Дополнительная профессиональная программа
(профессиональная переподготовка)
ЛОГОПЕДИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
МОДУЛЬ 5
«ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
ФОРМА АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Требования к итоговой аттестации
Итоговая аттестация включает теоретическую и практическую составляющие: предоставление материалов по практической части обучения (4-й модуль «Производственной практика») и итоговый экзамен по теоретической части обучения.
Итоговый экзамен проводится в письменной форме по билетам. В билет включаются два вопроса.
На итоговом экзамене проверяется наличие у обучающихся компетенций, необходимых для будущей деятельностипедагог-дефектолог (учитель – логопед) и умения применять полученные знания на практике.
Методические указания. Экзамен проводится в объеме программы, по билетам, включающим 2 вопроса.
Вопрос 1. – затрагивает нормативно-правовые аспектыобразовательной сферы и психолого-педагогические дисциплины
Вопрос 2. - содержит в себе информацию о узко специализированных дисциплинах.
Общая оценка за экзамен определяется как средняя арифметическая оценок, полученных за каждый вопрос. При оценке теоретических знаний, практических умений и навыков, обучающихся на экзамене, учитываются также их текущая успеваемость по дисциплинам модуля и результаты итоговых заданий по дисциплинам, предусмотренных учебным планом.
Содержание экзамена
Слушатель, окончивший курсы профессиональной переподготовки «Логопедия в дошкольных образовательных организациях и в начальной школе» и получивший право на ведение профессиональной деятельности с квалификацией педагог-дефектолог (учитель – логопед), должен быть готов: реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ;осуществлять взаимодействие с семьей, с работниками разных сфер, по вопросам образования; использовать методы диагностики, общения, деятельности разных возрастов;понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики.
Экзамен осуществляется в целях проверки достижения слушателями обязательных результатов обучения по дисциплине – минимума, который необходим для дальнейшей профессиональной деятельности, выполнения программных требований к уровню подготовки обучающихся. Обучающийся допускается к сдаче экзамена, если он сдал все зачеты по учебным дисциплинам.
Ответы обучающихся на итоговом экзамене должны демонстрировать готовность выпускника к профессиональной деятельности, проектированию и реализации программ.Результаты итоговой аттестации оцениваются на основании:
§ – содержания ответов на теоретические вопросы экзаменационного билета итогового экзамена;
§ – наличия положительных итогов производственной практики;
§ – эффективности применения практических материалов в профессиональной деятельности.
Итоговая аттестация оценивается по 4-х балльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Критерии оценки ответа выпускника на итоговом экзамене
Оценка «отлично»
Компетенции сформированы в полном объеме: выпускник обнаружил всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, а также усвоивший взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии. Ответы на вопросы изложены логично, последовательно, с опорой на разнообразные источники. У выпускника четко определена своя позиции в раскрытии различных подходов к рассматриваемой проблеме; показано значение разработки данного теоретического вопроса для педагогической практики. Он свободно оперирует терминами, ориентирован в дополнительных источниках информации по данной проблеме. Слушатель анализирует и дает психологическую характеристику, демонстрируя знание продуктивных и непродуктивных способов субъект-субъектного взаимодействия при решении психологических и педагогическихситуаций; определяет отношение между субъектами процесса реабилитации.
Оценка «хорошо»
Компетенции в основном сформированы: выпускник обнаружил систематический характер знаний учебного материала по дисциплинам; раскрывший различные подходы к рассматриваемой проблеме и опирающийся при рассмотрении ответа на обязательную литературу; включающий в свой ответ соответствующие примеры из педагогической практики; демонстрирующий знание основных понятий, однако, допускающий неточности и незначительные ошибки. Выпускник анализирует и дает психологическую характеристику, демонстрируя знание продуктивных и непродуктивных способов субъект-субъектного взаимодействия при решении психологических и педагогических ситуаций; определяет отношение между субъектами процесса реабилитации
Оценка «удовлетворительно»
Компетенции сформированы частично: выпускник обнаружил знание основного программного материала на основе изучения какого-либо одного из подходов к рассматриваемой проблеме, но допустившего фактические ошибки в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий; в том числе терминологии и в форме построения ответа. Слушатель дает психологическую характеристику, демонстрируя знание продуктивных и непродуктивных способов субъект-субъектного взаимодействия при решении психологических и педагогических ситуаций.
Оценка «неудовлетворительно»
Компетенции не сформированы: слушатель обнаружил пробелы в знаниях основного учебного материала, допустил принципиальные и существенные ошибки в выполнении заданий, которые искажают смысл изученного; излагал логически не обработанную и не систематизированную информацию. В ответе содержатся житейские обобщения вместо научных терминов.Слушатель испытывает затруднения в определении продуктивных и непродуктивных способов субъект-субъектного взаимодействия при решении психологических ситуаций и задач.
Критериями оценки сформированности компетенций выпускника являются: степень усвоения учебного материала; научно-методический уровень ответов на поставленные вопросы; доказательность и убедительность суждений; степень творчества и самостоятельности в решении задач и анализе ситуаций; связь с предстоящей практической деятельностью.
Контрольные вопросы итоговой аттестации
по дисциплинам программы
«ЛОГОПЕДИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
1. Нормативно- правовое обеспечение образования РФ.
2. Нормативно- правовое обеспечение в специальном образовании.
3. Нормативно-правовое обеспечение в логопедической деятельности.
4. Педагогические технологии.
5. Воспитание и самовоспитание. Самообразование.
6. Психические процессы. Психические состояния и их регуляция.
7. Психические свойства личности. Психологическая теория деятельности.
8. Система специального образования. Альтернативные варианты помощи с отклонениями в развитии.
9. Система коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. Уровни и формы интеграции.
10. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии. Факторы психического развития человека.
11. Виды отклоняющегося развития (дизотогении). Понятие о первичном и вторичном дефекте развития.
12. Специфика методов исследования, применяемых в психологии развития. Принципы проведения психологических исследований.
13. Этапы психического развития.
14. Логопедия как наука о нарушениях речи.
15. Этиология речевых нарушений.
16. Анатомо-физиологические механизмы речи.
17. Классификация нарушений речи.
18. Методика развития словаря и формирование грамматического строя речи.
19. Методика воспитания звуковой культуры речи. Подготовка детей к обучению грамоте.
20. Методика развития связной речи и ознакомление с художественной литературой.
21. Планирование работы по развитию речи.
22. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями речи.
23. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы с нарушениями речи.
24. Психологическая диагностика и коррекция лиц с нарушениями речи.
25. Характеристика особенностей деятельности, общения и поведения детей с нарушениями речи.
26. Дифференциальная диагностика речевых нарушений.
27. Организация и содержание психолого-педагогических комиссий в современных условиях.
28. Особенности детей с общим недоразвитием речи.
29. Особенности детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
30. Особенности детей с заиканием.
31. Особенности детей со сложными дефектами речи.
32. Нарушения письменной речи.
33. Предметно-пространственная среда в логопедических группах.
34. Специфика логопедических занятий в дошкольных образовательных учреждениях.
35. Специфика логопедических занятий в начальной школе.
36. Логопедическая ритмика для детей с нарушениями речи.
37. Основы логопедического массажа.
38. Особенности взаимодействия логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающего обучения.
39. Методика разработки рабочих программ логопеда в соответствии с ФГОС.
40. Организация и содержание логопедической помощи детям младшего и раннего возраста.
41. Технологии раннего вмешательства в развитии речи.
42. Характеристика образовательной организации в системе специального образования.
43. Образовательная программа в специализированном учреждении.
44. Индивидуальный маршрут развития.
45. Особенности речевой карты.
46. Взаимосвязь всех специалистов в системе специального образования.
47. Особенности логопедических технологий.
48. Интегрированное и инклюзивное образование.
49. Основные этапы, формы и методы тьюторского сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи.
50. Модель взаимодействия логопеда со всеми участниками педагогического процесса.
Практическая составляющая. Предоставление материалов касается передачи итоговых документов по программе производственной практики, подтверждающих успешность реализации практической деятельностипедагог – дефектолог(учитель-логопед) предоставляемые по окончании её прохождения. Материалыдолжны демонстрировать качество психологических и педагогических действий, необходимых для эффективного решения типичных профессиональных задач вобразовательной сфере и соответствовать требованиям к получаемой квалификации.