Семинар 3. Семьи группы риска.




ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ по дисциплине

«Соц.-пед. технологии работы с детьми и подростками гр. риска»

1. Дети - "группы риска", характеристикака, классификация.

2. Психологическая характеристика семей "группы риска".

3. Характеристика детско-подростковой дезадаптации и стратегия диагностико -

коррекционной работы.

4. Психогенная дезадаптация детей-инвалидов.

5. Психосоциальная дезадаптация.

6. Психологические проблемы депривированных детей и их профилактика.

7. Социальная дезадаптация и формы ее проявления у подростков.

8. Психологическая поддержка подростков в процессе социальной адаптации.

9. Психолого-педагогические и социальные факторы, обуславливающие генезис отклоняющегося поведения личности.

10. Психологические характеристики дезадаптированных подростков, включая патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию.

11. Природа и причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

12. Основные методы и технологии психологической помощи и поддержки детей и семей группы риска.

13. Стратегия и тактика диагностико- коррекционной работы с разными типами

детско-подростковой дезадаптации.

14. Методы выявления неблагоприятных социально-психологических и психолого-педагогических факторов в семье, классном коллективе, деформирующих социальное развитие детей и подростков.

15. Диагностико - коррекционный инструментарий при оказании

психологической помощи детям семьи "группы риска".

16. Социализация детей и подростков группы риска.

17. Основные подходы к консультированию родителей и педагогов при работе с

детско-подростковой дезадаптацией;

18. Взаимодействие со специалистами смежных профессий: учителями, педагогами, психологами, психоневрологами, дефектологами, социальными работниками и другими при организации и осуществлении коррекционно - реабилитациолнных программ с детьми "группы риска".

19. Взаимодействие социального педагога с детьми группы риска.

20. Технологии социально-педагогической поддержки детей группы риска.

21. Специфика программ для работы с детьми "группы риска".

22. Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска.

 

Семинар 1. Психологическая характеристика детей "группы риска"

1. Дети гр. риска по медицинским показаниям

Дети – инвалиды

Дети с хроническими заболеваниями

Дети психосоматически ослабленные (часто болеющие)

Дети ситуативно (временно) болеющие и получившие травму.

2. Вторая группа детей. Социальные критерии: - дети живущие в асоциальных, малообеспеченных семьях. С пренебрежительным или агрессивным отношением к ним окружающих.

3. Третья группа детей. Учебно – педагогические критерии: педагогически запущенные дети и др.

4. Четвертая группа. Поведенческие критерии.

5. Пятая группа. «Дети зоны риска» с психологическими проблемами в развитии.

 

См. сайт: Социальная сеть работников образования: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/09/23/kharakteristika-detey-gruppy-riska

Семинар 2.

Проблемы детско-подростковой дезадаптации.

1. Понятие дезадаптации и ее проявления у детей и подростков разного возраста.

2. Основные виды дезадаптации несовершеннолетних:

1 — социальная (проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальном поведении и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок);

2 — патогенная (дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы);

3 — психосоциальная (вызвана половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями несовершеннолетних, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудно-воспитуемость, требующую индивидуального подхода и в отдельных случаях специальных психосоциальных и психолого-педагогических коррекционных программ).

3. Специфика работы социального педагога с дезадаптированными детьми и их семьями.

4. Технологии работы с дезадаптированными детьми.

Семинар 3. Семьи группы риска.

1. Классификация семей гр. риска по Е.И. Холостовой.

2. Классификация семей гр. риска по В.П. Кащенко.

СМ. https://www.scienceforum.ru/2013/301/6041

3. Медико-социальная помощь семьям группы риска.

4. Взаимодействие социального педагога с др. категориями в работе с семьями гр. риска.

5. «Психолого-педагогическое сопровождение семей социального риска в условиях детского сада СМ. https://doshkolnik.ru/psihologiya/14361-psihologopedagogicheskoe-soprovozhdenie-semeiy-socialnogo-riska-v-usloviyah-madou-detskiiy-sad-.html

 

 

Литература:

 

1. Богданов, Евгений Николаевич. Группа риска: роман, рассказы / Е. Н. Богданов. Москва: Столица, 1991. - 138 с.

2. Бондаренко - Ростов н / Д: Феникс, 2012. - (Психологический практикум).

3. Бубеев, Юрий Аркадьевич. Наркотические аддикции: профилактика и коррекция с помощью интегративных психотехнологий / Ю. А. Бубеев, В. В. Козлов, Н. Ф. Кругловых. М.: Фирма СЛОВО, 2009. - 464 с.

4. Гонеев, Александр Дмитриевич. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд.перераб..М.: Академия, 2004. - 272 с.

5. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска / Н.Ф. Дивицына. - М.:

гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

6. Зиннуров, Фоат Канафиевич. Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков в новых социально-культурных условиях XXI века / Ф. К. Зиннуров. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 403 с.

7. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. - Изд.5-е. - Ростов н / Д: Феникс, 2011.

8. Мороз Олег Павлович. Группа риска: [О СПИДе] / Олег Мороз. М.: Просвещение, 1990. 94 с.

  1. Отклоняющееся поведение молодежи: унификация понятийно-терминологичес-кого аппарата: соц.-ед. и психологический словарь / под общ. ред. В.А. Попова. 4-е изд., перераб. и доп. Владимир: ВГГУ, 2010. — 264 с

10. Рыбников, Олег Николаевич. Психофизиология профессиональной деятельности: учеб. Для студ. вузов / О. Н. Рыбников. М.: Академия, 2010. - 320 с. (Высшее профессиональное образование).

  1. Сушкова Ф. Диалог на уроке - залог успеха в воспитани и и обучении школьников группы риска // Воспитание школьников. — 2002 — № 3. — С. 39—41.
  2. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.

13. Шапарь В.Б. Подростки-неформалы: детские шалости или группа риска / В.Б. Шапарь, В.В. Бондаренко - Ростов н / Д: Феникс, 2012. - (Психологический практикум).

  1. Шишковец Т. Справочник социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. М. 2005. — 209 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: