ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ по дисциплине
«Соц.-пед. технологии работы с детьми и подростками гр. риска»
1. Дети - "группы риска", характеристикака, классификация.
2. Психологическая характеристика семей "группы риска".
3. Характеристика детско-подростковой дезадаптации и стратегия диагностико -
коррекционной работы.
4. Психогенная дезадаптация детей-инвалидов.
5. Психосоциальная дезадаптация.
6. Психологические проблемы депривированных детей и их профилактика.
7. Социальная дезадаптация и формы ее проявления у подростков.
8. Психологическая поддержка подростков в процессе социальной адаптации.
9. Психолого-педагогические и социальные факторы, обуславливающие генезис отклоняющегося поведения личности.
10. Психологические характеристики дезадаптированных подростков, включая патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию.
11. Природа и причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
12. Основные методы и технологии психологической помощи и поддержки детей и семей группы риска.
13. Стратегия и тактика диагностико- коррекционной работы с разными типами
детско-подростковой дезадаптации.
14. Методы выявления неблагоприятных социально-психологических и психолого-педагогических факторов в семье, классном коллективе, деформирующих социальное развитие детей и подростков.
15. Диагностико - коррекционный инструментарий при оказании
психологической помощи детям семьи "группы риска".
16. Социализация детей и подростков группы риска.
17. Основные подходы к консультированию родителей и педагогов при работе с
детско-подростковой дезадаптацией;
18. Взаимодействие со специалистами смежных профессий: учителями, педагогами, психологами, психоневрологами, дефектологами, социальными работниками и другими при организации и осуществлении коррекционно - реабилитациолнных программ с детьми "группы риска".
19. Взаимодействие социального педагога с детьми группы риска.
20. Технологии социально-педагогической поддержки детей группы риска.
21. Специфика программ для работы с детьми "группы риска".
22. Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска.
Семинар 1. Психологическая характеристика детей "группы риска"
1. Дети гр. риска по медицинским показаниям
Дети – инвалиды
Дети с хроническими заболеваниями
Дети психосоматически ослабленные (часто болеющие)
Дети ситуативно (временно) болеющие и получившие травму.
2. Вторая группа детей. Социальные критерии: - дети живущие в асоциальных, малообеспеченных семьях. С пренебрежительным или агрессивным отношением к ним окружающих.
3. Третья группа детей. Учебно – педагогические критерии: педагогически запущенные дети и др.
4. Четвертая группа. Поведенческие критерии.
5. Пятая группа. «Дети зоны риска» с психологическими проблемами в развитии.
См. сайт: Социальная сеть работников образования: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/09/23/kharakteristika-detey-gruppy-riska
Семинар 2.
Проблемы детско-подростковой дезадаптации.
1. Понятие дезадаптации и ее проявления у детей и подростков разного возраста.
2. Основные виды дезадаптации несовершеннолетних:
1 — социальная (проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальном поведении и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок);
2 — патогенная (дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы);
3 — психосоциальная (вызвана половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями несовершеннолетних, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудно-воспитуемость, требующую индивидуального подхода и в отдельных случаях специальных психосоциальных и психолого-педагогических коррекционных программ).
3. Специфика работы социального педагога с дезадаптированными детьми и их семьями.
4. Технологии работы с дезадаптированными детьми.
Семинар 3. Семьи группы риска.
1. Классификация семей гр. риска по Е.И. Холостовой.
2. Классификация семей гр. риска по В.П. Кащенко.
СМ. https://www.scienceforum.ru/2013/301/6041
3. Медико-социальная помощь семьям группы риска.
4. Взаимодействие социального педагога с др. категориями в работе с семьями гр. риска.
5. «Психолого-педагогическое сопровождение семей социального риска в условиях детского сада СМ. https://doshkolnik.ru/psihologiya/14361-psihologopedagogicheskoe-soprovozhdenie-semeiy-socialnogo-riska-v-usloviyah-madou-detskiiy-sad-.html
Литература:
1. Богданов, Евгений Николаевич. Группа риска: роман, рассказы / Е. Н. Богданов. Москва: Столица, 1991. - 138 с.
2. Бондаренко - Ростов н / Д: Феникс, 2012. - (Психологический практикум).
3. Бубеев, Юрий Аркадьевич. Наркотические аддикции: профилактика и коррекция с помощью интегративных психотехнологий / Ю. А. Бубеев, В. В. Козлов, Н. Ф. Кругловых. М.: Фирма СЛОВО, 2009. - 464 с.
4. Гонеев, Александр Дмитриевич. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд.перераб..М.: Академия, 2004. - 272 с.
5. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска / Н.Ф. Дивицына. - М.:
гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
6. Зиннуров, Фоат Канафиевич. Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков в новых социально-культурных условиях XXI века / Ф. К. Зиннуров. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 403 с.
7. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. - Изд.5-е. - Ростов н / Д: Феникс, 2011.
8. Мороз Олег Павлович. Группа риска: [О СПИДе] / Олег Мороз. М.: Просвещение, 1990. 94 с.
- Отклоняющееся поведение молодежи: унификация понятийно-терминологичес-кого аппарата: соц.-ед. и психологический словарь / под общ. ред. В.А. Попова. 4-е изд., перераб. и доп. Владимир: ВГГУ, 2010. — 264 с
10. Рыбников, Олег Николаевич. Психофизиология профессиональной деятельности: учеб. Для студ. вузов / О. Н. Рыбников. М.: Академия, 2010. - 320 с. (Высшее профессиональное образование).
- Сушкова Ф. Диалог на уроке - залог успеха в воспитани и и обучении школьников группы риска // Воспитание школьников. — 2002 — № 3. — С. 39—41.
- Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
13. Шапарь В.Б. Подростки-неформалы: детские шалости или группа риска / В.Б. Шапарь, В.В. Бондаренко - Ростов н / Д: Феникс, 2012. - (Психологический практикум).
- Шишковец Т. Справочник социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. М. 2005. — 209 с.