Специфика стратегического анализа внешней среды. Проблема стратегических неопределенностей




Анализ в системе стратегического управления, его виды и роль

 

Как и любой процесс управления, стратегическое управление обязательно включает в себя этапы анализа, планирования (выбора) и реализации принятого управленческого решения. Исходя из этой последовательности стратегический анализ предшествует процессу принятия стратегических управленческих решений и сводится к их обоснованию на базе имеющейся информации.

 

В большинстве источников стратегический анализ рассматривается как начальный, первый этап стратегического управления, которое условно разбить на три основных этапа:

- стратегический анализ;

- разработка стратегии развития;

- реализация стратегии развития.

 

Основная цель стратегического анализа в системе стратегического менеджмента – оценка ключевых воздействий на настоящее и будущее положение организации и определение их специфического влияния на стратегический выбор. Что касается содержания стратегического анализа, то разные авторы включают в анализ различные составляющие. Наиболее распространенный подход включает следующие элементы:

 

В содержательном плане стратегический анализ можно представить как процесс, заключающийся в оперативной идентификации, постоянной систематизации и аналитической обработке информации о состоянии и динамике изменения внешней и внутренней среды функционирования организации с целью предоставления ее руководству рекомендаций, которые могут и должны служить формализованной основой для принятия стратегических управленческих решений в отношении объекта анализа, разработки конкурентоспособных стратегических альтернатив.

 

В системе стратегического управления организацией место стратегического анализа можно определить следующем образом:

 

Таким образом, исходя из места стратегического анализа в системе управления и функциональных возможностей, его основной целью является аналитическое обоснование конкурентоспособных стратегии и тактики развития организации на перспективу.

Стратегический анализ целесообразно дифференцировать на:

а) анализ внешней среды организации:

- стратегический анализ отрасли;

- стратегический анализ рынка;

-стратегический анализ конкуренции.

б) анализ внутренней среды организации:

- анализ стратегических показателей;

-анализ конкурентных возможностей и преимуществ.

 

Таким образом, стратегический анализ – это средство преобразования данных, полученных в результате анализа внешней и внутренней среды, в стратегию развития организации. Вместе с тем, он играет доминирующую роль не только в процедурах долгосрочного прогнозирования бизнеса, но и непосредственно востребован в качестве контрольного, координирующего и корректирующего инструмента выполнения миссии компании.

 

Специфика стратегического анализа внешней среды. Проблема стратегических неопределенностей

 

Анализ внешних факторов помогает выработать стратегические решения, обеспечивающие алгоритмы взаимодействия компании со средой в краткосрочной и долгосрочной перспективе, которые позволят поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения целей, помогут вскрыть угрозы и возможности.

 

При анализе внешней среды, в границах которой функционирует компания, можно выделить целый ряд факторов, влияющих на возможности ее развития. Для этого используется методика T.E.M.P.L.E.S. (Technology, Economics, Market, Politics, Laws, Ecology, Society). Она позволяет рассмотреть группу вопросов, связанных с внешней средой, разделив их на несколько подгрупп для соответствующего определения и классификации.

 

Технологии. Научно-технические достижения серьезно изменяют среду функционирования фирмы. Появляются новые технологии, новые изделия, что, безусловно, усиливает конкуренцию. Многие компании систематически отслеживают тенденции научно-технического прогресса, что положительно сказывается на их деятельности.

 

Экономика. Для того чтобы выработать правильную стратегию, руководству фирмы необходимо знать, какие экономические условия деятельности имеются в регионе. Поскольку мировая экономика существенным образом влияет на жизнь и деятельность компании, следует тщательно анализировать общеэкономические процессы (например, рост безработицы и инфляции, увеличение количества компаний, работающих на импорт или экспорт).

 

Политика. Политические факторы серьезно влияют на разные виды бизнеса. Особенно заметно это в такой стране, как Россия, где политическая система находится в фазе становления. При этом следует учитывать такие важные движущие силы, как изменение общественно-политического строя, вспышки религиозной нетерпимости и оживление национализма.

 

Законодательство. Изменения в законодательстве прямо воздействует на многие виды деловой активности.

 

Экология. В настоящее время все большее число компаний уделяет внимание состоянию окружающей среды. Поэтому круг вопросов, связанных с ее защитой, играет важную роль при стратегическом планировании многих развивающихся производств и компаний.

 

Социальные факторы. Деятельность предприятия нередко в существенной степени зависит от различных социальных факторов. Они могут включать в себя социальные потребности и запросы, определяющие жизнедеятельность сотрудников данного предприятия; вопросы, связанные с общественной жизнью региона, где расположено предприятие.

 

Как мы видим, существует множество факторов среды, которые влияют на организацию и эффект воздействия которых на организацию может быть не совсем явным. Для того чтобы оставаться прибыльными, организации должны противостоять неопределенности обстановки. Под неопределенностью мы подразумеваем то, что зачастую решения приходится принимать без достаточной информации о факторах среды и руководителям, принимающим решения, трудно предсказать внешние изменения. Неопределенность обстановки повышает риск провала стратегии организации и затрудняет расчет затрат и вероятностей рисков, связанных с альтернативными стратегическими направлениями.

 

Очевидно, что обстановка, с которой сталкиваются организации, неодинакова. Конкретной обстановке соответствуют различные уровни неопределенности. Эти различные уровни могут быть классифицированы на основе анализа двух характеристик:

- степени простоты или сложности обстановки;

- степени стабильности или нестабильности (динамичности) событий.

 

Неопределенность внешней обстановки возрастает с увеличением динамичности или же с усложнением ее условий. Степень динамичности внешней среды определяется темпом и частотой изменений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: