ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ. ВВОД-ВЫВОД ДАННЫХ
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ
Все вы использовали компьютерные программы, такие как текстовый процессор, электронные таблицы и даже Microsoft Windows ХР. Компьютерные программы, или программное обеспечение, представляют собой файлы, содержащие инструкции, которые указывают компьютеру, что следует делать. Если вы работаете в среде MS-DOS или Windows, то, например, файлы с расширениями ЕХЕ и СОМ содержат команды, которые компьютер может выполнять. Другими словами, файлы содержат специальные инструкции, выполняемые компьютером, обычно одну за другой, для решения определенной задачи. При создании программы вы указываете инструкции, которые компьютер должен выполнить. Во время программировании на языке C++ необходимо помнить, что:
- Для создания программы используется текстовый редактор типа блокнота, чтобы ввести операторы C++ в исходный файл программы. Никогда не используйте текстовый процессор, такой как Word или WordPerfect, для создания исходного файла программы. Как известно, текстовые процессоры позволяют вам создавать форматированные документы, которые могут содержать полужирный текст, выровненные поля, а также другие особенности. Чтобы отформатировать документы таким образом, текстовый процессор вставляет специальные (скрытые) символы внутрь документа. Такие символы могут включать или выключать курсив или выбирать определенную ширину полей. Несмотря на то что такие специальные символы имеют смысл для текстового процессора, C++ их не поймет и эти символы приведут к ошибкам.
- Для преобразования операторов программы C++ в выполнимую программу, в единицы и нули, которые понимает компьютер, используется специальная программа — компилятор C++, например, входящий в состав Visual Studio Net.
- Для изменения или исправления программы также используется текстовый редактор.
- При нарушении одного (или более) правил программирования на C++ компилятор выдаст на экран сообщения о синтаксических ошибках. Вам следует отредактировать программу, чтобы исправить ошибки, а затем запустить компилятор снова.
|
Программирование представляет собой процесс определения последовательности инструкций, которые должен выполнить компьютер для решения определенной задачи. Для указания этих инструкций вы используете язык программирования, например C++. С помощью текстового редактора вы вносите программные операторы в исходный файл. Далее вы используете специальную программу — компилятор — для преобразования операторов из формата, который вы можете читать и понимать, в единицы и нули, которые понимает компьютер.
Допустим, наша первая программа на C++ называется FIRST.СРР. При создании программ на C++ используйте расширение СРР, чтобы операционная система могла понять, что этот файл содержит программу на C++. Когда вы позже запустите эту программу, она выведет на экран дисплея сообщение Учимся программировать на языке C++!. Следующий пример вывода показывает подсказку командной строки (в данном примере С:\>), вводимую вами командную строку (имя программы FIRST, за которым следует ENTER) и вывод программы на экран:
С:\> FIRST <ENTER>
Учимся программировать на языке C++!
Как известно, при программировании вы можете работать в среде, основанной на командной строке, например MS-DOS или UNIX, или в среде типа Windows. С помощью текстового редактора введите следующие операторы программы C++ (точно так, как они изображены, используя верхний и нижний регистры), как показано ниже:
|
#include <iostream>
Void main(void)
{
cout << "Учимся программировать на языке C++!";
}
Удостоверьтесь, что вы ввели верное количество кавычек, точек с запятой и скобок. Еще раз более внимательно проверьте операторы своей программы. Если они верны, сохраните операторы в файле FIRST. СРР
< Примечание >
Что означает имя программы?
При создании программы на C++ вы вносите операторы программы в исходный файл. Применяйте расширение СРР, чтобы другие программисты могли понять, что данный файл содержит программу на C++. Далее используйте имя файла, которое указывает назначение программы. Например, если вы создаете финансовую программу, можно использовать имя BUDGET.CPP. Аналогичным образом программу, которая вычисляет оклады в фирме, вы можете назвать SALARY. СРР. Чтобы избежать путаницы, никогда не используйте для названия программы имя существующей команды MS-DOS, например COPY или DEL.
КОМПИЛЯЦИЯ ПРОГРАММЫ
Компьютер работает с комбинациями единиц и нулей (называемых машинным языком), которые представляют наличие или отсутствие электрических сигналов. Если сигнал равен единице (наличие), компьютер может выполнить одну операцию, а если сигнал равен нулю (отсутствие), компьютер может выполнить другую операцию. Однако к счастью, нет необходимости писать программы в нулях и единицах (как это делали программисты в 1940 и 50 гг.). Вместо этого специальная программа — компилятор C++ — преобразует операторы программы (ваш исходный код) в машинный язык.
|
Другими словами, компилятор просматривает исходный файл, содержащий операторы программы на C++. Если ваши операторы не нарушают ни одно правило языка C++, компилятор преобразует их в машинный язык (единицы и нули), который компьютер может выполнить. Компилятор хранит машинный язык в выполняемом файле, имеющем, как правило, расширение ЕХЕ. Если файл ЕХЕ существует, вы можете запустить программу, вводя ее имя в ответ на командную подсказку, если Вы работаете в среде MS-DOS или запускаете программу из командной строки.
В зависимости от используемого вами компилятора, команды, которые вы применяете для его вызова, будут различны. По окончании работы компилятор создаст выполнимую программу и сохранит ее в файле на диске с расширением ЕХЕ, например FIRST.EXE. Если при компиляции программы компилятор выдает сообщения об ошибках, отредактируйте свой исходный файл и сравните каждый символ исходного файла с символами, которые разрешены в языке С++. Исправьте все ошибки, сохраните сделанные изменения, а затем откомпилируйте программу второй раз. После того как вы успешно откомпилировали свою программу, запустите ее, вводя имя программы в ответ на командную подсказку как это было показано выше.
< Примечание >
Представление о компиляторе
При создании программы вы используете язык программирования (такой как C++), чтобы указать инструкции, выполняемые компьютером. Применяя текстовый редактор, вы вносите операторы программы в исходный файл. Далее используется специальная программа — компилятор, которая преобразует ваш исходный файл в машинный язык (единицы и нули, понимаемые компьютером). Если компиляция прошла успешно, результатом будет файл выполнимой программы. Однако если вы допустили одну или несколько ошибок или нарушили какое-либо правило C++, компилятор выдаст на экран сообщения об ошибках, и для их исправления вам следует заново отредактировать исходный файл.
Если вы работаете на большой машине или мини-ЭВМ, у вас должен быть компилятор, доступный для вас и других пользователей вашей системы. Если же вы используете ПК, вам следует приобрести и установить компилятор, такой как Borland C++ или Microsoft Visual C++.
Этапы работы с программой на Си++ в системе программирования (рис. 41 — прямоугольниками отображены системные программы, а блоки с овальной формой обозначают файлы на входе и на выходе этих программ).
1. С помощью текстового редактора формируется текст программы и сохраняется в файле с расширением срр. Пусть, например, это будет файл с именем example.срр.
2. Осуществляется этап препроцессорной обработки, содержание которого определяется директивами препроцессора, расположенными перед заголовком программы (функции). В частности, по директиве #include препроцессор подключает к тексту программы заголовочные файлы (*.h) стандартных библиотек.
3. Происходит компиляция текста программы на Си++. В ходе компиляции могут быть обнаружены синтаксические ошибки, которые должен исправить программист. В результате успешной компиляции получается объектный код программы в файле с расширением obj. Например, example.obj.
4. Выполняется этап компоновки с помощью системной программы Компоновщик (Linker). Этот этап еще называют редактированием связей. На данном этапе к программе подключаются библиотечные функции. В результате компоновки создается исполняемая программа в файле с расширением ехе. Например, example.ехе.
СОЗДАНИЕ ВТОРОЙ ПРОГРАММЫ
Если вы смогли успешно откомпилировать и выполнить программу FIRST.CPP,то используйте ваш текстовый редактор, чтобы создать второй программный файл с именем EASY. CPP, который содержит следующие операторы программы:
#include <iostream>
Void main(void)
{
cout << "Программировать на C++ просто!";
}
Как и ранее, сохраните свои операторы программы на C++ в исходном файле и вызовите компилятор, указав имя файла программы в командной строке компилятора. В случае Borland C++ используйте следующую команду для компиляции программы:
С:\> ВСС EASY.CPP <ENTER>
Если компиляция программы прошла успешно, компилятор создаст выполнимую программу с именем EASY.EXE. Когда вы запустите эту программу, на вашем экране появится следующее сообщение:
С.\> EASY <ENTER>
Программировать на C++ просто!
Далее используя редактор, отредактируйте исходный файл EASY. CPP и измените выводимое на экран сообщение таким образом, чтобы включить слово очень, как показано ниже:
cout << "Программировать на C++ очень просто!";
Сохраните ваше изменение в исходном файле и откомпилируйте программу. После успешной компиляции запустите программу, как показано ниже:
С:\> EASY <ENTER>
Программировать на C++ очень просто!
Каждый раз, когда вы изменяете исходный файл, вам следует откомпилировать программу заново, чтобы изменения вступили в силу. Например, используйте текстовый редактор, чтобы снова изменить исходный файл. В этот раз добавьте новую строку в свою программу:
#include <iostream>
Void main(void)
{
cout << "Программировать на C++ очень просто!";
cout << endl << "Можно расслабиться!";
}
Сохраните ваши изменения в исходном файле. Затем запустите программу, как показано ниже:
С:\> EASY <ENTER>
Программировать на C++ очень просто!
Как видите, программа не выводит новую строку на экран. Чтобы изменения в исходном файле вступили в силу, вы должны откомпилировать программу. В данном случае необходимо откомпилировать программу так, как было описано выше, а затем запустить ее. Так как компилятор использовал изменения вашего исходного кода, то, как показано ниже, на экран будет выведена новая строка:
C:\> EASY <ENTER>
Программировать на C++ очень просто!
Можно расслабиться!