Теория познания и логика




Аристотель

Аристотель – древнегреческий философ, натуралист, ученик Платона. Наставник Александра Македонского, основоположник перипатетической школы и формальной логики. Считается наиболее влиятельным философом древности, заложившим основы современных естественных наук.

Биография Аристотеля

Аристотель появился на свет в 384 г. до н.э. в городе Стагире, расположенном на севере Восточной Греции. В связи с местом своего рождения его часто называли – Стагиритом.

Философ рос и воспитывался в семье потомственного врача Никомаха и его супруги Фестиды. Интересен факт, что отец Аристотеля был придворным врачом македонского царя Аминты 3 – деда Александра Македонского.

Детство и юность

Обучаться разным наукам Аристотель начал еще в раннем возрасте. Первым учителем мальчика был его отец, который за годы своей биографии написал 6 трудов по медицине и одну книгу по натурфилософии.

Стоит заметить, что отец обучал мальчика не только точным наукам, но и философии, которая в то время пользовалась большой популярностью.

Родители Аристотеля умерли, когда он был еще подростком. В результате, воспитанием юноши занялся муж его старшей сестры по имени Проксен.

В 367 г. до н. э. Аристотель отправился в Афины. Там он увлекся учениями Платона, став впоследствии его учеником.

В то время биографии любознательный парень интересовался не только философией, но и политикой, биологией, зоологией, физикой и другими науками. Стоит заметить, что в академии Платона он обучался на протяжении приблизительно 20 лет.

После того, как у Аристотеля сформировались собственные взгляды на жизнь, он подверг критике идеи Платона относительно бестелесных сущностей всего сущего.

Философ развил свою теорию – первичности формы и материи, и неотделимости души от тела.

Позже Аристотель получил предложение от царя Филиппа 2 переехать в Македонию, чтобы воспитывать юного Александра. В итоге, он был учителем будущего полководца на протяжении 8 лет.

Когда Аристотель вернулся обратно в Афины, он открыл свою философскую школу «Ликей», более известную под названием перипатетической школы.

Философское учение Аристотеля

Аристотель дает следующую классификацию наук:

Теоретические – основной тезис этой классификации: «знание ради знания»: физика, математика

Практические — этика и политика

Поэтические —все виды искусства, включая поэзию и риторику

Идеальное государство Аристотеля

Аристотель дал государству следующее определение: государство — это «общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни». По Аристотелю, государство является продуктом естественного развития. Он воспринимает государство как цельный организм, основанный на человеческом общении и выросший именно из этого общения. В начале цепочки он ставит семью, семья постепенно разрастается в селение, которое, в свою очередь, со временем становится государством.

 

По определению Аристотеля: «Человек — животное политическое», т. е. он не может жить вне государства, вне общества. Сначала человек создает себе семью, но наилучшим образом его политическая природа реализуется в государстве, которое он понимает как союз свободных и равных граждан, способных участвовать в осуществлении законодательной и судебной власти.

Аристотель «Политика»

МОНАРХИЯ — ТИРАНИЯ

Политическая система, где во главе стоит один человек называется Βασιλεια (Царство) — Δεσποτισμός (Деспотизм) – Δικτατορία (Диктатория) – Μοναρχια (Монархия). Все эти понятия суть синонимы.

лоупотребление властью называлось ТИРАНИЕЙ (хотя были вначале времена, когда и Тиран являлся почётным титулом). Тираны приходили к власти при поддержке последователей, не считаясь с волей большинства.

Согласно Аристотелю: «Тирания преследует цель обанкротить граждан. С одной стороны, чтобы поддержать режим с помощью своих денег, а с другой стороны держать людей занятыми, чтобы они не имели времени для участия в делах страны. Результат достигается как с помощью введения больших налогов, поглощения имущества граждан, так и строительства крупных проектов, которые истощают государственные финансы …. »

АРИСТОКРАТИЯ – ОЛИГАРХИЯ

Под аристократией Аристотель подразумевал государство, которое основано на правлении превосходных. Но превосходство в данном случае – это знания, умения, деятельность во благо людей.

Если переводить буквально, аристократ – это обладатель (держатель) лучших человеческих качеств.

Но на протяжении последних сотен лет этот термин употреблялся применительно к дворянству, возникающему из-за богатства или происхождения. Что приводило к путанице между чистым понятием аристократии и олигархии. Лучшие качества стали отождествляться с высшими сословиями, особенно с крупными землевладельцами и феодальной системой.

Два режима — пара, потому что власть находится в руках немногих. Но нарушение заключается в том, что некоторые начинают выбираться на основе богатства или происхождения — факторов, которые не только не гарантируют надлежащее управление, но и формируют сетку интересов, определяемую общими интересами экономически влиятельных лиц.

 

Аристократия, как праведное государство, гарантирует хорошее управление, то есть правительство, которое заботится о счастье народа в целом.

Олигархия же, по мнению Аристотеля, является преступлением аристократии, когда правитель или правители также стремятся к благу, но лишь к своему и своего окружения.

Политиа — димократиа

ОЛИТИА (πολιτεία) — государство, гражданское общество. Означает ЕДИНОЕ МНЕНИЕ организованного сообщества людей.

Политика происходит от политии, означающей совокупность действий и идей, связанных с общественными делами, управлением города, государства.

полития – это чистая, прямая демократия. КОММУНИЗМ в строгом смысле. Или народное вече (совет) по древнерусски, где решения принимаются непосредственно на собрании граждан, которые в ней участвуют.

«Димос» — жители района

В русском языке пишется через букву «Е», так так понятие «демократия» попало через латинский перевод «demos» — народ.

В греческом языке — через «И» — ДИМОС (δήμος) и значит не просто «народ», а люди определенного района, «земли», наделённые политическими правами.

Изначально этим термином называли одно из подразделений древней Аттики, которое было введено с реформой Клистениса.

В современной терминологии это просто муниципалитет.

Другая часть слова «кратия» берёт начало от «крато» (κρατῶ) — держу. Буквально получается – «муниципалитет держит», то есть является источником и органом политической власти.

В своём трактате «Политика» он описывает некоторые различные типы:

Богатые и бедные имеют одинаковые политические права. Никто не является главенствующим. Закон первичен.

Определяется небольшими социальными слоями. Избирателями могут быть граждане с доходами. Потому что для участия в политической жизни требуется покрытие расходов, хотя и минимальное. Законы превыше власти.

Происхождение не учитывается, но избираться может только тот, был натурализован как гражданин. При этом типе также доминирует законное решение.

Здесь, как и в предыдущей форме, но люди — правители, т. е. они выносят решение индивидуально, а не по закону.

По четвёртому типу правления функционировало государство в Афинах времён Перикла. Решения принимались на индивидуальной основе народным советом.

Четыре главных первоначала:

• Материя – исходный продукт, из которого впоследствии создается что либо. Материя не возникает и не исчезает, она вечна, неизменна, неделима. Примером первичной материи может служить воздух, огонь, вода, эфир, земля.

• Форма – цель, причина рождения каких-либо вещей из субстрата (какого либо материала)

• Производящая причина – причина, запечатляющая определенный момент времени, в который рождается вещь.

• Цель –целью каждой вещи должно быть благо.

Аристотель ввел в философский обиход понятие категории, значительно и упростив и усложнив в той же мере последующее обозначение концепций различного рода. Утверждая, что «человек мыслит категориями», Аристотель определял категории как наиболее общие понятия определения вещей либо явлений, но категории могут служить как общими, так и конкретными определениями. Например: Земля – общее (может иметься в виду любая земля, и планета, хотя не утверждается, что имеем в виду планету)→ Планета Земля – конкретное (конкретизируется). Далее, Планета Земля – общее → Страна Россия – конкретное. И так далее.

Аристотель классифицировал систему категорий, назвав основной сущность или субстанцию. Остальные выведенные из субстанции категории являлись признаками последней.

Далее идет характеристика иерархии категорий и перечисление их в системе онтологичности знания. Рассмотрение с точки зрения бытия.

  • Субстанциональная – пространство и время первоначала мира.
  • Реляционная — Согласно этой теории пространство и время не самостоятельные, а созданные из материи сущности.

Греческий философ Аристотель так же первый начал определять философию как систему научных знаний

Бог как перводвигатель

По заключению Аристотеля движение мира – единый процесс. Но ничто не происходит само по себе. И первопричиной всего земного процесса движения служит Бог. Основной перводвигатель – Бог. Но это вовсе не тот Бог, о котором нам говорит религия (христианство либо ислам, хотя человек недостаточно ознакомленный с данной теорией Аристотеля может понять все в ином свете). Этот принцип, скорее всего напоминающий четкий алгоритм движения всего и соотношения категориальных процессов, завершающихся и начинающихся вновь. Закономерность расписанная по дням и часам. Аналогом такой закономерности, может служить течение фатализма (вера в судьбу в неизбежность того, что должно произойти). В теории познания по Аристотелю Божество занимает первые места.

Теория познания и логика

Аристотель считал, что познание имеет своей целью бытие. В первичности познания чувственность и ощущения имеют значимый характер. Бытие, уподобляется воде замороженной в стакане. Если разбить стакан, вода будет держать форму. Так и бытие способно брать за основу предметы, копируя их в человеческом сознании, таким образом познавая, обращая внимание на все мелочи и нюансы. Чем ближе к реальному предмету либо явлению форма (бытие, копия) тем совершеннее знание и качественней познавательный характер.

Так же Аристотель знаменит как основоположник логики. И он же разрабатывая концепцию теории познания, углубляясь в нее создал так называемую классическую логику. Тут Аристотель вылепил формат мышления. Понятие, суждение, умозаключение – классическая схема созданной Аристотелем основы логического мышления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: