Задания Всероссийской литературной викторины для обучающихся 5-11 классов, посвящённой жизни и творчеству А.С. Грибоедова




«Я как живу, так и пишу свободно и свободно...»

 

1. По преданию, предками Грибоедовых были польские шляхтичи, братья, пришедшие в Россию в 1605 году в свите самозваного царя Лжедмитрия I. Назовите их фамилию.

 

2. В Тимиреве учителей не было: нанимать их в провинции Настасья Федоровна не хотела, а выписывать из Москвы было дорого. Тогда заботливая бабушка подписалась на издание новой серии детских книг и в каждый свой приезд в Тимирево привозила внукам по новой книжечке. Из которой дети узнавали много нового. Сестра Маша читала вслух, а Александр сидел рядом и только заглядывал в книжку, но слушал прилежно. Сам он не желал учиться азбуке: названия букв его удивляли. Но пока он листал страницы, буквы постепенно сами собой собирались в знакомые слова, и так незаметно Саша овладел родным языком. Назовите автора и название издания.

 

3. В 6-летнем возрасте Александр Грибоедов свободно владел тремя иностранными языками, в юности уже шестью. Назовите все шесть языков.

 

4. Детей заставляли много читать, многие, имея ключи от библиотеки родителей, охотно прочитывали взрослые романы и даже философские сочинения. Читать приходилось и летним днём в дорожной карете, и зимними вечерами при свечах. Зрение от этого быстро портилось, но носить очки в отрочестве не полагалось. Почему?

 

5. В 1803 году Настасья Федоровна решила записать сына Александра в Благородный пансион при Московском университете. К 1803 году университетский пансион был в самом расцвете (его открыли в 1776-м, а закрыли в 1831 году). Больше всех своих воспитанников пансион гордился поэтом, уже достигшим немалой известности. Назовите имя.

 

6. В Благородном пансионе классы делились не по возрастам, а по успехам. Случалось, что кто-нибудь, отличаясь в одном предмете, мог учиться в «вышнем» классе, а в другом, где был слабее, оставаться в «среднем», «нижнем» или даже в подготовительном. Поэтому в классах сидели мальчики разных возрастов, но равных способностей. Во внеурочные часы детей делили по возрастам - их тоже было три («большой», «средний» и «меньший»). Поэтому каждый мальчик имел двойное определение: «ученик среднего класса среднего возраста» или «ученик нижнего класса большого возраста». В пансионе по языкам и по музыке Сашу зачислили сразу в «средние» классы. В какие классы был зачислен Грибоедов по математике и естественной истории?

 

7. В конце декабря в пансионе устраивался торжественный акт, на который съезжалась вся Москва. Акт не был экзаменом - на нем пансион представлял Москве новое поколение детей, идущее на смену родителям. 22 декабря 1803 года все многочисленное семейство Грибоедовых собралось смотреть, как будет отличаться Александр Сергеевич. Акт открылся торжественной речью инспектора пансиона, после которой начались выступления воспитанников. Класс З.А. Горюшкина представил в лицах судебное действие, потом все любовались рисунками питомцев учителя Н.А. Синявского. Затем играли на клавикордах, флейтах и скрипке. За музыкой последовали танцы. Дальше шло словесное отделение: читали стихи. Чем отличился Грибоедов?

 

8. Под влиянием Алексея Дурново Александр всерьез заинтересовался теорией музыки и брал уроки у известного музыканта И. Миллера. Одних фортепьянных успехов ему было мало. Как бы шутя и озорничая, он вздумал порой усаживаться за инструмент сестры, на котором мальчикам не полагалось играть. Мария не хотела пускать брата за свой сложный инструмент, боялась, что он его расстроит. Но Саша был очень аккуратен, и хотя никто его не учил и нот не давал, он наловчился, к общему удивлению, импровизировать великолепные беглые мелодии. Руки его мелькали так быстро, что сливались: это был особенный, мужской способ игры на женском инструменте - барышни так не умели по нежности пальчиков. О каком инструменте идёт речь?

 

9. Известно, что Грибоедов - пианист часто выступал в кругу друзей и на музыкальных вечерах как солист-импровизатор и аккомпаниатор. Его партнерами по совместному музицированию были певцы-любители, артисты итальянской оперной труппы, композиторы. Так, например, под его аккомпанемент впервые Верстовский исполнил только что сочиненный им романс «Черная шаль». К великому огорчению, большинство сочиненных Грибоедовым пьес не было им записано на нотную бумагу и для нас безвозвратно потеряно. Какие произведения Грибоедова - музыканта сохранились до наших дней?

 

10. Грибоедов никогда не думал о себе как о композиторе. Когда он иногда посещал Фильда – ирландского пианиста-виртуоза и выдающегося педагога, последнего глубоко возмущала привычка Александра к импровизациям, которые тот никогда не записывал и не запоминал. Фильд видел в этом барственную небрежность и горячо убеждал Грибоедова не бросать звуки на воздух, ведь порой у него получались замечательные и оригинальные мелодии. Педагог не находил в технике молодого человека недостатков и ставил её в пример даже лучшему своему воспитаннику, будущему великому композитору. Кому?

 

11. Эту пьесу Александра Сергеевича с успехом поставили сначала в Санкт-Петербурге, а затем и в Москве, и впервые творчество Грибоедова стало известно его родным. Мать пренебрежительно пожала плечами, дядя заметил, что маловато народу на сцене - кому ж это интересно? Одна сестра Маша восхищалась всем, что писал её брат. Особенно оценила она монолог Ариста, так как она нередко жаловалась брату в письмах, что её подруги, выходя замуж, забрасывают музыку, словно она для них была лишь средством показать себя женихам. Как называлась пьеса?

 

12. 11 июня 1817 года Грибоедова приняли в Коллегию иностранных дел, находившуюся на Английской набережной. Среди вновь зачисленных на службу он почувствовал себя стариком - его окружали мальчики, только что окончившие Царскосельский лицей. Они казались растерянными, вдруг очутившись за стенами родного пансиона, и оттого вели себя несколько неловко, особенно один. На самом деле они уже были знакомы в детстве, но забыли об этом. О ком идёт речь?

 

13. Осенью 1821 года Грибоедов переводится в Грузию. Свои громадные творческие силы он предпочитал вкладывать в драматические произведения, где автор целиком скрывается за словами различных персонажей и не выражает собственных мыслей и чувств. Здесь он начинает работу над черновыми рукописями первой редакции… Какого произведения?

 

14. К этому же времени Грибоедов ясно осознает, что не может написать ничего выдающегося, если ему некому прочитать написанное. Русский язык был для него прежде всего письменным языком. Он говорил на нем крайне редко - с ямщиками и солдатами о том, что относилось до их нужд, и с ближайшими друзьями. Звуки родной речи были ему не то чтобы непривычны, но он не мог, глядя в текст, оценить интонации и мелодию слов и фраз, он должен был непременно их проговорить вслух - и не стенам. В Тифлисе он обретает идеального наперсника. Кого?

 

15. В Тавризе Грибоедов не мог писать из-за перелома руки. Он отчаянно скучал по России, не видя ни одного родного лица, не имея ни одной русской книги, кроме одной. Он начал было с горя её читать, чего прежде никогда не делал, - и восхитился необычному строю церковнославянского языка, который показался ему сильнее, естественнее и ярче современного. О какой книге идёт речь?

 

16. Но ты, ты возлетишь над песнями толпы!

Тебе дарованы, Певец, рукой судьбы

Душа живая, пламень чувства,

Веселье светлое и тихая любовь,

Златые таинства высокого искусства

И резво-скачущая кровь!

 

Кто эти романтические строки посвятил Грибоедову?

 

17. Что хотел создать Грибоедов - трагедию, комедию или, может быть, драму? Он действовал по принципу: пусть герои соберутся в одном месте, начнут действовать - там и выяснится, к чему приведут их отношения. Что типичнее в русской жизни: неразрешимые конфликты со смертельным исходом? полные драматизма ситуации, улаживаемые до поры? или весёлая борьба по пустякам, любовные интриги и дурачества? Или все вместе, как в несравненных творениях Шекспира? Пусть не автор, а сама жизнь выберет жанр пьесы! Автор же только поднесет обществу зеркало, где оно увидит себя таким, как оно есть. Назовите жанр «Горя от ума».

 

18. Объясните, что объединяет данные произведения?

 

«Важное приобретение», «Восток», «Душа», «Ода на поединки».

 

19. Действие русской пьесы не может протекать вне этого места. В России нет маленьких уютных площадей, окруженных домами с балкончиками, которые были столь удобны европейским драматургам. В России уличная жизнь неразвита: летом героев можно вывести в сад или публичный парк. К тому же летом почти все уезжают из города в деревню - и всплывают трудности изображения деревенской жизни. Европейцы, кроме городских площадей, могли использовать для встреч кафе, а в России и их не было. Существовали рестораны, кондитерские и модные лавки, но круг их посетителей был очень ограничен: мужчины не посещали лавки, приличные дамы - рестораны, в кондитерских всегда сидели дети. В каком месте в России обязательно должно происходить действие русской пьесы, в том числе и «Горя от ума»?

 

20. Что обычно происходит в русских пьесах начала 19 века? Персонажи утром встают, днём занимаются делами, вечером ложатся спать. В свой черед вступают в брак, в свой черед умирают. Почему бы не построить пьесу совершенно не традиционно? Не разделять её течение на обязательные 1-3-5 актов, но подчинить не театральным законам, а естественному порядку вещей? Жизнь кратна четырем: существуют четыре времени суток, четыре времени года, четыре возраста человека. Изобразить на сцене развитие человека от детства до старости было бы слишком неудобно; даже один год тянется слишком долго. На протяжении какого времени длится действие в «Горе от ума» А.С. Грибоедова?

 

21. Летом 1823 года Грибоедов гостил в имении своего друга Степана Бегичева. Александр Сергеевич вставал с солнцем, завтракал в одиночестве и уходил в конец сада в деревянный домик-беседку. После обеда все в доме по обыкновению спали, а Александр снова отправлялся в сад и возвращался уже к вечернему чаю, который пили на лужайке в цветнике. Предзакатное солнце золотило зелень деревьев, на землю опускалась умиротворяющая тишина; где-то вдали призывно мычала корова или лаяла собака; летали запоздавшие шмели; потом медленно алый закат гас, и все уходили в дом. Грибоедов садился за рояль и играл до глубокой ночи. И Бегичевы, и Грибоедов каждый день с нетерпением ожидали наступления вечера. Днем Александр работал, за чаем он прочитывал написанные сцены, выслушивал похвалы или замечания, но не отвечал на них до следующего дня, пока не обдумывал и не исправлял, что находил нужным. Так рождалось… Какое произведение Грибоедова?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: