ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКАМИ




Советов для работы в группе

1. Будьте пунктуальны. Не отнимайте время у других своим

опозданием.

2. Будьте подготовлены. Удостоверьтесь, что все нужные документы с
вами, что вы полностью осведомлены о теме обсуждения.

3. Будьте там, если только ваше присутствие необходимо. Если у вас
есть какой-либо выбор в этом вопросе, взгляните на данное собрание
как на любое другое дело, требующее временных затрат. Зачем вы
участвуете в собрании? Что, способствующее достижению вашей
цели, вы ожидаете получить от него? Каковы издержки и
преимущества?

4. Будьте активны. Участвуйте в дискуссиях. Не сидите молча,
предоставив возможность вести все разговоры другим.

5. Будьте внимательны. Много времени на собраниях тратится попусту
потому, что люди просто позволяют себе невнимательно слушать то, о
чем идет речь. В результате затрагиваются уже обсуждавшиеся темы
и задаются вопросы, на которые уже были даны ответы.

6. Будьте уместны. Постарайтесь, чтобы ваши высказывания,
комментарии и предложения касались центральных проблем
собрания, а не служили просто предлогом для демонстрации ваших
собственных знаний и способностей.

7. Будьте немногословны. Скажите то, что вы хотите сказать, и на этом
остановитесь. Избегайте говорить о несущественном.

8. Будьте вежливы. Не перебивайте других выступающих, как бы
сильно вы ни расходились с ними во мнениях. Дайте им закончить,
прежде чем излагать свою точку зрения.

9. Будьте сосредоточены. Обращайте внимание на выступления, а не на
выступающих. На собраниях много времени тратится попусту, если
критикуется личность, а не высказанное мнение. Нападки личного
характера непродуктивны и ведут к разрыву взаимоотношений. Они
отнимают время, вынуждая других защищаться и пускаться в
ответную критику. Они поднимают эмоциональный накал собрания,
отвлекают присутствующих и не позволяют им ясно мыслить о более
важных вопросах.

10. Будьте ориентированы на действие - следуйте принятым
решениям.
Если решение касается вас, никогда не оставляйте его без
внимания.

 

Приложение 2.

Пирамида познания.

. Пи­рамида познания предлагает различные спо­собы подачи материала. Разнообразие пред­лагаемых методов обучения делает процесс обучения более творческим и позволяет мно­гоплановое воздействие на обучаемого. Кро­ме того, это улучшает понимание и восприя­тие, так как многие из способов, представ­ленных в пирамиде, рассчитаны на развитие навыков работы в группе, что способствует лучшему взаимодействию между учащимися.

Лекция (5% усвоения): лекция - это струк­турно организованный способ изложения материала по конкретной теме, которым пользуется учитель. Лекция является быст­рым способом подачи необходимой инфор­мации. Наряду с большой пользой лекция обладает также своими недостатками. Лек­ция может быть скучной, особенно, если она длинна и не предполагает активного участия аудитории. Лекции ставят обучаемых в по­ложение пассивных слушателей. Лекции не­обходимо использовать в сочетании с други­ми способами обучения.

Чтение (10% усвоения): индивидуальное или коллективное чтение безусловно является не­обходимым методом обучения, но как и лек­ция чтение само по себе не позволяет дос­тичь глубокого усвоения информации. Чте­ние является более полезным для учащихся лишь в сочетании с другими способами обу­чения.

Аудио-визуальные средства (20% усвоения): при наличии возможности демонстрации фильмы и видеофильмы могут служить зна­чительным подспорьем преподавателю в по­даче информации. До демонстрации в классе аудиовизуальные материалы должны быть внимательно просмотрены учителем. В соче­тании с последующим обсуждением аудиови­зуальные материалы могут в значительной мере повысить степень усвоения материала обучаемыми.

Использование наглядных пособий (30% ус­воения): в процессе познания и усвоения ин­формации учащийся полагается на свои ор­ганы чувств. Обучаемый имеет свойство по­лагаться на один из органов чувств более, чем на другие. Одни ученики усваивают ма­териал, воспринятый на слух или при помо­щи зрения, в то время как другие лучше воспринимают осязанием. Используя наглядные пособия преподаватель может по­мочь ученикам в любом из видов восприя­тия. Наглядные йособия могут быть самого разного рода. Диаграммы, слайды разда­точный материал и плакаты - лишь немногое из того, что можно использовать для то­го, чтобы помочь ученику понять то, о чём говорит учитель.

Обсуждение в группах (50% усвоения): об­суждение в группах представляет собой устный обмен мнений обучаемыми - участ­никами и ведущими обсуждения. Обсужде­ния позволяют ученикам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы. Обсуждения особенно полезны тем, что позволяют уча­щимся думать, подробно рассказать о своих собственных выводах и выслушать разнооб­разные мнения своих одноклассников.

Обсуждения углубляют понимание уча­щимися материала и предоставляют им воз­можность практического использования по­лученных знаний. На протяжении всей учеб­ной программы можно проводить обсужде­ния в больших и малых группах.

"Мозговая атака1' является очень расп­ространенным способом обучения, который предполагает свободный обмен мнениями по определенной проблеме. Руководитель опи­сывает проблему или реальную ситуацию, которую следует обдумать, и затем побужда­ет учащихся предложить как можно больше альтернативных решений. На начальном этапе "мозговой атаки" поощряется свобод­ный обмен идеями. Оценка выдвинутых идей происходит только когда прекращается об­мен ими. Учеников просят проанализиро­вать каждое из выдвинутых предложений.

Обучение практикой действия (70% усвое­ния): ролевые игры или проигрывание ситуа­ций, как это видно из названия. Ученикам предлагается представить себя в той или иной роли при решении жизненной ситуации. Каждая ролевая игра длится лишь не­сколько минут, в то время как учащиеся выступают в самых различных качествах, в зависимости от того, как представлена ситу­ация. Ролевые игры или обучение практикой действия рассчитаны на то, чтобы помочь детям проанализировать свои чувства, мыс­ли и действия в некритической обстановке. Учащимся нужно предоставить возможность добровольно вызваться для участия в роле­вой игре, а затем следует проинструктировать их, чтобы помочь им справиться с тем, что они должны делать. Например, ученики могут выходить из своей роли, чтобы расс­казать другим, что они чувствуют. Им мож­но давать роль другого "я", которое на­шептывает им на ухо решение в трудной си­туации. Детей также можно попросить по­меняться ролями с одноклассниками, чтобы выявить новые точки зрения на ту же ситуа­цию. Ролевые игры могут давать обильный материал для обсуждения для учеников.

Выступление в роли обучающего (90% усвое­ния): ученик, который преподает материал другим, сам усваивает 90% преподаваемого. Консультирование одноклассников или обу­чение своих сверстников самими учениками, - один из самых эффективных способов привлечь внимание обучаемых и заставить их изменить свое поведение. Этот способ меняет поведение ученика-обучагощего, в той же мере, в какой влияет на его сверстни­ков. В подростковом возрасте влияние сверстников, пожалуй, является более дейст­венным, чем в любой другой период жизни. В рамках программы обучения сверстника­ми, учителя могут опираться на наиболее подготовленных учеников, которые помо­гают им в качестве ассистентов в работе с другими детьми. Обучение включает приви­тие умения слушать, навыков общения, на­выков принятия решений и основных, навы­ков по оказанию помощи. Обучение с по­мощью сверстников признано в США одним из наиболее эффективных способов влияния на поведение подростков и их отношение к окружающему миру.

 

Приложение 3.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКАМИ

Применение навыков эффективного общения:

Успех преподавания материала программы зависит от каналов общения, существующих между участниками учебного процесса. Уча­щиеся должны понимать основные правила ведения дискуссий в классе и соблюдать их, в то время как от руководителя требуется понимание некоторых фундаментальных навыков межличностного общения и применение их на практике, что облегчает процесс обсуждения в группах. Ниже приводятся не­которые полезные идеи, предназначенные для учителя и учащихся, которые должны повысить качество понимания, достигаемое во время учебной программы.

Правила участия в дискуссии для учащихся:

обсуждения в классе, подача материала и мероприятия проходят более организованно, когда участники знают действующие прави­ла и соблюдают их. Установленные правила помогают детям и взрослым осуществлять свои права и справляться со своими обязан­ностями. Вот некоторые из полезных пра­вил:

Умейте слушать друг друга. — Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово начинает с краткого обзора
того, что было сказано предыдущим выступающим чем он приступит к изложению своих мыслей. Некоторые преподаватели используют ключ, который держит говорящий. Ключ передается следующему
выступающему, в то время как прочие хранят молчание.

Говорить должен кто-то один. — Во время обсуждения группой говорить должен
только один человек. В данном случае очень полезен прием с ключом. Умение
слушать и требование, что говорить должен только один человек -, это два правила, которые дополняют друг друга.

Говорить по существу. — Иногда учащиеся отклоняются от предмета разговора.
Вместо того, чтобы одергивать ученика, руководитель дискуссии может сказать:
"Я не совсем понимаю, каким образом это связано с тем, что мы сейчас обсужда­ем. Не мог бы ты пояснить, что имеется в виду?" Это позволит ученику пояснить свою мысль или осознать, что то, что он говорит, не имеет отношения к предмету обсуждения.

Необходимость делиться мыслями. — Сле­дует поощрять стремление учащихся поде­литься своими мыслями. В классе важно мнение каждого ученика, и каждый должен иметь свободу высказываться. Дайте учащимся почувствовать, что их сообра­жения ценят и за них будут благодарны. Если ученик высказывает ложное пред­ставление или неправильное суждение, от­реагируйте на это примерно так: "Многие школьники и взрослые согласились бы с тобой. Однако, известно, что..." Таким образом ученик не будет поставлен в не­ловкое положение и будет избавлен от чувства смущения за неправильный ответ.

Необходимость повышать самооценку.К участию в обсуждении и других видах работ в классе необходимо побуждать всех учащихся. Однако ученик должен об­ладать правом отказаться от подобного участия, когда это ему по какой-то при­чине неприятно.

Недопустимость умаления достоинства. —Открытость в высказываниях будет лишь тогда, когда обучаемые усвоят, что мож­но не соглашаться с чьим-то мнением, но что недопустимо судить о людях лишь на основе изложенных ими мыслей. Необхо­димо дать учащимся понять, что обидные замечания/высказывания ранят другого человека, когда такие выпады допуска­ются по отношению к нему. Дайте обуча­емым понять, что такое поведение недо­пустимо и будет пресекаться.

Уважительное отношение ко все ученикам без исключения. — Глупых вопросов не бывает. Каждый вопрос имеет свою цен­ность. Внушайте учащимся, что к любому их вопросу отнесутся с должным уважени­ем, и на любой из них они получат ответ в рамках учебной программы.

Навыки межличностного общения, необхо­димые учителю. Необходимыми качествами опытного преподавателя являются: умение выделить ключевые идеи, умение дать учени­кам почувствовать, что вы понимаете то, о чем они говорят, и умение вмешаться, когда ученики выражаются недостаточно ясно. Существуют пять основных навыков межлич­ностного общения, которые могут помочь преподавателю облегчить установление кон­такта с классом а всем участникам дискус­сии - установление контакта друг с другом. К навыкам, о которых идет речь относятся: умение слушать, умение воспроизводить ска­занное, умение разъяснять, задавать вопро­сы и подыскивать подходящие примеры.

1. Умение слушать — Выслушивание - обусловленный внешним воздействием вид деятельности, который требует одновременного задействования органов чувств слушающего в ответ на поведение друго­го лица. Учитель может совершенство­вать умение слушать, обращая внимание на вербальные и невербальные признаки реакции учащегося в ответ на такие факторы, как ассоциативность мыслей, пере­мена темы в разговоре, предварительные
и заключительные замечания, повторяющиеся высказывания, противоречия и
опущения в беседе, а также скрытый подтекст разговора.

 

2. Воспроизведение сказанного — Воспроизведение сказанного - это почти дословное повторение того, что сказал собеседник. Хотя пользуются этим навыком не часто, он дает учителю возможность убедиться, что преподаватель правильно расслышал сказанное учеником. Если высказывание понято неправильно, у учащегося имеется возможность поправить учителя. Воспро­изводить сказанное можно и с тем, чтобы дать ученику понять, что сказанное им услышано учителем.

3. Умение разъяснять — Разъяснение помогает учащимся и учителю выработать новое понимание темы за счет создания све­жей схемы осмысления. Как процесс разъ­яснение очень схоже с интерпретацией. Разъяснение выходит за рамки простого воспроизведения сказанного учащимся.

В данном случае у учителя есть опреде­ленная свобода в объединении несколь­ких суждений ученика для формирования нового подхода к пониманию проблемы. Поступая таким образом, руководитель может сказать: "Во время урока вы сказа­ли следующее... Можно ли это понять как...?" Таким образом, у учащегося появляется возможность обдумать такое предположение (соглашаясь или не согла­шаясь с ним).

4. Умение задавать вопросы — При попыт­ках учителя понять, что думает ученик о предмете дискуссии, очень полезным может оказаться использование вопросов. Задавать вопросы необходимо нечасто и осмотритель­но. Вот несколько советов о том, как следует эффективно задавать вопросы:

а.Задавайте вопросы, оставляющие свободу выбора ответа.Вы не могли бы рассказать об этом поподробнее? "Каково ваше мнение?" "Не хотите ли еще что-либо добавить

б.Задавайте лишь один вопросза раз. Незадавайте несколько вопросов один за другим.

в.Дайте ученику возможность ответить на поставленный вопрос.Прежде чем предложить вариант ответа, повреме­ните по крайней мере полминуты. Иногда бывает так, что на вопросы, обращенные к ученику, отвечает сам учитель.

г.Оцените ответ учащегося.Поблагодарите ответившего ученика за ответ. Если ответ неверный, подбодрите его и затем дайте верный ответ.

д.Не загоняйте ребенка в угол. Задавая

вопрос, внимательно следите за тем, не обнаруживает ли ребенок призна­ков беспокойства, страха или неспо­собности ответить. Вмешайтесь после нескольких минут молчания и скажи­те: "Кажется, вы очень тщательно об­думываете мой вопрос. Вам нужно еще время или, может быть, вам по­мочь с ответом?"

е.Заканчивайте на положительной ноте. Заканчивая задавание вопросов, соз­давайте положительный настрой. Скажите ученикам, что ваши вопросы были не из легких, и что они хорошо поработали, отвечая на них.

5. Подбор примеров — При попытках выразить абстрактную идею ученику зачастую легче подыскать аналогию или пример. Простой вопрос "Не могли бы вы привести пример или описать, что вы имеете в виду?" по­может учащемуся донести свою мысль.

Все пять навыков межличностного общения, в сочетании друг с другом, рассчитаны на то, чтобы помочь школьникам развить свою мысль и подробно изложить ее. Эти навыки общения помогают вести беседу. Ими можно пользоваться при проведении классных об­суждений, ролевых игр, во время других ви­дов работб а также при выработке альтерна­тив в процессе принятия решений.

 

 

Приложение 4.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: