Размышления о России «Деревня» «Суходол» Бунина И.А.




Ход урока

Орг момент

Приветствие.

Вступительное слово учителя

Тема сегодняшнего урока "Чудная власть прошлого в рассказе Бунина "Антоновские яблоки". Наиболее ёмко и совершенно философские размышления И.А. Бунина о прошлом и будущем, тоска по уходящей России и понимание катастрофичности грядущих перемен отразились в рассказе "Антоновские яблоки", который был написан в 1900 году, на рубеже веков. Дата эта символична, поэтому и привлекает особое внимание. Она разделяет мир на прошлое и настоящее, заставляет ощутить движение времени, обратиться к будущему. Именно эта дата помогает понять, что рассказ начинается ("...Вспоминается мне ранняя погожая осень") и заканчивается ("Белым снегом путь-дорогу заметал...") нетрадиционно. Образуется своеобразное "кольцо" - интонационная пауза, которая делает повествование непрерывным. Фактически рассказ, как и сама вечная жизнь, не начат и не закончен. Он звучит в пространстве памяти и звучать будет вечно, так как в нём воплощена душа человека, душа многострадального народа. В нём отражена история государства Российского.

А.Т.Твардовский говорил, что Бунин "обоняет мир всегда и везде; он слышит и передает запахи - и дивные, и отвратительные, и утонченные, и непередаваемо сложные. Он умеет показать вещь через её запах, с такой яркостью и силой, что образ её как бы вонзается в душу. Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателям".

- Согласны ли вы с утверждением Твардовского? С чем согласны, и почему? Приведите примеры из текста.

Этот рассказ проникнут ностальгией. О чем этот рассказ? Каков его сюжет?

- Вопрос вызывает затруднения. О чем рассказ? Об Антоновских яблоках, о воспоминаниях: Рассказ вызвал недоумение критиков-современников Бунина - "описывается всё то, что попадает под руку". Действительно, привычной определенной сюжетной линии рассказ не имеет. По жанру - это рассказ-впечатление, рассказ-воспоминание. В этом смысле можно считать этот рассказ импрессионистским, т.е. произведением, запечатлевшим мгновения. (Импрессионизм - направление в искусстве, для него характерна передача тонких настроений, психологических нюансов, стремление запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости).

Композиция рассказа

- Как организовано произведение?

Рассказ разворачивается как череда воспоминаний. Повествование ведется от 1 лица. Глаголы чаще всего употребляются в настоящем времени, что приближает читателя к происходящему в воспоминаниях ("Воздух так чист, точно его совсем нет:" Иногда глаголы стоят во 2 лице ед ч, таким образом читатель вовлекается в действие ("распахнешь бывало окно, в прохладный сад, наполненным лиловым туманом: ").

- Этот рассказ - воспоминание, а что именно вспоминает герой рассказчик?

- Вспоминаются не какие-то события, а картины, впечатления, ощущения. Например: праздничный день в 1 главе, описание охоты в 3 главе, чтение книг в 3 главе. Всё что относится к прошлому: барский дом, крестьянский двор, дерево или столетний старик Панкрат, - все имеет мощный запас прочности, кажется надежным, вечным.

Особое внимание следует обратить на композицию произведения. Автор разделил рассказ на четыре главы, и каждая глава - это отдельная картина прошлого, а все вместе они образуют целый мир, которым так восхищался писатель. Сейчас мы рассмотрим каждую главу и проследим как меняется герой-рассказчик и его настроение.

(пояснение таблицы)

Часть рассказа Образ природы Изображение мира людей Настроение героя-рассказчика Возраст героя Образ-символ Вывод
  Ранняя погожая осень: "свежее утро", "сочный треск" яблок. Прохладная тишина, чистый воздух, бодрое эхо, (август) "как лубочная картинка", ярмарка, новые сарафаны. Праздничные краски: "черно-лиловая, кирпичного цвета, широким золотым "позументом понева" Радостное, бодрое: "Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете" подросток Что-то тревожное, мистическое, страшное: костер Ада как символ смерти  
  Вода прозрачная. Лиловый туман, бирюзов ое небо (сентябрь начало)     Молодой человек Образ смертной старухи с могильным камнем  
  Хмурые низкие тучи, жидкое голубое небо (конец сентября) Чтение книг, любование стариной журналы   Человек в зрелом возрасте Мертвая тишина. Овраг - как образ одиночества  
  Пустые равнины, обнаженный сад, Первый снег     Взрослый человек    

В начале первой главы описан удивительный сад, "большой, весь золотой, подсохший и поредевший". И кажется, что жизнь деревни, надежды и помыслы людей - всё это как будто на втором плане, а в центре прекрасный и таинственный образ сада, и сад этот - символ Родины, и включает он в своё пространство и Выселки, которые "...ещё со времён дедушки славились богатством", и стариков и старух, которые "жили... очень подолгу", и большой камень около крыльца, который хозяйка "сама купила себе на могилу", и "овины и риги, крытые впричёску". И всё это живёт вместе с природой единой жизнью, всё это неотделимо от неё, поэтому таким чудным и далёким кажется образ проносящегося мимо Выселок поезда. Он - символ нового времени, новой жизни, которая "всё громче и сердитее" проникает в устоявшийся русский быт, и дрожит земля, как живое существо, и человек испытывает какое-то щемящее чувство тревоги, а потом долго смотрит в "тёмно-синюю глубину" неба, "переполненную созвездиями", и думает: "Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!" И в этих словах заключена вся тайна бытия: радость и скорбь, мрак и свет, добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, в них прошлое, настоящее и будущее, в них вся душа человека.

Вторая часть, как и первая, начинается с народной мудрости: "Ядрёная антоновка - к весёлому году", с добрых предзнаменований, с описания урожайного года - осени, которая была порой престольных праздников, когда народ "прибран, доволен", когда "вид деревни совсем не тот, что в другую пору". Проникновенной поэзией согреты воспоминания об этой сказочно богатой деревне с кирпичными дворами, которые были построены ещё дедами. Всё вокруг кажется близким и родным, и над усадьбой, над деревней ощущается удивительный запах антоновских яблок. Этот сладостный запах воспоминаний тонкой нитью связывает в одно целое весь рассказ. Это своеобразный лейтмотив произведения, и замечание в конце четвёртой главы о том, что "запах антоновских яблок исчезает из помещичьей усадьбы", говорит, что всё меняется, всё уходит в прошлое, что начинается новое время, "наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства". И далее автор пишет, что "хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!" И вновь начинает описывать деревню, свои родные Выселки. Рассказывает о том, как проходит день помещика, подмечает такие детали, которые делают картину бытия настолько зримой, что кажется, будто прошлое превращается в настоящее, только при этом привычное, обыденное воспринимается уже как утраченное счастье. Возникает это ощущение ещё и потому, что автор использует большое количество цветовых эпитетов. Так, описывая во второй главе раннее утро, герой вспоминает: "...распахнёшь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом..." Видит он, как "сучья сквозят на бирюзовом небе, как вода под лозинами становится прозрачной"; замечает он и "свежие, пышно-зелёные озими". Не менее богата и разнообразна и звуковая гамма: слышится, "как осторожно поскрипывает... длинный обоз по большой дороге", раздаётся "гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок", звучат голоса людей. В конце рассказа всё настойчивее слышится "приятный шум молотьбы", и "однообразный крик и свист погонщика" сливаются с гулом барабана. А потом настраивается гитара, и кто-нибудь начинает песню, которую подхватывают все "с грустной, безнадёжной удалью".

Пространство рассказа

- Особое внимание в рассказе Бунина необходимо обратить на организацию пространства. Как вы думаете, каково пространство рассказа?

С первых строк создаётся впечатление замкнутости. Кажется, что усадьба - это отдельный мир, который живёт своей особой жизнью, но в то же время этот мир - часть целого. Так, мужики насыпают яблоки, чтобы отправить их в город; проносится куда-то вдаль мимо Выселок поезд... И внезапно возникает ощущение того, что все связи в этом пространстве прошлого разрушаются, утрачивается безвозвратно целостность бытия, исчезает гармония, рушится патриархальный мир, изменяется сам человек, его душа. Поэтому так необычно в самом начале звучит слово "вспоминается". В нём светлая грусть, горечь утраты и одновременно надежда.

Время в рассказе

Необычна и организация времени. Каждая часть выстраивается по своеобразной вертикали: утро - день - вечер - ночь, в которой закреплено естественное течение времени. И всё-таки время в рассказе необычное, пульсирующее, и кажется, что в конце повествования оно убыстряется: "съезжаются мелкопоместные друг к другу" и "по целым дням пропадают в снежных полях". И в памяти потом остаётся только один вечер, который провели они где-то в глуши. И об этом времени суток написано: "А вечером на каком-нибудь глухом хуторе далеко светится в темноте зимней ночи окно флигеля". И символичной становится картина бытия: дорога, заметаемая снегом, ветер и вдали одинокий дрожащий огонёк, та надежда, без которой не может жить ни один человек. И поэтому, по-видимому, автор не разрушает календарное течение времени: за августом следует сентябрь, потом наступает октябрь, за ним - ноябрь, за осенью - зима.

Работа с текстом

Сейчас мы рассмотрим как проявляются тематику рассказа "Антоновские яблоки". Как вы думаете какие 3 темы переплетаются в этом рассказе?

- Социальная тема, тема природы, психологическая тема.

Теперь рассмотрим каждую тему и попробуем найти в тексте доказательства этих тем в каждой главе.

Тема: Социальная.

В 1 главе описание дома "В шалаше устроена постель (2 абзац)" Описывается социальный уклад крестьян, дворян и помещиков. Зачитайте мне как описывает Бунин крестьян: "Красивые и грубые дикарские костюмы:".

Во 2 главе мы попадаем в деревню, описывается дом Анны Герасимовны - основательный, большой, прочный, деревянный дом, вокруг сад с птицами. Цитата.

В 3 главе - другая усадьба, но нет домовитости ("И вот вижу себя в усадьбе Арсения Семеныча:")

В 4 главе - мелкопоместная нищенская жизнь, ("Вот вижу я себя снова в другой деревне", "Мелкопоместный встает рано:")

Вывод: Таким образом, мы видим постепенное оскудение, разорение дворянского поместья. Ничего не осталось от прежнего изобилия в 1 главе.

Тема: Тема природы.

В 1 главе - август теплый, ранняя погожая осень. Описание сада - создается ощущение проницаемости сада "воздух так чист", запах яблок ВЕЗДЕ;

Во 2 главе - холодная осень, усиливается мотив холода, печи, но ещё чувствуется гармония жизни и природы. Зачитайте.

В 3 главе - сентябрь, темно, вечер, ночной дождь, пустынно, скучно, тревожно.

В 4 главе - ноябрь, снег за окнами, сумерки, вечер, цвет - синий.

Вывод: Природа сначала с первых глав - яркая, живая, летняя, в последних главах - природа тускнеет, дождь. Осень умирает.

Тема: психологическая.

В 1 главе: воспоминания ребенка, детское, сказочное восприятие мира и природы, читает сказки ("К ночи в погоду становится: ") ребенок бежит по саду

Во 2 главе подросток вспоминает "Мне порою казалось заманчивым быть мужиком", он и не ребенок,но и не взрослый, он хочет работать, хочет жениться.

В 3 главе "Когда случалось проспать охоту: вот тайны Алексиса:" Герой читает уже Жуковского, что говорит о его романтизме.

В 4 главе - совсем взрослый человек, пьет, ест капусту.

Вывод: Лирический герой взрослеет, в рассказе он от детства до старости. Но постепенно круг впечатлений и воспоминаний сужается. В начале ему хочется жить, а в конце - скука и однообразность.

Рассмотрев три темы, можно сказать, что они развиваются синхронно, они идут параллельно друг другу, они есть в каждой главе. Но развиваются они от мажора к минору.

1 глава - "холодно и росисто";

2 глава - "прочно"

3 глава- "сладкая усталость"

4 глава - "грустная безнадежная удаль"

Лейтмотив "Антоновских яблок" проходит через все 4 главы, но во всех главах эти яблоки разные: попробуем проследить:

1 глава - запах зеленых яблок

2 глава - много яблок, уют от запаха яблок

3 глава - одно яблоко, но вкусное

4 глава - исчезает запах яблок

Таким образом, яблоки являются символом детства, которые при взрослении исчезают, так же символом России, символом жизни вообще.

Опрос

Сейчас проверим, что вы запомнили из урока, а что нет. Проведем небольшой опрос, я буду задавать вопрос, а вы должны ответить:

1). Главная черта импрессионизма в рассказе "Антоновские яблоки" (передача тонких настроении, стремление запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости)

2). Жанр рассказа (рассказ-воспоминание, рассказ-впечатление)

3). Какие три темы переплетаются в рассказе? (психол, социолог, тема природы)

4). В каком году написано это произведение? (1900)

5). Какова интонация рассказа? Как она меняется? (сначала радостная, бодрая, ностальгические ноты, затем сладкая и странная тоска, грусть)

Подведение итогов

Вывод

Итак, главным символом в рассказе с самого начала и до конца остаётся образ антоновских яблок. Неоднозначен смысл, вкладываемый автором в эти слова. Антоновские яблоки - это богатство ("Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась"). Антоновские яблоки - это счастье ("Ядрёная антоновка - к весёлому году"). И наконец, антоновские яблоки - это вся Россия с её "золотыми, подсохшими и поредевшими садами", "кленовыми аллеями", с "запахом дёгтя в свежем воздухе" и с твёрдым сознанием того, "как хорошо жить на свете". И в связи с этим можно сделать вывод, что в рассказе "Антоновские яблоки" отразились основные идеи творчества Бунина, его миропонимание в целом, отразилась история души человеческой, пространство памяти, в котором ощущается движение бытийного времени, прошлое России, её настоящее и будущее.

Домашнее задание

1). Прочитать рассказ о любви Бунина "Чистый понедельник".

2). Письменно ответить на вопрос: "В чем же проявляется чудесная власть прошлого в рассказе И.Бунина "Антоновские яблоки".

 

Антоновские яблоки" как философско-психологический рассказ

 

Летят за днями дни, и каждый день уносит

Частичку бытия.

А.С.Пушкин

 

Рассказом «Антоновские яблоки» (1900) заканчивается, по мнению литературоведов, ранний этап творчества Бунина и начинается зрелый период, когда писатель создаёт свои лучшие произведения, когда ясно проявляются характерные особенности его художественной манеры (лиричность прозы и замечательная предметная изобразительность).

 

Как известно, Бунин писал и стихи, и прозу, поэтому нет ничего удивительного в том, что поэтические приёмы он использует в своих прозаических произведениях. Проза, то есть эпос, изображает человека объективно, во взаимодействии с другими людьми и событиями; а поэзия, то есть лирика, показывает человека субъективно, через его переживания и раздумья. Писателя интересует окружающая жизнь (характеры людей, события, бытовые подробности, природная среда); поэта — внутренний мир человека, движение-развитие его мыслей и чувств. Поэтому прозаическое произведение сюжетно, а в лирическом произведении сюжет практически отсутствует.

 

«Антоновские яблоки» — это наплывающие, сменяющие друг друга картины природы, связанные единым поэтическим впечатлением — грустью по уходящему времени. «Антоновские яблоки» в этом смысле очень похожи на элегию — лирическое стихотворение, выражающее философские размышления, грустные раздумья, даже скорбь лирического героя, а Бунин в «Антоновских яблоках» явно грустит о судьбе поместного дворянства. Иными словами, «Антоновские яблоки» — это психологический рассказ, так как имеет форму внутреннего монолога и передаёт чувства автора — лирического героя.

 

Бунина называют «певцом усадебной печали», «осенней грусти увядания», и это справедливо. Вздыхая по прошедшему, писатель утверждает, что в поместном прошлом не всё было плохо: ведь русская усадебная жизнь воспитала замечательных писателей, художников, музыкантов, создавших великую гуманистическую культуру. И вот в конце XIX века усадебный мир дробится, мельчает, уходит в небытие. Однако, тоскуя о невозвратном помещичьем прошлом, Бунин сожалеет об уходящей жизни вообще, об утекающем навсегда времени. Это сожаление понятно любому человеку, то есть в рассказе выразилось общечеловеческое философское содержание.

 

В «Антоновских яблоках» в центре изображения находится не только последовательная смена осенних месяцев, но и специфический возрастной взгляд (сначала ребенка, потом юноши, потом зрелого человека и, наконец, старика) на происходящие в природе и в человеческой жизни изменения. При этом автор использует множество деталей: у каждого возраста своё видение окружающего мира, свои заботы и проблемы, свои мысли и развлечения. Таким образом, Бунин пишет не только о том, как разоряются дворянские гнёзда, но и о том, как человек проживает свою жизнь, движется к своей осенней и зимней поре, то есть к старости и смерти.

 

В первой главке изображается «ранняя погожая осень», которую наблюдает мальчик. Восприятие мира здесь чистое, поэтичное, беззаботное. В темноте сада мальчик видит прямо-таки сказочную картину: около шалаша бродят страшные, длинные, чёрные люди-тени. Во второй главке речь идёт об осени другого года, и осень здесь более поздняя, а лирический герой уже юноша. На деревьях меньше листвы, солнечный свет неяркий, воздух холодный, а юноша мечтает о здоровой и красивой жене в праздничном уборе и о праздничном обеде. В третьей главке осень ещё дальше «продвинулась» во времени: всё чаще ненастные дни, всё явственнее приметы холодов. Лирический герой — уже взрослый человек — вспоминает об охоте, которая является чуть ли не единственным развлечением мелкопоместных, разорившихся дворян. В четвёртой главке описывается осень-подзимок: светлые впечатления сменяются мрачными, тоскливыми, потому что лирический герой уже старик. Он снова идёт на охоту в поля, хорошо знакомые ему ещё с детства, но теперь в его настроении преобладает чувство грусти и одиночества. Он окидывает взглядом безлюдные озими, голую рощу; ветер гудит в дуле его ружья. А в конце главки мелкопоместные дворяне-охотники, собравшиеся на далёком хуторе, поют песню о ветре, который растворяет ворота и белым снегом заметает путь-дорогу. Снег, покрывающий землю, напоминает саван(!).

 

Из «Антоновских яблок» следует, что для Бунина идеал жизни и красоты остался в прошлом, когда был расцвет дворянской культуры и усадебного быта. Об этом лирический герой рассуждает юношей, приезжая осенью в гости к своей тётке Анне Герасимовне. Во дворе он видит ветхих стариков, бывших дворовых крепостных, которые сохранили привычки старого времени: они низко-низко кланяются барчуку и ходят при нём без шапок. Для лирического героя в доме старой тётки присутствует чудесный и таинственный запах старины — мудрой, хлебосольной, прочной.

 

Лиризм «Антоновских яблок» выражается не только в том, что весь рассказ, по существу, является лирическим монологом автора, но и в самой установке на воспоминание о детстве, юности, умерших любимых родственниках. Изменение взгляда взрослеющего, а потом стареющего автора демонстрируется через лирический пейзаж: в детстве это пышная осень первоначальной поры, «очей очарованье», в юности — октябрьская осень с заморозками и дождями, в зрелости — ноябрьская, в старости — переходящая в зиму.

 

Лиризм рассказу придаёт и особенная мелодика фразы, что ещё больше сближает бунинскую прозу с поэзией. Ритмичность, мерная, торжественная интонация, высокий строй языка - вот что характерно для лирической прозы Бунина.

 

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить: «Антоновские яблоки» — философский рассказ о беспощадно уходящем времени, о жизни, которая быстро проходит, оставляя в душе человека светлые воспоминания и одновременно тоскливую безнадёжность.

 

Изображение времени у Бунина многообразно. Во-первых, это смена времён года, из которых писатель выбирает самое грустное — осень; во-вторых, это взросление и старение человека, когда у него с возрастом изменяются взгляды, привычки, интересы; в-третьих, это социальные изменения — обнищание одновременно и помещиков, и мужиков; в-четвёртых, это смена вкусов в литературе (наивные сентиментальные романы хранятся в библиотеке шурина Арсения Семёновича, и лирический герой читает их с улыбкой умиления).

 

В «Антоновских яблоках» выразились важнейшие особенности художественной манеры Бунина: смешение поэтических и прозаических приёмов изображения в рамках одного произведения и необычная предметная детализация. Последний приём заметили А.П.Чехов и М.Горький уже в первых бунинских произведениях: изображение в его рассказах такое насыщенное, что, по словам Чехова, похоже на «сгущённый бульон».

В рассказе «Антоновские яблоки» примеров предметной изобразительности особенно много. Картинки осенней природы, осенние занятия крестьян, осенние развлечения помещиков без конца сменяют друг друга, а изображаются они так тщательно, с таким множеством подробностей и деталей, как будто каждый эпизод является главным в рассказе. На самом деле все они важны одинаково, так как являются для автора приметами прежней русской жизни, дорогой его сердцу. В четвёртой главке описывается, например, молотьба: по кругу, разгоняя барабан молотилки, идут лошади; погонщик покрикивает на них, а кнутом бьёт «только одного бурого мерина, который ленивее всех и совсем спит на ходу, благо глаза у него завязаны». Этот хитрый мерин становится таким же важным героем эпизода, как и мелкопоместный барин, что по-хозяйски стоит в воротах риги, наблюдая за работой.

Поручик из «Солнечного удара» бродит по незнакомому городку, и его взвинченное (после ночного любовного приключения) состояние проявляется в том, что он воспринимает окружающий мир в отдельных кусках-осколках, которые никак не складываются в целую картину. Бунин подробно описывает каждое отдельное впечатление поручика: торговки на базаре; блюда, из которых состоял обед героя; пыльная улица, фотографическая витрина с разными портретами. Один портрет привлекает внимание героя: на нём изображён какой-то военный «в густых эполетах, с выпуклыми глазами, с низким лбом, с поразительно великолепными бакенбардами и широчайшей грудью, сплошь украшенной орденами...». Таким образом, предметная детализация в этом рассказе помогает передать напряжённую работу в душе поручика: он решает для себя, как жить дальше.

В «Чистом понедельнике» герой-рассказчик вспоминает своё былое счастье — вечера, проведённые с таинственной и прекрасной курсисткой. Как-то на масленичной неделе они заехали поужинать в трактир. Героиня весь вечер была необычно разговорчива, призналась, что любит читать древние тексты и летописи, любит посещать монастыри, слушать церковное пение. Эти откровения исподволь подготавливают драматическую развязку в истории любви и поэтому важны для сюжета рассказа. Однако писатель так же подробно, как беседы героев, описывает трактир: называет точный адрес (заведение Егорова на Охотном ряду), рисует посетителей (извозчики в зале на первом этаже, солидные купцы в верхних комнатах) и перечисляет блюда меню (блины, залитые маслом, сметаной, — у простых посетителей; блины с икрой и замороженным шампанским — у богатых). Благодаря этой вроде бы излишней предметной детализации в рассказе создаётся неповторимое впечатление широкого, обильного, «вкусного» московского быта накануне неожиданного краха в личной жизни рассказчика, накануне мировой войны и революций, совершенно изменивших русскую действительность.

Подводя итог вышесказанному, следует повторить, что Бунин представил в своих рассказах весьма оригинальный взгляд на мир. Обычно в литературных произведениях кульминационные сцены чередуются со спокойными периодами действия, ярко эмоциональные моменты — с проходными эпизодами, глубокие философские рассуждения — с бытовыми подробностями. Эти чередования отражают, как говорил Л.Н.Толстой, «дыхание бытия»: «вдохи» и «выдохи» литературного произведения — это подъёмы и спады напряжения в сюжетном повествовании.

Вот, например, как построен роман «Евгений Онегин». Рассказывая в первой главе о светской жизни главного героя, А.С.Пушкин «нагнетает» эпизоды и факты: Онегин без устали посещает балы, рестораны, театры, успешно волочится за дамами, развлекается в кругу светской молодёжи. «В вихре света» он испытал, кажется, всё, о чём может мечтать молодой светский человек. На этом пике напряжённости интенсивность повествования начинает спадать, происходит, так сказать, «разряжение» действия: Онегин разочаровывается в светской жизни, сидит дома, лениво читает книги, потом возвращается в свет, но живёт уже без интереса, кстати получает письмо о болезни дяди, едет в деревню и продолжает лениво скучать там. С этого момента действие романа опять начинает постепенно нагнетаться: Онегин знакомится с Ленским, их дружба крепнет; Онегин заезжает в гости к Лариным, знакомится с Татьяной; она влюбляется, пишет письмо и признаётся в своей любви. Наступает очередной пик действия. Он сменяется спадом, так как Онегин долго не отвечает на послание Татьяны, а паузу в истории любви Онегина и Татьяны автор заполняет картинами «счастливой любви» Ленского и Ольги.

Рассказы Бунина в этом отношении совершенно необычны, в них присутствует неослабевающее напряжение, нагнетание деталей и подробностей жизни, которые, по убеждению писателя, надо сохранить, так как жизнь невозвратимо уходит, приближаясь к своему трагическому исходу — к смерти. Поэтому так жадно-любопытно смотрит автор на мир, отмечая все его черты и даже чёрточки, не отделяя важные от неважных.

Конечно, образцы особой предметной изобразительности можно найти и у других русских писателей. И.А.Гончаров, например, подробно описывает халат Обломова, его домашние туфли и диван. У Л.Н.Толстого в «Войне и мире» самоценное описание имеет небо Аустерлица, которое видит раненый князь Андрей, или старый дуб, с которым князь Андрей мысленно спорит о смысле жизни, или лиловая собачка Платона Каратаева.

В стихотворении К.М.Симонова «Родина» (1941) советский солдат в критическую минуту боя думает в Родине. Русский человек в первый момент воспринимает это слово как сложное общее понятие, соединяющее сразу несколько простых смыслов: огромная территория, разнообразная природа, многомиллионный народ, древняя история, неповторимая культура, выразительный язык и т.д. Но в следующий момент понятие Родины сужается и возникает образ «малой Родины», которая вспоминается во многих конкретных деталях, то есть поэт использует здесь средства предметной изобразительности:

...Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке,
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину — такую,
Какой её ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом.
Песчаный береге низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Благодаря названному художественному приёму стихотворение приобретает лирическую взволнованность и оказывает сильное эмоциональное воздействие на читателя. Одним словом, предметная изобразительность используется многими писателями и поэтами от случая к случаю, а у Бунина это одно из главных изобразительных средств.

 

Анализ повести "Деревня" Бунина И.А.
Повесть «Деревня» — одно из первых крупных прозаических произведений И.А. Бунина, которое сразу же поставило его в один ряд с известнейшими писателями начала XX века.

В центре повести — судьба двух братьев Красовых: Тихона и Кузьмы. Оба они потомки крепостных. Однако в новых экономических условиях Тихон, человек с волевым характером, быстро пошел в гору и выкупил то самое имение, хозяин которого ко-гда-то затравил борзыми его прадеда. Став владельцем Дурновки (говорящее название деревни напоминает о нелепостях и контрастах русской жизни в целом), Тихон Ильич показал себя властным хозяином: «Ястребом следил за каждой пядью земли».

Через описание жизни братьев Красовых и других героев повести вырисовывается панорамная картина быта и нравов русского народа: кругом царят нищета, суеверия, ходят слухи о предстоящих бунтах. Однако Бунин, как известно, был противником социальных революций и всеми силами старался примирить интересы барина и мужика, полагая, что жизнь зажиточного крестьянина и обедневшего дворянина в России примерно одинакова.

Неустроенность русской жизни ярко подчеркивает в повести интерьер. В доме Тихона Ильича лежит в прихожей грязная тяжелая попона, а два больших дивана переполнены живыми и раздавленными высохшими клопами. Что же говорить об избе бедного крестьянина, которую описывает И.А. Бунин на примере жилища Серого, где нет света, люди живут в одном помещении со скотиной, а посреди избы корчится в люльке от крика голодный младенец.

Брат Тихона Кузьма — человек менее практичный. По убеждениям он анархист, пишет стихи. Передавая ему управление имением, Тихон думает: «Ненадежен брат, пустой, кажись, человек, ну да покуда сойдет!»

В спорах Кузьмы и Балашкина И.А. Бунин пытается воплотить полемику о русском народе.

Кузьма часто задумывается о том, для чего он живет на свете, и с горечью осознает свое беспросветное одиночество.

Особую роль в повести играет образ Молодой, которую по своей хозяйской прихоти силой взял Тихон Ильич, затем опозорили мещане. Этот образ бесправной русской женщины, затравленной нищетой, тяжелым физическим трудом и неволей.

Изнасиловав Молодую, Тихон Ильич проявляет мнимую заботу о ней. Помогая убраться в мир иной ее первому мужу, жестоко избивавшему женщину, он выдает ее замуж за Дениску, посулив богатое приданое. Эта свадьба, по сути, никому не нужна. Молодая — женщина спокойная, хозяйственная. У нее от природы доброе сердце. Об этом свидетельствует ее отношение к старенькому Иванушке, которого она ласково, заботливо кормит. «Она улыбалась только ему одному», -— пишет И.А. Бунин. Сколько же нерастраченных нежных чувств скрывается в сердце этой женщины, которую не балует судьба.

Узнав о предстоящей свадьбе с Дениской, Молодая сначала соглашается на нее, чтобы хоть как-то устроить свою судьбу. Молодоженам дарят подарки, к свадьбе зарезали свинью. В последний момент Кузьма, отговаривавший Молодую от этого замужества, спрашивает ее: «Может, кинуть всю эту историю?» Однако та чувствует, что отказаться неловко, так как из-за нее уже понесли расходы.

В сцене венчания еще нелепее выглядит эта идея никому не нужной свадьбы. Боль и грусть слышны в словах автора, когда он пишет: «И рука Молодой, казавшейся в венце еще красивей и мертвее, дрожала, и воск тающей свечи капал на оборки ее голубого платья...».

Авторская тревога за судьбу Молодой в этом неравном браке сопряжена с болью за судьбу России. Деревня Дурновка в повести символизирует, по сути, всю нашу многострадальную страну. А центральные персонажи произведения — братья Красовы — две стороны российской жизни: стремление из деревни в город, а из города в деревню.

Размышления о России «Деревня» «Суходол» Бунина И.А.

Бунин вошёл в литературу с ещё одной актуальной для начала века темой — темой нации как единой семьи. В 1910 году он создал повесть «Деревня », которая, по словам М. Горького, «впервые заставила задуматься о России...». «Так глубоко, так исторически деревню никто не брал», — писал Горький Бунину в 1920 году. Вина или беда русского народа в том, что он живёт такой нечеловеческой жизнью? Замыслу автора отвечал особый жанр — повести-хроники, выводящей на первый план мужиков и оставляющей на втором плане повествования свидетелей «со стороны». Задаче соответствовал и сюжет произведения, лишённый интриги, неожиданных поворотов, чётко выраженной завязки, фабульного развития, кульминации и развязки. Всё в «Деревне» погружено в стихию закоснелого быта, но каждая из композиционных частей повести открывала факты деревенской жизни (предыстория и история рода Красовых, судьбы крестьян). «Говорящим» является название деревни — Дурновка. В жизни Дурновки много алогичного, бессмысленного. Разрываются общественные и семейные связи, рушится сложившийся уклад. Деревня быстро гибнет. Бунт крестьян не в силах приостановить умирание Дурновки и даже ускоряет этот процесс. Поэтому так мрачен финал повести.

Для Бунина крайне сложен вопрос: кто виноват? Над ним мучительно бьётся герой повести Кузьма Красов. «...С кого и взыски-вать-то? — вопрошает он. — Несчастный народ, прежде всего — несчастный!..» Сомнения не покидают его: «Рабство отменили всего сорок пять лет назад, — что ж и взыскивать с этого народа? Да, но кто виноват в этом? Сам же народ!» Именно он, а не правительство и не тяжкая история («Татаре, видишь ли, задавили!»). Тихон Красов упрекает брата в противоречиях: «Ну, уж ты ни в чём меры не знаешь. Сам же долбишь: несчастный народ, несчастный народ! А теперь — животное!» Кузьма и в самом деле растерян («Ничего теперь не понимаю: не то несчастный, не то...»), но склоняется всё-таки — а вместе с ним и автор — к выводу о «виновности» народа.

Главные герои повести — братья Тихон и Кузьма Красовы. Тихон всю свою незаурядную силу, свой ум употребил на стяжательство, обогащение, эксплуатацию мужиков, и в итоге пришёл к духовному опустошению. Он представляет собой тип «задумавшегося» купца, пришедшего к мысли о том, что «не хлебом единым жив человек». Кузьма с его жаждой духовной жизни и гуманностью как будто противоположен Тихону: он «наиболее положительный тип» в «Деревне». Но и над ним довлеет, и его порабощает «дурновская» кровь, рождает инертность и бессилие, не даёт вырваться из заколдованного круга. С зоркостью, психологическим проникновением изобразил писатель и облик нового деревенского хозяина, и драму народного интеллигента. Но столь разные характеры призваны демонстрировать тяжкое общее наследие «пестрой души» (слова Тихона) русского человека.

В повести, запечатлевшей деревню в революционное время, Бунин показал, что обновление русской жизни не состоялось, что революция не изменила национальную психологию. Финал повести может быть истолкован символически: под натиском уродства гибнет красота (Евдокия по прозвищу Молодая выходит замуж за самого развращённого мужика деревни), пурга заметает жильё, под снегом исчезает русская деревня.

В следующей большой повести «Суходол » (1911) Бунин обратился к прошлому, к тем истокам, которые объясняют настоящее. В истории дворянского рода Хрущёвых писатель видит судьбу всей дворянской России. Интонации здесь более сложны, чем в «Деревне». Над автором сохраняют власть поэзия русской старины, отдельные черты немудрёно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: