение вести диалог, доказывать и обосновывать свою точку зрения.