Очень часто подростковые проблемы никому не интересны, кроме самих подростков. Родители заняты работой или собой, друзей или нет или не хочется посвящать в самое сокровенное. И остаются подростки со своими заботами одни.
Часто проблемы подростков кажутся взрослым надуманными, и это создает опасную ситуацию неоказания своевременной помощи. Хотя достаточно небольшого совета или вообще просто внимательно выслушать подростков, и проблемы разрешаются сами собой.
Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между тем, что мы хотим (достичь, сделать и т.п.), и тем, что мы можем. Такое несоответствие желаний со способностями и возможностями препятствует достижению целей, а это влечет за собой возникновение негативных эмоций, которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации. Подросток осваивает новый для него мир, новые отношения и неизбежно, в силу отсутствия опыта, встречается с трудными ситуациями, которые ему непонятны и незнакомы.
Применение собственных способностей и возможностей в таком случае может оказаться недостаточным, потому может стать причиной разочарований. А любая сложная жизненная ситуация приводит к нарушению деятельности, ухудшению сложившихся отношений с окружающими нас людьми, порождает переживания и плохие эмоции, вызывает различные неудобства, что может иметь отрицательные последствия для развития личности.
Признаки того, что подросток попал в трудную жизненную ситуацию:
· нарушение межличностных отношений, стремление к уединению, негативизм;
· злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, агрессивность, изменение поведения;
· сниженное настроение, задумчивость, утрата интереса к учебе, другим, ранее привлекательным видам деятельности;
|
· разочарование в успехах, обесценивание собственных достижений;
· нарушения пищевого поведения (отказ от еды или обжорство), бессонница или повышенная сонливость, кошмары и беспокойный сон в течение, по крайней мере, нескольких дней,
· несвойственное данному подростку пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,
· постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти,
· увлечение религиозными течениями, рассуждения о смысле жизни, не свойственные ранее,
· уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»;
· нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,
· погруженность в размышления, рассуждения о тяжелых проблемах, случившихся с другими, намеки на то, что в жизни все не так, как надо,
· отсутствие планов на будущее,
· внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей, раздражительность.
Способы помощи:
· Отнеситесь серьезно к проблемам подростка, какими бы мелкими и надуманными они Вам не казались. Помните, что подросток крайне чувствительно и эмоционально реагирует на любое пренебрежение. Рассматривайте подростка как равную себе личность.
· Внимательно слушайте то, о чем говорит подросток. Иногда невербальные знаки, мимика, жесты расскажут больше о состоянии человека, чем слова.
· Если подросток делится с Вами своей проблемой, не используйте пустые утешения, предлагайте конструктивные пути выхода из ситуации, свою активную помощь
· Проявляйте внимание и заботу. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.
|
· Не спорьте и не доказывайте подростку, что его проблемы «легко решаемы». Тем самым Вы можете усугубить ситуацию, потеряете доверие, ребенок замкнется в себе.
· Вселяйте в подростка уверенность в собственных силах, покажите ему ценность его достижений, значимость того, чего он добился. Внушайте ему надежду на еще больший успех.
· В случаях необходимости обращайтесь за помощью к специалистам. Помните, что, в сущности, подросток – это ребенок, находящийся, в силу возрастных особенностей, в крайне уязвимом состоянии.
Памятка
Для
Родителей
"Как помочь детям в трудной ситуации"