Советов для работы в группе
1. Будьте пунктуальны. Не отнимайте время у других своим
опозданием.
2. Будьте подготовлены. Удостоверьтесь, что все нужные документы с
вами, что вы полностью осведомлены о теме обсуждения.
3. Будьте там, если только ваше присутствие необходимо. Если у вас
есть какой-либо выбор в этом вопросе, взгляните на данное собрание
как на любое другое дело, требующее временных затрат. Зачем вы
участвуете в собрании? Что, способствующее достижению вашей
цели, вы ожидаете получить от него? Каковы издержки и
преимущества?
4. Будьте активны. Участвуйте в дискуссиях. Не сидите молча,
предоставив возможность вести все разговоры другим.
5. Будьте внимательны. Много времени на собраниях тратится попусту
потому, что люди просто позволяют себе невнимательно слушать то, о
чем идет речь. В результате затрагиваются уже обсуждавшиеся темы
и задаются вопросы, на которые уже были даны ответы.
6. Будьте уместны. Постарайтесь, чтобы ваши высказывания,
комментарии и предложения касались центральных проблем
собрания, а не служили просто предлогом для демонстрации ваших
собственных знаний и способностей.
7. Будьте немногословны. Скажите то, что вы хотите сказать, и на этом
остановитесь. Избегайте говорить о несущественном.
8. Будьте вежливы. Не перебивайте других выступающих, как бы
сильно вы ни расходились с ними во мнениях. Дайте им закончить,
прежде чем излагать свою точку зрения.
9. Будьте сосредоточены. Обращайте внимание на выступления, а не на
выступающих. На собраниях много времени тратится попусту, если
критикуется личность, а не высказанное мнение. Нападки личного
характера непродуктивны и ведут к разрыву взаимоотношений. Они
отнимают время, вынуждая других защищаться и пускаться в
ответную критику. Они поднимают эмоциональный накал собрания,
отвлекают присутствующих и не позволяют им ясно мыслить о более
важных вопросах.
10. Будьте ориентированы на действие - следуйте принятым
решениям. Если решение касается вас, никогда не оставляйте его без
внимания.
Приложение 2.
Пирамида познания.
. Пирамида познания предлагает различные способы подачи материала. Разнообразие предлагаемых методов обучения делает процесс обучения более творческим и позволяет многоплановое воздействие на обучаемого. Кроме того, это улучшает понимание и восприятие, так как многие из способов, представленных в пирамиде, рассчитаны на развитие навыков работы в группе, что способствует лучшему взаимодействию между учащимися.
Лекция (5% усвоения): лекция - это структурно организованный способ изложения материала по конкретной теме, которым пользуется учитель. Лекция является быстрым способом подачи необходимой информации. Наряду с большой пользой лекция обладает также своими недостатками. Лекция может быть скучной, особенно, если она длинна и не предполагает активного участия аудитории. Лекции ставят обучаемых в положение пассивных слушателей. Лекции необходимо использовать в сочетании с другими способами обучения.
Чтение (10% усвоения): индивидуальное или коллективное чтение безусловно является необходимым методом обучения, но как и лекция чтение само по себе не позволяет достичь глубокого усвоения информации. Чтение является более полезным для учащихся лишь в сочетании с другими способами обучения.
Аудио-визуальные средства (20% усвоения): при наличии возможности демонстрации фильмы и видеофильмы могут служить значительным подспорьем преподавателю в подаче информации. До демонстрации в классе аудиовизуальные материалы должны быть внимательно просмотрены учителем. В сочетании с последующим обсуждением аудиовизуальные материалы могут в значительной мере повысить степень усвоения материала обучаемыми.
Использование наглядных пособий (30% усвоения): в процессе познания и усвоения информации учащийся полагается на свои органы чувств. Обучаемый имеет свойство полагаться на один из органов чувств более, чем на другие. Одни ученики усваивают материал, воспринятый на слух или при помощи зрения, в то время как другие лучше воспринимают осязанием. Используя наглядные пособия преподаватель может помочь ученикам в любом из видов восприятия. Наглядные йособия могут быть самого разного рода. Диаграммы, слайды раздаточный материал и плакаты - лишь немногое из того, что можно использовать для того, чтобы помочь ученику понять то, о чём говорит учитель.
Обсуждение в группах (50% усвоения): обсуждение в группах представляет собой устный обмен мнений обучаемыми - участниками и ведущими обсуждения. Обсуждения позволяют ученикам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы. Обсуждения особенно полезны тем, что позволяют учащимся думать, подробно рассказать о своих собственных выводах и выслушать разнообразные мнения своих одноклассников.
Обсуждения углубляют понимание учащимися материала и предоставляют им возможность практического использования полученных знаний. На протяжении всей учебной программы можно проводить обсуждения в больших и малых группах.
"Мозговая атака1' является очень распространенным способом обучения, который предполагает свободный обмен мнениями по определенной проблеме. Руководитель описывает проблему или реальную ситуацию, которую следует обдумать, и затем побуждает учащихся предложить как можно больше альтернативных решений. На начальном этапе "мозговой атаки" поощряется свободный обмен идеями. Оценка выдвинутых идей происходит только когда прекращается обмен ими. Учеников просят проанализировать каждое из выдвинутых предложений.
Обучение практикой действия (70% усвоения): ролевые игры или проигрывание ситуаций, как это видно из названия. Ученикам предлагается представить себя в той или иной роли при решении жизненной ситуации. Каждая ролевая игра длится лишь несколько минут, в то время как учащиеся выступают в самых различных качествах, в зависимости от того, как представлена ситуация. Ролевые игры или обучение практикой действия рассчитаны на то, чтобы помочь детям проанализировать свои чувства, мысли и действия в некритической обстановке. Учащимся нужно предоставить возможность добровольно вызваться для участия в ролевой игре, а затем следует проинструктировать их, чтобы помочь им справиться с тем, что они должны делать. Например, ученики могут выходить из своей роли, чтобы рассказать другим, что они чувствуют. Им можно давать роль другого "я", которое нашептывает им на ухо решение в трудной ситуации. Детей также можно попросить поменяться ролями с одноклассниками, чтобы выявить новые точки зрения на ту же ситуацию. Ролевые игры могут давать обильный материал для обсуждения для учеников.
Выступление в роли обучающего (90% усвоения): ученик, который преподает материал другим, сам усваивает 90% преподаваемого. Консультирование одноклассников или обучение своих сверстников самими учениками, - один из самых эффективных способов привлечь внимание обучаемых и заставить их изменить свое поведение. Этот способ меняет поведение ученика-обучагощего, в той же мере, в какой влияет на его сверстников. В подростковом возрасте влияние сверстников, пожалуй, является более действенным, чем в любой другой период жизни. В рамках программы обучения сверстниками, учителя могут опираться на наиболее подготовленных учеников, которые помогают им в качестве ассистентов в работе с другими детьми. Обучение включает привитие умения слушать, навыков общения, навыков принятия решений и основных, навыков по оказанию помощи. Обучение с помощью сверстников признано в США одним из наиболее эффективных способов влияния на поведение подростков и их отношение к окружающему миру.
Приложение 3.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКАМИ
Применение навыков эффективного общения:
Успех преподавания материала программы зависит от каналов общения, существующих между участниками учебного процесса. Учащиеся должны понимать основные правила ведения дискуссий в классе и соблюдать их, в то время как от руководителя требуется понимание некоторых фундаментальных навыков межличностного общения и применение их на практике, что облегчает процесс обсуждения в группах. Ниже приводятся некоторые полезные идеи, предназначенные для учителя и учащихся, которые должны повысить качество понимания, достигаемое во время учебной программы.
Правила участия в дискуссии для учащихся:
обсуждения в классе, подача материала и мероприятия проходят более организованно, когда участники знают действующие правила и соблюдают их. Установленные правила помогают детям и взрослым осуществлять свои права и справляться со своими обязанностями. Вот некоторые из полезных правил:
Умейте слушать друг друга. — Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово начинает с краткого обзора
того, что было сказано предыдущим выступающим чем он приступит к изложению своих мыслей. Некоторые преподаватели используют ключ, который держит говорящий. Ключ передается следующему
выступающему, в то время как прочие хранят молчание.
Говорить должен кто-то один. — Во время обсуждения группой говорить должен
только один человек. В данном случае очень полезен прием с ключом. Умение
слушать и требование, что говорить должен только один человек -, это два правила, которые дополняют друг друга.
Говорить по существу. — Иногда учащиеся отклоняются от предмета разговора.
Вместо того, чтобы одергивать ученика, руководитель дискуссии может сказать:
"Я не совсем понимаю, каким образом это связано с тем, что мы сейчас обсуждаем. Не мог бы ты пояснить, что имеется в виду?" Это позволит ученику пояснить свою мысль или осознать, что то, что он говорит, не имеет отношения к предмету обсуждения.
Необходимость делиться мыслями. — Следует поощрять стремление учащихся поделиться своими мыслями. В классе важно мнение каждого ученика, и каждый должен иметь свободу высказываться. Дайте учащимся почувствовать, что их соображения ценят и за них будут благодарны. Если ученик высказывает ложное представление или неправильное суждение, отреагируйте на это примерно так: "Многие школьники и взрослые согласились бы с тобой. Однако, известно, что..." Таким образом ученик не будет поставлен в неловкое положение и будет избавлен от чувства смущения за неправильный ответ.
Необходимость повышать самооценку. — К участию в обсуждении и других видах работ в классе необходимо побуждать всех учащихся. Однако ученик должен обладать правом отказаться от подобного участия, когда это ему по какой-то причине неприятно.
Недопустимость умаления достоинства. —Открытость в высказываниях будет лишь тогда, когда обучаемые усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но что недопустимо судить о людях лишь на основе изложенных ими мыслей. Необходимо дать учащимся понять, что обидные замечания/высказывания ранят другого человека, когда такие выпады допускаются по отношению к нему. Дайте обучаемым понять, что такое поведение недопустимо и будет пресекаться.
Уважительное отношение ко все ученикам без исключения. — Глупых вопросов не бывает. Каждый вопрос имеет свою ценность. Внушайте учащимся, что к любому их вопросу отнесутся с должным уважением, и на любой из них они получат ответ в рамках учебной программы.
Навыки межличностного общения, необходимые учителю. Необходимыми качествами опытного преподавателя являются: умение выделить ключевые идеи, умение дать ученикам почувствовать, что вы понимаете то, о чем они говорят, и умение вмешаться, когда ученики выражаются недостаточно ясно. Существуют пять основных навыков межличностного общения, которые могут помочь преподавателю облегчить установление контакта с классом а всем участникам дискуссии - установление контакта друг с другом. К навыкам, о которых идет речь относятся: умение слушать, умение воспроизводить сказанное, умение разъяснять, задавать вопросы и подыскивать подходящие примеры.
1. Умение слушать — Выслушивание - обусловленный внешним воздействием вид деятельности, который требует одновременного задействования органов чувств слушающего в ответ на поведение другого лица. Учитель может совершенствовать умение слушать, обращая внимание на вербальные и невербальные признаки реакции учащегося в ответ на такие факторы, как ассоциативность мыслей, перемена темы в разговоре, предварительные
и заключительные замечания, повторяющиеся высказывания, противоречия и
опущения в беседе, а также скрытый подтекст разговора.
2. Воспроизведение сказанного — Воспроизведение сказанного - это почти дословное повторение того, что сказал собеседник. Хотя пользуются этим навыком не часто, он дает учителю возможность убедиться, что преподаватель правильно расслышал сказанное учеником. Если высказывание понято неправильно, у учащегося имеется возможность поправить учителя. Воспроизводить сказанное можно и с тем, чтобы дать ученику понять, что сказанное им услышано учителем.
3. Умение разъяснять — Разъяснение помогает учащимся и учителю выработать новое понимание темы за счет создания свежей схемы осмысления. Как процесс разъяснение очень схоже с интерпретацией. Разъяснение выходит за рамки простого воспроизведения сказанного учащимся.
В данном случае у учителя есть определенная свобода в объединении нескольких суждений ученика для формирования нового подхода к пониманию проблемы. Поступая таким образом, руководитель может сказать: "Во время урока вы сказали следующее... Можно ли это понять как...?" Таким образом, у учащегося появляется возможность обдумать такое предположение (соглашаясь или не соглашаясь с ним).
4. Умение задавать вопросы — При попытках учителя понять, что думает ученик о предмете дискуссии, очень полезным может оказаться использование вопросов. Задавать вопросы необходимо нечасто и осмотрительно. Вот несколько советов о том, как следует эффективно задавать вопросы:
а.Задавайте вопросы, оставляющие свободу выбора ответа.Вы не могли бы рассказать об этом поподробнее? "Каково ваше мнение?" "Не хотите ли еще что-либо добавить
б.Задавайте лишь один вопросза раз. Незадавайте несколько вопросов один за другим.
в.Дайте ученику возможность ответить на поставленный вопрос.Прежде чем предложить вариант ответа, повремените по крайней мере полминуты. Иногда бывает так, что на вопросы, обращенные к ученику, отвечает сам учитель.
г.Оцените ответ учащегося.Поблагодарите ответившего ученика за ответ. Если ответ неверный, подбодрите его и затем дайте верный ответ.
д.Не загоняйте ребенка в угол. Задавая
вопрос, внимательно следите за тем, не обнаруживает ли ребенок признаков беспокойства, страха или неспособности ответить. Вмешайтесь после нескольких минут молчания и скажите: "Кажется, вы очень тщательно обдумываете мой вопрос. Вам нужно еще время или, может быть, вам помочь с ответом?"
е.Заканчивайте на положительной ноте. Заканчивая задавание вопросов, создавайте положительный настрой. Скажите ученикам, что ваши вопросы были не из легких, и что они хорошо поработали, отвечая на них.
5. Подбор примеров — При попытках выразить абстрактную идею ученику зачастую легче подыскать аналогию или пример. Простой вопрос "Не могли бы вы привести пример или описать, что вы имеете в виду?" поможет учащемуся донести свою мысль.
Все пять навыков межличностного общения, в сочетании друг с другом, рассчитаны на то, чтобы помочь школьникам развить свою мысль и подробно изложить ее. Эти навыки общения помогают вести беседу. Ими можно пользоваться при проведении классных обсуждений, ролевых игр, во время других видов работб а также при выработке альтернатив в процессе принятия решений.
Приложение 4.