Спасская, что в заштатном городе Красноборске, церковь




Ниже приводится выдержка из Церковно-исторического и статистического описания церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии (1854 год).

 

 

Спасская, что в заштатном городе Красноборске, церковь

Церковь Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, что в заштатном городе Красноборске, находится на левом гористом берегу реки Северной Двины, при устье речки зовомойНечмежа. Она остоит от уездного города Сольвычегодска в 70 верстах.

Первоначальное существование свое восприяли по явлению нерукотворенного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето 7135-е (1627) при державе Благоверного и Благочестивого Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России. Предание говорит, что образ тот явился в пустом лесистом месте на березе. На том месте тогда и была построена деревянная церковь во имя Нерукотворенного Образа. Построена же церковь та неизвестно кем именно, а только летописец1говорит так: «есть село нарицаемое Красной бор, в том же селе возграждена церковь деревянна во имя Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето 7135 [1627]. Создатель же церкви оной бысть некий муж Боголюбец того же села насельник»2. Далее говорит: «сицеподщався он внешняя чувственная по силе и по вере своей церковь украсити, яко же лепо и по чину. Икону же ту чудотворну той же боголюбец муж в той церкви постави, внутри же тоя церкви умная вся милость и чудеса, яже ныне творимая в ней Господь сооружи а не человек.» Наконец он упоминает и о служителе, что служитель оной церкви бысть иеромонах некий благоговеен сый, пострижение свое име в Соловецком монастыре. Следовательно должно полагать, что и первоначально та церковь была или под управлением какого-нибудь монастыря, или самостоятельной пустынью, - чего с достоверностью определить нельзя. Известно, что в начале XVII столетия провидению угодно было прославить своими чудесами пустое и не славное место сие и дом молитвенный — святую церковь3.

Повествуют, что явленный Нерукотворенный Образ тот по Высочайшему повелению, якобы увезен в Москву в главный кафедральный Софийский собор, а здесь оставлен список с подлинника (который в длину 1 аршин 5 вершк., а в ширину 14 вершков). На нем риза серебряная позолоченная венец украшен жемчугом и камнями.

В 1680-м году Красноборская Спасская церковь Высочайше присоединена была к Соловецкому монастырю. О сем Соловецкого монастыря летописец говорит так: «в лето от сотворения мира 7188-го Великий Государь Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич пожаловал в Соловецкий монастырь в Устюге Великом на Красном Бору приходскую церковь Всемилостивого Спаса со всей утварью и при ней пустоши Драчевскую и Свирчевскую, пашенную и непашенную землю со всеми угодьями и крестьянами.» От чего Красный Бор и называется селом Соловецкого монастыря. Жители оного назывались беспашенными бобылями, кои ходили по очереднокаждогодно в Соловецкий монастырь для служения. А находилась оная Спасская церковь под управлением Соловецкого монастыря до 1780-го года. Тогда по Высочайшему указу отобраны были от всех монастырей вотчины с крестьянами безвозвратно и причислены в ведомство Коллегии экономии, а монастырям Высочайше конфирмованы штаты.

По обращении в самостоятельную приходскую церковь, вышесказанная Спасская церковь по ветхости разобрана была4. Вместо ветхой оной деревянной церкви, по благословению и данной грамоте от Преосвященного Иоанна епископа Великоустюжского и Тотемского в 1776-м году июля 12-го числа, начата строением в 1790-м году усердием прихожан каменная двухэтажная в одной связи с колокольней церковь. На легком куполе коей красуется легкая маленькая глава. В ней три престола. 1) В настоящей холодной во имя Нерукотворенного Образа. Прекрасный иконостав во всю ширину и высоту храма, работы прошедшего столетия, с золочеными колоннами и пилястрами, - состоит из ярусов, верх которого венчают Распятие и образа: Божий Матери и Иоанна Богослова. В алтаре над престолом сень на четырех колоннах вся золоченая, с надписанием по сторонам вверху херувимов, с резной позолотой и кистями и изображением внутри оной, свыше осеняющего Господа Саваофа — резного и предстоящих при оных колоннах четырех ангелов с подсвешниками, резных же и вызолоченных. Освящен 1824-м году июня 8 дня.

2) В нижней теплой во имя Сретения Господня, освящен в 1795 году. И в 1847 был возобновляем. Иконостав в ней отличной столярной работы, с резьбой в двух ставах, посеребрён, а резьба и карнизы все вызолочены. Стены и своды как в алтаре, так и в церкви расписаны прекрасной живописью в клеймах разных святых.

3) Во имя Матери Божией всех скорбящих Радости, в трапезе нижней церкви, с правой стороны, устроенный5 в 1847 году приделе, по благословению ПреосвященнейшегоЕвлампия епископа Вологодского и Устюжского освящен в том же году. Довольно высокая колокольня6 красивой наружности.

Ризница и вся церковная утварь при сей церкви богатая.

Из священных вещей, знаменитых по древности:

1) Напрестольный крест деревянный, обложен чеканным золоченым серебром, на нем изображение распятия Иисуса Христа литое. Он принадлежал Соловецкому монастырю. Как видно из подписи на обороте его следующего содержания: Святый честный и животворящий Крест Господень Соловецкого монастыря, сделан в ризную казну при архимандрите Варфоломее, лета 7174-го (1666) месяца сентября в 1-й день.

2) Потир, дискос и два блюдца древние серебряные позолоченные, принадлежат также Соловецкому монастырю по значащейся на первом подписи: дал сии сосуды в Соловецкий монастырь стольник Василий Никитич Панин к старому своему вкладу по родителях своих, а за тот вклад поминать Феодосия генваря в 1-й день Антониду РО ГО-году [?] сентября в 1-й день.

3) Евангелие, печатанное при державе Благочестивейшего Великого Государя Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича в лето от сотворения мира 7186, а от Рождества Христова 1677-м на верхней дске в средине Распятие Господне, по углам клейма евангелистов, все серебряное позоловенное. Должно полагать и оное принадлежало Соловецкому монастырю.

О городе

С 1780-го года Высочайше учреждено село то - Красный Бор городом и назван Красноборск, как видно из дел Красноборской городовой ратуши, где между прочим сказано так: «на первой случай по бедности жителей домы были построены для присудственных мест из перевезенных, Устюжской округи Двинской трети Комарицкого стану Нижнего Конца Троицкого Телеговского монастыря в 1779 году, келей и потом населен из живущих в том мсте бывшего владения Соловецкого монастыря беспашенных бобылей, и вшедших в оный из ближних селений черносошных крестьян в купеческое и мещанское звание, положенных в подушный оклад, также не обложенными дворянами и священно и церковнослужителями, коих тогда находилось на лицо церковников 3, присудствующих 5, заседателей 8, приказнослужителей 16, в военной команде разночинцов 18, сторожов 3, купцов 1, мещан 141.

Герб города Красноборска с учреждения правительства: «Две красного цвета сосны в серебряном поле, - из облака простерта рука, держащая меч и державу», что означает принадлежность сего города наместничества Вологодского.

Город Красноборск существовал уездным очень короткое время - около восемнадцати лет.

Город по местоположению красив, стоит на сухом месте - бору, от чего и получил наименование Красный Бор и Красноборск. Устройство в нем ранее сего было довольно нехорошее: дома были большей частью старые и ветхие на крестьянский быт. В 1834 году оный город был опустошен пожаром, и жители претерпели бедственное положение. С 1835-го года Красноборск начал устрояться по Высочайше утвержденным планам, линейно, и ныне устроен очень в хорошем вкусе и виде.

Примечания:

1 Древний рукописный летописец хранится при церкви.

2 На полях приписано: «Рудачко Ожегов» (см. грам. царя Феодора Алексеевича, приложенная к описанию Соловец. монастыря, арх. Досифея, часть III, стр. 167).

3 Чудес происходило от чудотворной иконы около ста, кои и значатся в церковном летописце.

4 На полях приписано: «В описании Соловецкого монастыря архимандрита Досифея говорится, что церковь Всемилостивого Спаса построена на монастырское иждивение в 1690 году по благословенной грамоте Александра архиепископа Устюжского и Тотемского (см. Географ., истор. и стат. опс. Солов.монастыря, сост. арх. Досифеем. Часть II, стр. 419).»

5 Устроен собственным иждивением красноборского купца Ивана Гусельникова.

6 Около 30 сажен со шпилём.

Источник:

ГАВО. Ф 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. л. 55-58.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: