Программа социологического исследования выражает понимание и знание,




Лекция 4. Программа социологического исследования

Программа социологического исследования – это:

1) изложение его цели и общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки (Мангейм, Ричч).

2) научный документ, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программа социологического исследования - это, по существу, и есть теория и методология конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления. Среди социологов распространено мнение о том, что разработка хорошей программы требует не менее половины интеллектуальных затрат всего исследования.

3. первые этапы подготовительной стадии исследования, посвящённые теоретическим, методическим и организационным вопросам (Сикевич).

4. изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки (В.А.Ядов).

5. теоретический документ, излагающий методологические, методические и организационные принципы, приемы, средства изучения конкретного социального объекта (А.И. Шикун).

Программа выполняет функции:

а). Методологическую, которая позволяет определить научную проблему и подготовить основы для ее решения в контексте изменяющегося теоретического знания в данной сфере.
б). Методическую, которая позволяет наметить методы сбора социологической информации и описания ожидаемых результатов, благодаря которым можно осуществить переход от теоретических положений к эмпирическим фактам, затем, от них к новым теоретическим обобщениям, выводам и практическим рекомендациям.
в). Организационную, которая позволяет спланировать деятельность исследователя или коллектива исследователей на всех этапах работы, определять ее последовательность и проводить контроль поэтапного хода исследования.

Программа социологического исследования выражает понимание и знание,

отвечая на вопросы:

1. Что надо делать?
2. Чем выполнить задуманное?
3. Как выполнить задуманное?
Содержание и структура программы социологического исследования зависят от его общей направленности, т.е. от главной цели исследовательской деятельности. С этой точки зрения выделим наиболее часто используемых два типа исследований:
1. Теоретико-прикладные исследования, цель которых – содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее.
2. Прикладные социологические исследования, направленные на практическое решение достаточно ясно очерченных социальных проблем с тем, чтобы предложить конкретные способы действий в определенные сроки. Эти исследования, иногда называемые социально-инженерными.

В идеальном случае программа теоретико-прикладного исследования включает следующие, по мнению различных авторов, элементы:

В.А. Ядов (Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1999. – С. 70)
Методологический раздел программы:
1.Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.
2.Определение цели и постановка задач исследования.
3.Уточнение и интерпретация основных понятий.
4.Предворительный системный анализ объекта исследования.
5.Развертывание рабочих гипотез.
Методический раздел программы:
6.Принципиальный (стратегический) план исследования.
7.Обоснование системы выборки единиц наблюдения.
8.Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.
Программа дополняется рабочим планом, в котором упорядочиваются этапы работы, сроки осуществления исследования, оцениваются необходимые ресурсы и т.д.

 

В.Г. Гречихин (Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учебное пособие. – М., 1988. – С. 36).
Методологический раздел программы, состоит из следующих элементов:
1). Формулировка проблемы; определение цели и задач исследования;
2). Определение объекта и предмета исследования;
3). Интерпретация основных понятий;
4). Предварительный системный анализ объекта исследования;
5). Формулировка рабочих гипотез.
Методико-процедурный раздел программы включает в себя:
1). Принципиальный (или стратегический) план исследования;
2). Набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных.

А.И. Шикун (Шикун А.И. Социологический практикум: Учебное пособие. – Минск: Амалфея, 2000. – С. 6).
Программа СИ обычно строится из разделов (параграфов), в которых последовательно излагаются основные принципы (теоретические подходы) и методы (способы, процедуры) предстоящего исследования.
Примерная структура программы:
1.Обоснование проблемы 6.Методы сбора социологической
исследования. информации.
2.Объект и предмет исследования. 7.Методы обработки информации.
3.Цель и задачи исследования. 8.Методы анализа информации.
4.Гипотезы исследования. 9.Постановка социальных
экспериментов.
5.Интерпретация основных понятий. 10.Организация исследования.
Левая колонка реализует, в первую очередь, методологические (теоретические) функции программы. Правая – методические и организационные (процедура исследования).

С.С. Новикова (Новикова С.С. Введение в прикладную социологию. Анкетирование: Учеб. пособ. – М.: «СпортАкадемПресс», 2000. – С. 34).
Методологическая часть
1. Описание проблемной ситуации.
2. Указание цели и задач.
3. Определение объекта и предмета исследования.
4. Интерпретация основных понятий.
5. Формулировка гипотез.
Методическая часть
6. Определения объема выборки.
7. Описание используемых методов сбора первичной социологической информации.
8. Логическая структура инструментария.
9. Методика обработки информации.
Программу обязательно дополняет рабочий план.

Несмотря на разнообразие исследуемых проблем, несмотря на различие решаемых задач, и используемых методов, все исследования имеют нечто общее, что присутствует в них в разных сочетаниях и в разной последовательности.
Полагаем, что различное распределение содержания программы по разделам, у разных авторов, происходит в зависимости от вида исследования, особенностей проблемы исследования, целей и задач исследования, ожидаемых конечных результатов, традиций социологической лаборатории, опыта разработчиков программы, финансовых возможностей и т.д.
Объем программы бывает различным. Она может излагаться кратко, несколько страниц, или представлять собой объемный том.

Основные требования к программе:

1. Необходимость.
2. Эксплицитность (ясность, четкость).
3. Гибкость.
4. Логическая последовательность структуры.

Практические советы по подготовке программы (Ядов):

1. Не начинайте разработку программы прежде, чем вы не уясните, в чем главная проблема исследования, ее познавательный и практический общественный смысл.

2. Обдумайте и обсудите с другими, является ли данная проблема достаточно значимой в теоретическом и (или) практическом смысле, чтобы затратить усилия на исследование, нет ли уже готовых аналогов решения этой проблемы, не является ли она частью другой, более общей.

3. В зависимости от предыдущего обдумайте, будет ли ваше исследование теоретико-прикладным или практически-прикладным, а затем решите, располагаете ли вы достаточными ресурсами (знаниями, источниками дополнительной информации, материальными средствами) для проведения исследования такого типа в приемлемые сроки.

4. Постарайтесь в предварительном варианте детализировать проблему, наметить объект и уточнить предмет исследования и снова продумайте, какие практические трудности возникнут в проведении исследования.

5. Теперь вы можете ясно сформулировать цель исследования — на какой главный вопрос должен быть дан ответ и насколько детальным он должен быть применительно к избранному предмету исследования или заданному в прикладном исследовании объекту. Должны ли быть установлены определенные взаимосвязи и зависимости, или следует продолжить исследование путем разработки вариантов практического решения определенных проблем. Окончательно определив, к какому типу относится ваше исследование, переходите к развертыванию системы задач.

6. Сделайте набросок "дерева целей" исследования.

7. Теперь безжалостно отсекайте "боковые ветви", т. е. задачи, косвенно или вовсе не связанные с главными.

8. Составьте список вопросов для уяснения особенностей предметной области и объекта изучения: что читать? С кем консультироваться?

9. Не жалейте времени на "самообразование", обращайтесь к новейшей литературе по предмету (в ней найдете ссылки на фундаментальные работы и опыт) и снова консультируйтесь с доступными вам специалистами. В итоге определите принципиальный план исследования и, если это не будет исследованием по плану — разведка (что в основном уже выполнено), приступайте к детализации программы по фрагментам.

10. Сделайте первый набросок основных структурных компонентов и связей объекта изучения, выделяя предмет анализа соответственно цели и основным задачам исследования. Одновременно формулируйте главные гипотезы и уточняйте содержательный смысл основных понятий, которые вошли в формулировку гипотез.

11. Обсудите с другими свой набросок, еще раз обратитесь к специалистам-исследователям и практикам и после этого приступайте к систематической отработке понятийного аппарата, общей концепции и формулировке рабочих гипотез.

12. Продумайте, насколько удовлетворительна семантическая и эмпирическая интерпретация ключевых понятий, входящих в гипотезы, и какими данными вы располагаете для получения нужной информации. Составьте схему: слева — признаки ключевых понятий, справа — соответствующие показатели и в последней колонке — как получить сведения о данных показателях (набросок методического обеспечения исследования). Решите, какие методики придется разработать специально, что можно использовать из имеющихся.

13. Определите принципиальный план выборки, памятуя о важности качественной ее представительности, соответствия целям исследования; соразмерьте допустимый уровень ошибки выборки этим целям и задачам дробности анализа проблем; выясните практические возможности реализации принятого плана выборки, снова вернитесь к существу программы, внесите нужные уточнения.

14. Оформите программу как отдельный документ исследования: это пригодится вам не только в проведении исследования, но и при подготовке итогового отчета или публикации.

 

Вопрос 2.

Чтобы правильно и точно поставить проблему, следует соблюдать несколько принципов:

1) прежде всего, необходимо как можно четче разграничить известное («непроблематичное») и неизвестное («непроблематичное»);

2) необходимо отделить существенное с точки зрения решения проблемы от несущественного, второстепенного;

3) следует разделить общую проблему на ряд частных проблем, а затем распределить эти проблемы с точки зрения их важности.

Вопрос 3.

Теоретические и операциональные понятия:

Два требования к операциональным понятиям:

1. способ их получения должен гарантировать максимальную точность;

2. определения должны быть максимально адекватны интересующей нас проблеме.

Гипотеза это:

1. (от греч. предположение) научное предположение, выдвигаемое для объединения каких-л. явлений и требующее проверки, подтверждения опытным путем.

2. предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений

При выдвижении гипотез необходимо учитывать следующие моменты:

1) гипотеза должна быть совместимой с фактами, которых она касается;

2) для объяснения фактов нужно выдвигать как можно меньше гипотез; связь между гипотезами должна быть как можно более тесной;

3) из нескольких гипотез предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее число фактов;

4) нельзя строить исследование на противоречащих друг другу гипотезах;

5) при выдвижении гипотез необходимо понимать, что выводы будут иметь вероятностный характер.

Вопрос 4.

Принципиальный (стратегический) план исследования

Основная предпосылка для выбора принципиального плана — состояние наших знаний к моменту сбора эмпирических данных и отсюда — возможность для разработки гипотез. Можно выделить четыре основных варианта стратегии исследовательского поиска.

1. Разведывательный (поисковый) план применяется в случае, если об объекте исследования имеется самое смутное представление и социолог не в состоянии выдвинуть никаких гипотез. Цель плана — выявление проблем и формулировка гипотез.

2. Описательный (дескриптивный) вариант исследования возможен, когда знания объекта достаточно для выдвижения описательных гипотез. Цель плана — строгое описание качественно-количественных особенностей социальных структур, процессов и явлений.

3. Аналитико-экспериментальный план — наиболее сильный вариант исследовательского поиска. Его применяют лишь при условии достаточно высоких знаний в изучаемой области, что позволяет выдвинуть объяснительные предположения. Особую разновидность аналитико-экспериментального плана образуют исследования, цель которых — поиск управленческих решений.

4. План повторно-сравнительного исследования в отличие от трех предыдущих применяется для выявления тенденций социальных процессов и предполагает сопоставление данных в определенном временном интервале. Сравнительные исследования проводятся также и в рамках одного временного интервала для того, чтобы установить общность и специфику социальных проблем в региональном, социально-культурном и других разрезах.

Процедурный раздел программы:

1. Принципиальный (стратегический) план исследования.

2. Обоснование системы выборки единиц наблюдения.

3. Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: