Ассимиляция (Assimilation)
В потоке речи звуки могут претерпевать значительные изменения под влиянием соседних с ними звуков. Фонемы, таким образом, выступают в речи в виде аллофонов, артикуляция которых отличается от полной артикуляции изолированных фонем.
В артикуляции отдельной фонемы принято различать три этапа, или фазы:
1. экскурсия (или приступ) – подготовка органов речи к артикуляции звука;
2. выдержка, в течение которой органы речи сохраняют определенный уклад;
3. рекурсия (или отступ), когда органы речи возвращаются в свое обычное состояние.
В речи, однако, звуки выступают в тесной связи с соседними, так что часто одна из фаз предыдущего звука является началом артикуляции последующего.
Частичное или полное изменение артикуляции звуков в потоке речи под влиянием соседних звуков называется ассимиляцией.
Ассимиляцию можно анализировать по различным признакам:
- по направлению;
- по месту образования преграды;
- по работе губ;
- по работе голосовых связок.
Ассимиляция по направлению
название | артикуляция | примеры | |
прогрессивная | предшествующий звук влияет на последующий | what is [ız] – what's [wɒts] (t оглушает z). | |
регрессивная | последующий звук влияет на предыдущий | in the [ınðə] n меняется под влиянием ð | |
взаимная | соседние звуки влияют друг на друга | twice [twaıs] t w [t] огубляется под влиянием [w] [w] частично оглушается под влиянием глухого [t] |
Ассимиляции по месту образования преграды
Примером могут служить сочетания [nθ], [tð] и др., где [θ], [ð] влияют на артикуляцию
предшествующих им апикально-альвеолярных фонем [n], [t], превращая их в межзубные. tenth [tenθ]
|
Ассимиляция по работе губ
Например, под влиянием губно-губного щелевого сонанта [w] предшествующие согласные становятся огубленными или лабиализованными: quick [kwık].
Ассимиляция по работе голосовых связок
При этом происходит оглушение или озвончение соседних звуков,
например: eats [i:ts] и gives [gıvz].
Следует помнить, что
озвончение или оглушение в английском языке имеет прогрессивное направление,
в то время как в русском языке ассимиляция согласных только регрессивная.
Сравните: like that [laık ðæt], где [k] не озвончается под влиянием [ð]
и раз сто [рΛс сто], где под влиянием последующего глухого [с]
оглушается предыдущий звонкий согласный [з].
Частными случаями ассимиляции в английском языке являются: носовой взрыв, латеральный взрыв и потеря взрыва.
Носовой взрыв
В сочетаниях [tn], [dn] оба звука имеют аналогичную артикуляцию, т. е. кончик языка образует смычку с альвеолами; поэтому после произнесения [t], [d] кончик языка остается на альвеолах.
Таким образом, звуки [t], [d] теряют третью фазу (т, е. не происходит взрыва), а звук [n] не имеет первой фазы. Во время смычки мягкое нёбо опускается для артикуляции [n], и воздух выходит через носовую полость; происходит «носовой взрыв».
В сочетаниях [tl], [dl] происходит так называемый латеральный взрыв (аналогичный носовому взрыву). В этом случае после произнесения согласной кончик языка остается на альвеолах, а воздух проходит по бокам языка.
Потеря взрыва при сочетании двух взрывных согласных
Если в речевом потоке встречаются два смычных взрывных согласных с одинаковой артикуляцией, то первый из них утрачивает взрыв, но выдержка удлиняется.
|
Например: 'ðæt 'deı ðə 'sekənd taım
В сочетании двух смычных взрывных согласных, даже с разным укладом органов речи, первый из них теряет взрыв, например: pıkt, tækt. В русском языке в подобных сочетаниях оба звука сохраняют взрыв, например: тракт, пакт.
Редукция
В безударном положении служебные слова (предлоги, союзы, артикли, вспомогательные и модальные глаголы), а также местоимения, реже – знаменательные слова, изменяют свое произношение: безударные гласные произносятся слабо, нечетко, не достигают своего полного образования, т. е. редуцируются (ослабляются). Редукция приводит к утрате гласным звуком важных признаков:
1) к изменению качества гласного (качественная редукция), например :
and: ænd – ənd
the: [ði:] – [ðı] – перед гласным звуком
[ði:] – [ðə] – перед согласным звуком
am: æm – əm an: æn – ən
can: kæn – kən a: eı – ə
at: æt – ət them: ðеm – ðəm
2) к сокращению долготы гласного (количественная редукция), например:
mi: – mi (me) bi: – bi (be)
3) к полному выпадению гласного. Эта так называемая нулевая редукция обычно отражается на письме апострофом вместо гласного, например:
aım ‛bızı (I'm busy) ıts ‛nık (It's Nick)
В результате редукции большинство служебных слов в английском языке имеют две или более формы: сильную, полную, которая употребляется, как правило, в ударном положении, и одну или несколько редуцированных, слабых, которые всегда употребляются в безударном положении. Правильное употребление полных и слабых форм в устной речи и при чтении вслух очень важно; произношение служебных слов в полной форме, вместо редуцированной, выделяет эти слова, придает им часто ненужную смысловую значимость, нарушает ритм английской речи.