О «заволоченках» и не только




Алексеевская ярмарка! Шумное, разгульное, яркое зрелище! И в прошлом, и ныне проходит она в городе Котельнич. В XIX – начале XX века именно она давала годовой доход городу. На месяц съезжались в Котельнич крестьяне со всей Вятской земли. По последнему снегу торопились сбыть трудяги изготовленную и скопленную за зиму продукцию. Продать приезжим купцам. Ярмарка была благом не только для города, который после месяца суеты имел средства для содержания в течение последующих 11 месяцев. Она стимулировала развитие промыслов у всех близлежащих волостей. Неизменными участниками торгов были жители Истобенска. Интерес к этому селу у меня появился после прочтения этнографических и историко-литературных очерков Д.К. Зеленина за 1905 год, где описывается, как женщин Истобенска зовут крестьяне из села Юрьево: «Если жители села Юрьева Котельнического уезда и называют орловками (заволоченками тож) «образованных» женщин и девушек, то они имеют в виду горожанок (из города Орлова), да ещё – и прежде всего – бойких и тёртых истобенянок (за волоком от села Юрьева – откуда и термин заволоченка – и лежит прежде всего село Истобенское)».

 

Если поискать на карте село Юрьево, а оно стоит на высоком берегу Моломы, и провести линию по карте через Молому, Вятку, заливные луга, лес, то прямиком выйдешь к селу Истобенск, что на левом берегу Вятки. С полным правом это древнее село могло бы стать центром сразу трёх районов: Оричевского, Котельничского и Орловского. Оно находится примерно в 40 км от Котельнича, в 20 км от Орлова и на таком же расстоянии от Юрьева. С последним у Истобенска, как показывает даже поверхностное исследование, особые отношения.

 

Официальная версия названия села происходит от древнерусского слова «истба», «истоба» – изба, построенная из рубленого леса. Но ведь все дома строили в древности из рубленого леса. Интересную версию происхождения названия села высказал котельничанин, путешественник и журналист А.Д. Вылегжанин: «…как из Поморья могло прийти название города Орлова (от тамошних древних городов Орловец и Орлов), так и имя села Истобенска могли принести переселенцы из городка Истобница древнего Устюжского уезда, что на Северной Двине. И нельзя исключать, что прежде ушкуйников с юга, у нас появились поморы с севера. Потому что Русский север более славился лесами для рубки изб из кругляка, чем преимущественно степной юг».

 

??? В подтверждение этой версии у меня есть свои доказательства. В деревне Болванской Юрьевского прихода не одно столетие проживала семья Валовых. Мне пришлось исследовать родословную этой семьи. В Кировском госархиве хранятся ревизские сказки с 1612 года. Мне посчастливилось поработать с ними. По этим документам удалось узнать имя родоначальника семьи Валовых – Евпл – благоприятствующий плаванию. Далее имена давались такие же редкие в приходе: Калина, Тарас. Это подтверждает, что Юрьевское поселение возникло из людей, приплывших с севера.

 

В Отписке из города Котельнича в город Хлынов от конца 1609 года упоминаются ратные (военные) и ярыжные (служилые люди, чиновники) истобенцы, участники событий крестьянской войны и борьбы с польско-шведской интервенцией начала XVII века. В «Дозорной книге» князя Звенигородского 1615 года назван погост Истобной и в нем деревянная церковь Николы Истобенского. В «Писцовой книге» города Орлова с уездом за 1629 год, составленной А. Толочановым, официально зарегистрирована единственная в левобережье реки Вятки Истобенская волость с погостом в 69 дворов и 103 поселения тягловых и оброчных крестьян со 194 дворами. В селе имелся таможенный служилый человек, взимавший пошлины, – современный налоговый инспектор. По его данным, Истобенск начала XVII века по населению равнялся уездному Орлову, а по взиманию госпошлины превышал его. Истобенск приносил в казну больше, чем Орлов, а значит, экономика села развивалась успешнее города. Таким образом, село Истобенск встретило начало XVII века уже крупным населённым пунктом. Но исследователи ещё не обнаружили точную дату выдачи храмозданной грамоты. А именно она даёт право называть село – селом.

 

Лично для меня, о древности Истобенска свидетельствует факт нахождения клада. Эти материальные доказательства, несравнимые ни с какими легендами: «В 1909 году в хозяйстве крестьянки Пелагеи Лобастовой деревни Ганичи найден клад из 99 серебренных копейных, мечевых денег и полушек царствования великих князей и царей российских XVI – XVII веков: Ивана IV Грозного, Федора Ивановича, Бориса Годунова и Михаила Романова».

 

До сих пор нет ни одного сообщения о находке такого плана. Это означает, что уже в начале XVI века истобенцы могли себе позволить откладывать на «чёрный день» (ну не было тогда Сбербанка!) серебряные монеты.

 

Село Юрьево Котельничского района Кировской области образовано в мае 1598 года и расположено в 20 км от районного центра города Котельнича. Название села связывают с именем влиятельного князя Вятки – Юрия Галицкого. Согласно храмозданной грамоте Московского патриарха Иова от 28 апреля 1598 года в селе возведена деревянная церковь Она была разобрана в 1779 году и продана в с. Урайское Казанской губернии. Это ж какие надо было иметь коммерческие способности, чтобы пользоваться 200 лет, а потом ещё и продать?! Без друзей истобенцев здесь не обошлось и вот почему.

 

Удивительное дело, но строительство каменных храмов и в Юрьеве, и в Истобенске началось одновременно, одними и теми же мастерами, в одном и том же стиле. Николаевская церковь в селе Истобенское (1768), Ильинская церковь в селе Юрьево (1767 – 1774), Троицкая церковь в селе Екатерина Котельничского района (1773 – 1778) – эти памятники определили самобытный и красочный язык так называемого «вятского барокко» – местного архитектурного стиля, вобравшего в себя своеобразно интерпретированные формы столичной архитектуры середины XVIII столетия, старые традиционные мотивы и элементы петербургского зодчества, дополненные новым репертуаром приемов, выработанных на земле Великого Устюга. Перечисленные сооружения были выстроены под руководством «каменных дел мастеров» Никиты и Данилы Горынцевых. От них в большой мере зависело формирование художественного облика здания.

 

Выходец из Устюжского уезда Двинской трети деревни Онисовой черносошный крестьянин Никита Горынцев слыл опытным зодчим, который «...чрез долговременную опытность в постройке и даже сочинении планов приобрел немалое искусство.

 

 

Выстроенный в 1768 году Никольский храм расположен в селе Истобенск на живописном левобережье Вятки. Памятник принадлежит к немногочисленной на Вятке группе двухэтажных церквей. По качеству художественных признаков, наряду с совершенством технического исполнения, этот памятник следует признать шедевром вятской школы зодчества середины XVIII столетия и лучшим творением Никиты Горынцева. Грандиознейший храм, потрясающие архитектурные детали! Он действительно стоит, как двухпалубный корабль. Ф.М. Росляков здесь работал с 1797 года и внёс свои коррективы. Он поставил над папертью палатку. Это был уже храм для села, но городского масштаба. Известный архитектор А. Чарушин сделал реконструкцию: он усилил входную группу, пристроил боковые палатки, которые как бы охватили храм с двух сторон. Внутри появилась ещё триумфальная двухмаршевая расходящаяся лестница, опоясывающая всё пространство. Чарушин был мастер таких интересных рекреаций, коммуникаций. Это единственная церковь в селе, построенная как для города. Ни Котельнич, ни Орлов похвастаться мастерством известных зодчих не могут.

 

Сегодня храм, являющийся сердцем села, представляет медленно и мучительно умирающего исполина. Он – укор селянам, властям, землякам. Он – памятник Иванам, не помнящим родства. Смотришь на поруганную святыню и понимаешь, почему село умирает. Истобенцы уезжали на заработки за далекое далёко, чтобы вернуться и в своей церкви помолиться. А теперь некуда возвращаться. Может, стоит истобянам всей земли собраться и не дать погибнуть окончательно дару предков?!

 

С религиозными традициями связаны сёла Юрьево и Истобенск в праздновании дня памяти погибших воинов. На протяжении нескольких веков общим днём поминовения является последняя суббота на Троицкой неделе перед Петровым днём. В Истобенске это базарный день, в Юрьеве и Котельниче носит общее название – Семик.

 

В основе преданий старины лежат достоверные исторические факты о событии, произошедшем на истобенском побережье. Речь идёт о битве рати устюжан под руководством Анфала Никитина и вятчан, предводительствуемых Михайлом Рассохиным, в 1418 году в нескольких местах Вятской земли. О том, что сражение произошло под Истобенском, свидетельствуют находки жителей этого села на легендарном поле битвы: наконечников от стрел, остатков кольчуги в захоронениях русского типа у часовни, двух бердышей и других вещей.

 

В память о сражениях 1418 года в ряде городов и сел Вятской губернии до революции по древним синодикам поминались погибшие с Анфалом «устюжские родители». Поминальный день в Вятке связывался с праздником «Свистутьи», в городе Котельниче он назывался Семиком. В Истобенске поминки павших с Анфалом воинов производились по монастырскому синодику, который нынче хранится в библиотеке им. В.И. Ленина в Москве.

 

Дивны дела твои, Господи! Пишу я всё это, и возникает ощущение, что все значимые события земли Вятской произошли в Истобенске. Сражение произошло у его берегов, а историки и краеведы потихонечку «перетащили» традиции в Вятку. Мол, в Раздерихинском овраге всё было! И котельничане не отстают. Мол, под носом у нас это происходило! Даже татаро-монгольская орда у нас остановлена была! А где конкретно, указать не могут.

 

Вот я, ваш покорный слуга, отработав 10 лет в краеведческом музее города Котельнича, так и не нашла места, где происходила вышеупомянутая битва. Ведь в устьях рек Моломы и Вятки пологий берег приходился на земли Истобенской волости. Сложно представить себе битву приплывших воинов на высоком берегу реки. А вот участие юрьевцев в таких событиях не подвергается сомнениям. Им с высокого берега обзор на версты вокруг, без них победы не могло быть.

 

Об Истобенске можно писать бесконечно. Ведь люди, проживающие в нём, уникальны. Малоземелье отложило определенный отпечаток на традиции, экономику и уклад истобенцев. Земли было мало, всего 16% пашенных земель. Она распределялась семьям на века. Именно малоземелье заставило жителей истобенского побережья заниматься огородничеством, молочным животноводством, подсобными промыслами, отходничеством для службы в речных флотилиях страны.

 

Как и во всём прочем, не было равных истобенцам в животноводстве. Да, сегодня тема не модная. Развалили сельское хозяйство. Ищем новые технологии за рубежом. А про достижения наших предков начинаем забывать. Много ли ты, читатель, знаешь сел, где вывели свою собственную породу коров? Породу, которая ни в какое сравнение не идёт с голландскими и шведскими! Истобенская корова могла дать жирность молока до 5%. Это сегодня жирность искусственно доводят на молокозаводах до такой степени. А истобенцы путем отбора смогли создать корову, которая лейкозом болеет в четыре раза реже обычной, приспособлена к довольно суровому климату и условиям содержания. Первая маслодельная артель была создана в Истобенске. Жители стали держать и приумножать скот для получения прибыли. При малоземелье они получали высококачественную продукцию. В 1895 году в селе было 10 частных «молоканок» по производству масла и сыра, в то время как в соседнем Юрьево первый губернский маслозавод был построен только в 1912 году и то на земские деньги.

 

Почему брендом Истобенска стал огурец? Потому что закуска к водке? Брендом должна стать корова! Истобенская корова, дающая молоко, сметану, мясо независимо от погодных условий, урожая и настроения подвыпившего мужика. Однако, животноводство было лишь вторым видом деятельности жителей Истобенска. Оно было доступно не всем, а только тем, кто имел земли. А река была одна на всех. Вот река и стала основным источником доходов жителей села. Одним из основных видов отходных промыслов было бурлачество.

 

Под именем бурлачество разумеется всякого рода судовая работа на барках, баржах, пароходах, лесных плотах и пр. с целью заработка. 93% из «идущих в отход» были истобенцы. По месту отхода бурлачество занимало очень обширный район. Этот район охватывает собою следующие реки: Вятку, Каму, Волгу, Северную Двину и Сибирские реки. Истобенские бурлаки были знакомы с Архангельском и Астраханью, с Петербургом и Благовещенском. Если Котельнич до недавнего времени был областным центром призывников в армию, то Истобенск совершенно официально являлся призывным пунктом речников.

 

В поселке Затон города Котельнича до сих пор стоит катер «Иртыш». Почему Иртыш, – спрашивала я себя, - где Иртыш, а где мы? А связь-то оказалась прямая.

 

Уполномоченные товарищества Западно-Сибирского пароходства набирали речников в Истобенске. Сюда съезжались желающие уйти в отходничество. Поход за «длинным рублем», или как тогда говорили, в отходничество, мало кому приносил длинные рубли. Отходники-матросы еле-еле зарабатывали на пропитание семей.

 

Работа на стороне повышала требования к грамотности. Истобяне знали, что без грамоты в люди не выбиться. Поэтому тяга к получению знаний, образованию у них была очень большой. Грамотные служащие пароходств в зрелые годы достигали должностей лоцманов, боцманов, помощников капитанов и капитанов судов, добивались материального достатка. Именно они возводили в селе просторные высокие дома в 2 этажа, под железной крышей, с городской мебелью.

 

Для лучшей постановки речного промысла истобяне ходатайствовали об открытии при истобенском двухклассном училище специальных классов речного судоходства на средства казны, с пособием от уездного земства. В 1911 году такое училище было открыто, но в городе Орлове. Это было второе речное учебное заведение в России. Почему в Орлове? Думаю, городское начальство позавидовало селу. Престижно иметь такое заведение на своей территории. А здесь какое-то село. Работало училище до 1916 года.

 

Вот и представьте себе, что уходили мужики на работу с марта по октябрь. Жены, матери, дети оставались дома, часто на долгие 7 месяцев. Летние месяцы, хлебопашные и уборочные. И неслучайно земского начальника (а был и такой) в Истобенске в шутку называли «женским начальником». Как же жили эти месяцы ожидания женщины села? Не оттуда ли пошла пословица: «Я корова, я и бык, я и баба, и мужик»? Ну, про коров уже говорилось выше. А что «баба и мужик», сама действительность подтвердила. Огородничество стало одним из немалых доходов жителей. А эта отрасль испокон веку считалась «женской», вроде как домашнее дело. Это сегодня Истобенск символизирует солёный, хрустящий огурец. А в прошлые века не одну тонну капусты продавали на ярмарках уезда. Да еще и семена выращивали на всю губернию.

 

Главным транспортным средством в Истобенске была… лодка. Одна обязательно, чаще две: маленькая на ближнее расстояние – коров доить, сенокос, ловля дров и деревьев весной, на свиданье и т.д; большая для поездок с грузом (до 700 вилков капусты умещалось), для перевоза, как современные автобусы (вмещала до 30 человек). Лодками управляли женщины. Это как сегодня в семье две машины, легковая и грузовая. А за рулем ОНА.

 

Походив по краям разным, истобенцы понимали, что только благодаря образованию можно из бурлаков выбиться в «люди», стать лоцманами, капитанами… И они учились сами и учили детей. В конце XIX века в селе Истобенск был 51% (по уезду 21%) грамотных. Женщины получали образование наравне с мужчинами. В 1898 году в трёх училищах села Истобенска было 402 учащихся обоего пола. Для сравнения, в Котельниче училось 302 ученика. В 1912 году в ежемесячном журнале «Вятская Епархия» приводятся следующие сведения о селе: «...приход состоит из 23 селений, прихожан православных русских – 2417 мужского пола и 2463 – женского пола. В селе министерское двухклассное училище, одна церковно-приходская школа и четыре земских училища». Целых 6 учебных заведений на село!

 

Истобенцы успешны во всем. Единственное место в Вятском крае, где выращивали семена на продажу, делали рыболовные снасти и крючки, развивали производство изумительных шкатулок из капокорня.

 

А гармонь, наша вятская гармонь! Её начал делать матрос Даниила Нелюбин еще в начале XIX века в селе Истобенск, оттуда она распространилась по всей губернии.

 

Истобенск – это женщина: дочь, мать, жена, огородница, рыбачка, селекционер, агроном, ветеринар, зоотехник и прочее, прочее, прочее. Трудолюбия, терпения, любознательности ей не занимать. Лучшие невесты в округе.

 

А как же мужчины? Те, что приезжали на зимние месяцы отдохнуть? Мужчины – позвоночник организма под названием Истобенск. На нём всё нанизано, на нём всё держится. Побывав в разных городах и весях, они везли домой не только деньги, но и знания, способы ведения хозяйства. По-современному – новые технологии. Ну откуда могла появиться капуста, огурец, чеснок, если их нигде во всём крае нет? Понятно дело, муж с навигации привёз! Привозили коров холмогорских и шведских для улучшения местной породы. Уже тогда было в селе разделение сфер производства. Лошадь – символ успешного ведения сельского хозяйства, их в селе было 4 головы. Больше просто было не надо. Их хватало для вспашки всех истобенских огородов за плату. Или производство семян. Овощи растили все, а семенами занимались только три семьи. А рыболовные снасти делала одна семья, причем сколько ни пытались организовать ей конкуренцию, не могли. Привязано производство было к центру речников. Как сказали бы сегодня, в шаговой доступности.

 

В силу непростых условий проживания в истобенской семье складывались особые отношения. Отношения чередования встреч и разлук. Уезжает любимый весной, в пору пробуждения природы, когда обостряются чувства любви. Доля мужа – тяжёлый труд в мужском коллективе, тоска по жене, объятьям, поцелуям. Ответственность за детей, родителей, ежедневный труд прокормления – доля жены. Женская тоска по сильному плечу, по ласковому слову, сочувствию… И так до встречи. Какими же были тогда встречи? Даже описывать не возьмусь. Думается мне, что зимние месяцы не тратили супруги на выяснения отношений. Они готовились к следующей разлуке. Торопились любить друг друга, ценить взросление детей, жалеть стареющих родителей. Неизвестно, что ждало их к следующему возвращению – пополнение или потери. Такая жизнь накладывала определенные качества на характер: любовь к родовым корням, терпимость, уважение, умение доводить дело до конца.

 

Такие качества есть и у сегодняшних истобенцев. Например, создание сайта о селе. В память о своих предках, в помощь наследникам собираются и выкладываются на всеобщее обозрение редкие, малодоступные материалы. Там такая информация – дух захватывает. Видимо и губернатор наш заглядывает на этот сайт. Слышала краем уха от оричан, что знает он историю Истобенска.

 

Читаю я то, что написала, и слышится мне голос бородатого юрьевского мужика, с прищуром смотрящего на ловко управляющуюся с товаром на Алексеевской ярмарке женщину: «Заволоченка!». И в восклицании этом слышны восхищение, вожделение и… зависть к незнакомому истобенскому мужу.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: