Проблемно-ситуационные задачи по сестринскому делу в педиатрии для комплексного экзамена: «Медицинская сестра в условиях стационара».
Задача №1
В эндокринологическом отделении к постовой медицинской сестре обратился мальчик 12 лет с жалобами на слабость, головокружение, дрожание конечностей, чувство голода и страха. ' Ребенок находится в отделении на обследовании и лечении по поводу сахарного диабета, получает инсулин 3 раза в день.
При осмотре; мальчик в сознании, беспокоен, возбужден. Кожные покровы бледные, влажные, отмечается тремор верхних конечностей. А/Д - 110/60 мм рт. ст, пульс - 120 в мин., живот безболезненный.
Задание
1. Определите неотложное состояние, развивающееся у ребенка.
2. Окажите неотложную помощь согласно алгоритма манипуляции.
Задача №2
Алеша, 5-ти лет поступил в детское отделение на 3-й день болезни с жалобами на повышение температуры до 38 градусов, головную боль, слабость, снижение аппетита, изменение цвета мочи — цвет «мясных помоев». Из анамнеза известно, что мальчик страдает хроническим тонзиллитом, 2 недели назад перенес лакунарцую ангину.
Объективно: состояние средней тяжести, бледен, веки пастозны. Миндалины гипертрофированы, разрыхлены. Границы сердца в норме, тоны сердца приглушены, ЧСС - 84 в мин., А/Д - 135/80 мм рт. ст. Живот мягкий, безболезненный. Стул без особенностей, мочится редко.
Диагноз: Острый гломерулонефрит.
Задание
.
1. Какие обследования необходимо провести?
2. Соберите мочу на общий анализ у детей грудного возраста.
Задача № 3
В отделение патологии новорожденных поступил ребенок с диагнозом: «Внутричерепная родовая травма»
|
Ребенок от первой беременности, протекавшей с гестозом 2-й половины, 1-х быстрых родов. Масса при рождении - 4600 г, длина -51 см.
При осмотре ребенок беспокоен, монотонный однообразный крик, отмечается тремор конечностей. ЧДД -56 уд/мин, ЧСС - 132 уд/мин.
Задание
1. Техника постановки пузыря со льдом.
2. Дайте советы маме по профилактике гипогалактии.
Задача № 4
В детской комнате роддома вы обнаружили у новорождённого при пеленании желтушное окрашивание кожных покровов, которое быстро нарастает. У матери 1-я группа крови, резус отрицательный. Врачебный диагноз: «Гемолитическая болезнь»
Задание
1. Какие обследования необходимо провести?
2. Продемонстрируйте технику утреннего туалета новорожденного и грудного ребенка.
Задача №5
В отделение недоношенных поступил ребенок в возрасте 6-ти дней. При сестринском обследовании выявлено: ребенок от 4-ой беременности, 2-х родов, родился при сроке 33-34 недели, с массой тела 1400 г, ростом 40 см. Сосательный и глотательный рефлексы выражены слабо, дыхание сопровождается апное, крик слабый.
Задание
1.Определите степень недоношенности.
2. Продемонстрируйте технику кормления ребёнка через зонд.
Эталон ответа к задаче №1.
1. Гипогликемическая кома.
2.Тактика: при первых признаках гипогликемии немедленно начинать лечение.
Оснащение:
· легкоусвояемые углеводы;
- лекарственные средства: 40%, 20%, 10%, 5% растворы глюкозы, адреналин, глюкагон, глюкокортикостероиды;
- оснащение для санации дыхательных путей;
- оснащения для выполнения инъекций;
- система подачи кислорода.
Доврачебная медицинская помощь.
|
1. вызвать врача, лаборанта.
- если ребенок в сознании, немедленно обеспечить прием легкоусвояемых углеводов, до получения результатов анализов:1-2 кусочка сахара, мед, сладкий чай, изюм, печенье, белый хлеб и др.
- определить частоту дыхания, частоту сердечных сокращений, артериальное давление.
- если ребенок без сознания надо уложить его в устойчивое положение на бок, освободить (при необходимости) дыхательные пути.
- выполнить назначение врача.
Эталон ответа к задаче №2.
1.Необходимые обследования:
-клинический анализ крови;
-биохимический анализ крови на мочевину, остаточный азот, креатинин;
- общий анализ мочи;
- анализ мочи по Нечипоренко;
-моча по Аддис-Каковскому;
- проба по Зимницкому.
2.Демонстрация манипуляции.
Сбор мочи на общий анализ у детей грудного возраста.
Цель: определить патологические изменения в моче.
Показания:
· заболевания мочевыделительной системы;
- дизурические расстройства;
- диспансерное наблюдение здорового ребенка.
Противопоказания: нет.
Оснащение:
· резиновые перчатки;
- полотенце;
- памперс;
- одноразовый пластиковый контейнер для мочи;
- одноразовый пластиковый мешочек-накладка;
Подготовка к процедуре:
1. объяснить маме цель и ход проведения процедуры, получить согласие.
- подготовить необходимое оснащение
- вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
- подготовить памперс.
- подмыть ребенка под проточной водой с мылом (девочку – в направлении спереди назад).
Подготовка и выполнение процедуры:
1. просушить половые органы полотенцем промокательными движениями.
|
- прикрепить стерильный одноразовый пластиковый мешочек-накладку. Предварительно с него снимают наклейку и клейкой стороной прикрепляют:
у девочек: широким основанием к лобку, узким к промежности (анус должен оставаться снаружи), дно мешочка располагается внизу;
у мальчиков: узким основанием к лобку, широкое к промежности, в контейнер погружают мошонку с пенисом, дно контейнера располагается к верху.
Возможен другой вариант: широкое основание на лобок, в мешочек погружают пенис без мошонки, узкое основание прилепляется под пенисом, дно мешочка располагается внизу (как у девочек).
- надеть памперс.
- после сбора мочи ребенка необходимо подмыть. просушить и смазать кожу детским кремом.
- мочу из мешочка перелить в стерильный одноразовый контейнер и закрыть крышкой.
Завершение процедуры:
1. снять перчатки, вымыть и осушить руки.
- организовать транспортирование полученного материала в лабораторию не позднее 1 часа после сбора.
Примечание: мочу на общий анализ берут утром, после сна.
Категорически запрещается отправлять на исследование мочу, отжатую из ваты после сбора.
Исследование мочи выполняют не позже 1-1,5 часов после её получения..