Как само понятие «государственно-правовой режим», так и его типология в юридической науке довольно неоднозначны. Существует многообразное дробление государственно-правовых режимов на типы и виды, причем по совершенно разным критериям (основаниям). Так, при соотнесении государственно-правовых режимов с типами государства выделяют следующие: деспотический; теократически-монархический; аристократический; олигархический; режим рабовладельческой демократии - при рабовладельческом строе; абсолютистский; феодально-демократический; клерикально-феодальный; милитаристско-полицейский; режим «просвещенного абсолютизма» - при феодальном строе; буржуазно-демократический; бонапартистский; военно- полицейский и фашистский режимы - при капитализме; а также корпоративный или расистско-националистический и т.п.
В зависимости от исторических условий, различают деспотический, тиранический, фашистский, тоталитарный, авторитарный, либеральнодемократический и демократический режимы.[15]
Гражданские режимы - это режимы, при которых государственная власть осуществляется путем применения приемов и методов, установленных законом данного государства. Военные же режимы были весьма популярны в Германии во второй половине XIX - начале XX в.в. в связи с соответствующей исторической обстановкой в этой стране.[16]
Таким образом, в современной науке есть множество классификаций государственно-правовых режимов. К сожалению, все они не только не вносят ясность в содержание, признаки и взаимодействие разных видов политических режимов, но и, наоборот, затрудняют возможность познания данной тематики. В связи с этим на данный момент общепринятым и стандартным считается деление государственно-правовых режимов на демократические и антидемократические (авторитарный и тоталитарный) режимы.
|
Известны два различных подхода к концепции демократии и, следовательно, демократического режима: либеральный и марксистско-ленинский. При первом делается акцент на политическую демократию (многопартийность, политические права и личные свободы, правовое государство и т.д.), при втором во главу угла ставится требование социальной демократии (власть трудящихся и ликвидация имущественного неравенства, возможность ограничения прав граждан в этих целях, всесильное государство как главное орудие создания нового строя и т.д.
Демократический режим.
Пытаясь определить, что собой представляет демократия, многие западные исследователи, например, считают, что демократия - это: а) прямое или косвенное (через выборных представителей) управление страной самими людьми; б) государство, страна, сообщество, имеющие демократическое правительство; в) правление большинства; г) восприятие и реализация принципа равенства прав и свобод граждан, а также их возможностей. Исходным в подобных определениях и суждениях является тезис о том, что первоначально демократия в современном ее понимании, зародившись в Греции, дословно означала "народовластие" (от demos - народ и kratos - власть). Этот же смысл вкладывается в данный термин и понятие и поныне.[17]
Демократия в Энциклопедическом словаре, - это не что иное, как "форма государства, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел, в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод".
|
Понятие "демократия" означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно стремиться. Признаки демократического режима:
1) население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);
2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
3) реальное осуществление правового государства;
4) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
5) легитимность государственной власти;
6) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
7) в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип "дозволено все, что не запрещено законом";
8) гласность, свобода средств массовой информации от цензуры;
9) реальное действие принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).[18]
Авторитарный режим.
Для определения сущности современных авторитарных режимов, прежде всего, необходимо рассмотреть их характерные черты.
|
1. Монистическая структура политической власти, в центре которой находится господство определенной личности, (старейшины, вождя, монарха, диктатора)
2. Власть концентрируется в руках главы государства - гражданского или военного диктатора. Диктаторская власть, опирающаяся на силу, прежде всего на полицейский или военно-карательный аппарат, используется в целях применения жестких мер принуждения, наказания, расправы.[19]
3. Отчуждение народа от власти.
4. Политическая структура авторитарного режима не предусматривает разделения властей.
Новый современный авторитарный режим основан на нарождающихся капиталистических отношениях и режимах, переходных от тоталитарных к демократическим.
Сегодня наличие авторитарных режимов в странах Азии, Африки и Латинской Америки обуславливается следующими обстоятельствами:
а) незавершенностью формационных процессов;
б) сложностью переплетения различных типов экономических отношений - от общинно-патриархальных до господства в ряде стран капиталистического уклада;
в) слабостью социально-классовой дифференциации общества;
г) неразвитостью различных политических институтов и наличием большого диапазона политических режимов в странах этого региона и т.д;
Эволюция авторитарных режимов в странах Азии, Африки и Латинской Америки - процесс отнюдь не быстротечный. Он может иметь ряд промежуточных этапов в процессе перехода авторитарных режимов в демократические. Как подчеркивает Л. Даймонд, переход к стабильной демократии гораздо успешнее тогда, когда он достаточно длителен.[20]
Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т. д.) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).[21]
Признаки авторитарного политического режима:
1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
2) игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
3) роль представительных органов власти ограничена властным субъектом, хотя они и могут существовать;
4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные инстанции;
5) права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально во всей своей полноте не обеспечиваются (прежде всего в политической сфере);
6) личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;
7) "силовые" структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в сугубо политических целях;
8) роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма он не харизматический.[22]
Таким образом, авторитарный режим в соответствии с современными научными представлениями называется такой режим, который является как бы промежуточным между тоталитарным и демократическими режимами
Тоталитарный режим.
Понятие "тоталитаризм" в буквальном смысле слова означает "весь", целый, "полный". В каждой из стран, где возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, присущие всем формам тоталитаризма и отражающие его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии (государства чисто фашистского типа).[23]
Характерным признаком тоталитарного режима является вождизм, т.е. выделение вождя, личность которого по сути обожествляется, так как в массовом сознании с помощью средств информации насаждаются представления о его непогрешимости и других сверхъестественных качествах.[24]
Одной из форм тоталитаризма является фашистский режим, при котором господствующей является идея превосходства одной нации или расы. Ему свойственна крайне агрессивная внешняя политика, ориентированная на захват чужих земель. Обосновывается это тем, что признанная высшей нация (раса) достойна лучшей жизни, чем другие - неполноценные, и поэтому она может решать свои проблемы (экономические, социальные) за их счет. Низшие расы подлежат уничтожению либо могут использоваться при необходимости как рабочая сила.
Принято выделять две разновидности тоталитаризма - «левый» и «правый».[25]
«Левый» тоталитаризм возник в коммунистических странах - в Советском Союзе, в странах Восточной Европы, Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам), на Кубе. «Правый» тоталитаризм сформировался в фашистской Италии и Германии.
«Левый» тоталитаризм основывался на идеологии марксизма-ленинизма, утверждающей 1) возможность построения коммунистического общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов; 2) необходимость отмены частной собственности и создания плановой, регулируемой экономики; 3) ведущую роль пролетариата; 4) необходимость диктатуры пролетариата при переходе к новому обществу; 5) возможность построения коммунизма в каждой стране. Социальной основой «левого» тоталитаризма выступали низшие классы, и прежде всего пролетариат. С точки зрения господствующей идеологии, все другие классы являются менее прогрессивными, а некоторые - даже реакционными. Поэтому политика направлялась на искоренение иных классов. На практике это означало ликвидацию класса собственников и крестьянства. Построение «светлого будущего» предполагало использование мощного аппарата принуждения вплоть до террора.
Дискуссионным остается в политической науке вопрос о временных рамках существования тоталитаризма в СССР. Одни политологи считают, что тоталитарным можно называть весь период советской истории. Другие - тоталитарным называет режим, сложившийся в период правления Сталина (1929-1953), режим же, сложившийся после его смерти, определяют как постоталитарный.[26]
«Правый» тоталитаризм, в лице германского фашизма, основывался на идеологии национал-социализма. Эта идеология представляла собой смесь этатистских и националистических лозунгов. Последние опирались на расистские идеи X. Чемберлена о германцах как ядре «высшей» арийской расы и утверждения Ж. Гобино о ее упадке, связанном с кровосмешением. Именно из этих постулатов родилась идея нацизма о превосходстве немецкой нации и стремление к мировому господству.
Главные положения национал-социалистической идеологии сводились к следующему:
1) воссоздание германского рейха;
2) борьба за чистоту немецкой расы;
3) истребление всех инородных элементов (и прежде всего, евреев);
4) антикоммунизм;
5) ограничение капитализма.
В отличие от марксизма-ленинизма национал-социализм отстаивал идею классового мира и «народного сообщества» на основе единых национальных традиций. Идеология национал-социализма активно проповедовала образ «врага» в лице коммунизма, евреев, католической церкви. Для борьбы с ними и выживания нации допускалось использование террора и репрессий. Любая слабость воспринималась как угроза немецкой нации.[27]
Итак, тоталитаризм - это феномен XX в. В его становлении и осуществлении значительную роль играют массовые политические движения. Предшествующие диктатуры имели, как правило, довольно узкую социальную базу. Возникновение тоталитаризма совпадает с громаднейшей политической активизацией масс и во многом ею же и обусловлено. Немалую роль в становлении тоталитаризма сыграли технические достижения, поставленные на службу принуждения и подавления, массовой пропаганды и коммуникации.