Здравствуйте, ребята. Здороваться считается хорошим тоном и принято почти во всех странах. А что это слово значит? Правильно, это пожелание друг другу здоровья. А что такое здоровье? В энциклопедиях написано, что здоровье – это состояние любого живого организма, при котором все его органы способны полностью выполнять свои функции (руки – хватать, ноги – ходить, сердце – перекачивать кровь и так далее). Если же по какой-то причине работа органов нарушена, то человек начинает болеть. Бывают болезни, которые быстро проходят и не наносят вреда организму. Например, насморк. Каждый из нас сталкивался с ним, и не раз. Считается, что он проходит за неделю, ну или чуть больший срок. Но есть тяжелые болезни, которые невозможно вылечить совсем. И людям приходится жить с ними всю жизнь. Кто-то потерял слух или зрение, у кого-то нет руки, ноги, у кого-то болят сердце, печень или почки и т.д. Такие люди могут выглядеть по-другому (если нет руки или ноги это сразу заметно), а могут – и как обычные люди (если проблемы со внутренними органами). Для многих тяжелое заболевание звучит как приговор, и они считают, что человек с такими заболеваниями ничего не может делать, а может только болеть. Но это не всегда и не совсем так, хоть в некоторых случаях и действительно так. Об этом мы с вами сегодня и поговорим, тем более 3 декабря – Международный день инвалидов, или людей с ограниченными возможностями.
«Сколько на земле людей? Пятьдесят тысяч? Миллион? Ещё больше. Так много, что и не сосчитать. И все разные - у каждого свои особенности, странности, непохожести. Кто-то любит читать, кто-то - играть в компьютерные игры; один предпочитает пирог с вишней, другой - с черникой. Но бывают и другие различия - необыкновенные. Такие, которые не всегда видны с первого взгляда. Одна из таких особенностей - глухота. Трудно поверить, что некоторые люди не могут услышать то, как барабанит по подоконнику дождь, как плещется о берег вода, как звучат их имена и голоса родных. Но так бывает. Иногда люди рождаются без слуха, а иногда лишаются его из-за тяжёлых болезней. Если глухота появилась в раннем детстве, человек никогда не научится говорить. Те же, кто потерял слух, будучи постарше, нуждаются в постоянных тренировках и специальных занятиях. Всё для того, чтобы научиться сложному искусству чтения по губам и не менее трудному языку жестов, который, как и все языки, начинается с азбуки. Благодаря языку жестов люди с нарушениями слуха учатся "произносить" слова, понимать друг друга и общаться со своими родственниками. Однако, несмотря на все сложности, лишённые слуха ребята ничем другим не отличаются от обычных мальчиков и девочек. Они тоже обожают играть, смотреть мультфильмы, получать подарки, озорничать и лакомиться шоколадом. А ещё они здорово умеют дружить. Только, возможно, друзья и внимание окружающих нужны им чуточку больше, чем остальным. Потому что не так-то просто жить одному в мире тишины».
Давайте посмотрим, как выглядит их алфавит.
Мб видеофрагмент с сурдопереводом.
Есть люди, которые не видят. Им тоже очень сложно. Вы когда-нибудь играли в «Жмурки»? Тяжело ходить с закрытыми глазами? А теперь представьте, что кто-то вынужден не видеть постоянно, а не только какое-то определенное время. Такие люди ходят по улице со специальной палочкой, ориентируются на звуки, а у кого-то из них даже есть специальные собаки-поводыри. Как вы думаете, могут ли слепые читать? На самом деле могут, но только специальные книги. Эти книги напечатаны особенным шрифтом, который называется «шрифт Брайля». У нас в библиотеке есть такая книга. Это «Букварь» для слепых и слабовидящих людей. Я вам сейчас его покажу поближе. (Рассматривание книги). Представьте, сколько надо учиться, чтобы понимать, что здесь написано.
Людей с ограниченными возможностями много. У всех свои проблемы и свои особенности. Но, наверное, у каждого из них возникают недопонимания с окружающими людьми. Как вы думаете, как обычные люди к ним относятся? (ответы детей) Давайте прочитаем две истории.
Рассказ В.А. Сухомлинского (без названия)
На остановке в автобус зашел мужчина без ноги, на костылях. На груди у него — несколько орденских планок. Это был инвалид Великой Отечественной войны.
В автобусе было тесно. Инвалид стоял рядом с креслами, на которых сидели мальчик и старенькая женщина. Мальчик держал в руках музыкальный плеер. Он увидел инвалида, но быстро отвел глаза и стал смотреть в окно. Старая женщина встала и сказала инвалиду:
— Садитесь, пожалуйста.
— Ну, что вы, — усмехнулся мужчина без ноги, — разве можно садиться на женское место. Тут же есть мужчины...
Мальчик слышал эти слова, но даже не повернул головы. Так проехали они несколько остановок. Мальчик сидел на двух креслах, а возле него стояли мужчина без ноги и старая женщина. В автобусе наступила гнетущая тишина.
— Негодяй, — сказал тихо дедушка, который сидел возле двери.
Мальчик будто не слыша этих слов продолжал сидеть.
Как вы думаете, правильно поступил мальчик?
А почему он так поступил?
А следующая история – быль. То есть то, что было на самом деле.