Работа, которая стоит миллионы, но оплачивается копейками.




Вообразите себя учителем английского в начальной школе. Организатор мегашоу делает Вам предложение:
"Если Вы возьмете 1-2-летнего малыша и научите его рассказывать 55-й сонет Шекспира через несколько месяцев, что будет снято для нашего шоу, тогда наша компания заплатит Вам 2 миллиона долларов!"

Что бы Вы предприняли?

Прежде всего Вы попытались бы выбрать самого талантливого малыша, которого смогли бы найти. Вы попробовали бы найти малыша, который уже узнал, как говорить достаточно четко, чтобы быть понятым. Этот особый малыш должен был бы иметь навыки слушания и концентрации, и при этом желать повторять все, что Вы говорите, возможно с помощью нескольких сладких подарков.

Во-вторых, Вы начали бы с практики, продолжили бы практику, и никогда не разочаровались бы в практических отработках. Вы зубрили бы поэму слово за словом ежедневно, неделя за неделей повторяя ее снова и снова, закрепляя каждый успех. Мы учим попугая говорить тем же самым путем. Нет другого способа заставить малыша, пускающего слюни (извините), рассказывать Шекспира для глупого телешоу независимо от того, сколько они платят! Малыши, как известно, не мотивированы деньгами.

Верьте или нет, но факт, что учитель фортепиано вынужден работать так ежедневно, обучая новичков любого возраста. К сожалению, учителя фортепиано миллионы за работу не получают (очевидно, что и они не мотивированы деньгами!). Учитель должен находить другие уловки и быть очень изобретателен в убеждении Вашего ребенка (у которого недостаточная координация, и который не может сосредоточиться и распознавать ноты на слух должным образом, помните?) играть на фортепиано с удовольствием.

Кроме того, учитель фортепиано должен быть заботливым помощником для Вашего беспомощного ребенка, а также приходящей няней и медсестрой. Он (или она) знает и понимает, через что Ваш ребенок должен пройти, чувствует его страдания и пытается подсластить пилюлю, насколько это в его силах. Иначе ни у Вас, ни у ребенка не будет никакой радости и мотивации для продолжения уроков.

Думаете, я преувеличиваю? Хорошо, допустим, сегодня Вы собираетесь отправить ребенка на урок фортепиано и отправиться по важным делам. А можете для разнообразия отменить беготню и зайти в класс? Там постарайтесь понять то, что продолжается в течение часа занятий на фортепиано. На традиционном уроке Вы увидите, что большая его часть будет потрачена учителем на попытки помочь Вашему ребенку изучить клавиши фортепиано и ноты путем теоретических объяснений. Ваш ребенок будет стараться изо всех сил узнавать их, но все равно не добьется успеха.

Чтобы помочь ребенку следовать по нотным дорожкам, учитель отметит каждую ноту ручкой или карандашом, или небольшим симпатичным указателем (а тот, что попроще, также и пальцем!). Они не будут читать ноты таким же образом, как читают рассказы. Вероятнее, будет отрабатываться сразу один кусок от начала. Работа будет очень трудной, - под работой подразумеваются многочисленные объяснения теории и масса практических занятий. Ученик в конечном счете запомнит часть от требуемого, так как долгие муки всегда окупаются. Или … иногда!

Знаете ли Вы, какая проблема со здоровьем чаще распространена среди учителей фортепиано? Можно подумать, что это какие-то болезни рук или пальцев, но это совсем не так! Большинство учителей фортепиано страдают болями в пояснице. Поясница болит из-за того, что они большую часть урока склонены около ребенка с указкой в руке.

При отработке новых навыков любой новичок делает массу ошибок. Учитель фортепиано скорее походит на боксерскую грушу для достижения новичками успеха в музыке. Студент наносит множество плохих ударов (жмет не те клавиши). Будучи профессионалом с чутким музыкальным слухом, учитель обречен вынести массу фальшивых нот и ошибок в ритме. Он будет стараться изо всех сил объяснять как нужно играть, чтобы избежать этой пытки. Но знать, КАК сделать это и СДЕЛАТЬ это, - разные вещи.

Спросите себя: почему дети начальных школ оцениваются чтением текстов, а в классах фортепиано они главным образом дают подробные описания? Причина, почему испытания на чтение нот не практикуются в большинстве классов фортепиано, в том, что большинство учеников просто не сможет последовательно прочитать ноты! Вместо этого они мастерски описывают их.

Ноты - не символы! Они больше похожи на кнопки в космическом корабле.

Многие люди считают, что ноты похожи на символы, только музыкальные, и их нужно использовать аналогично. Это не так!

Музыкальная запись - это карта с координатами. Если не видеть все изображение, то пропускается целый кусок музыки. Указывать на каждую ноту - все равно, что учитель фортепиано высветит только ее одну, все остальные останутся в темноте.

Мы читаем книги в одном направлении - слева направо или справа налево. При этом мы учимся сдвигать фокус взгляда, следовать с нашим указателем и считывать слова в том же самом направлении. В записи музыкальных нот нет никакого определенного направления, поскольку ноты смещены вверх и вниз, а идут слева направо. Но когда мы пробуем сыграть их на фортепиано, то должны смещать взгляд и руки, - и правые и левые, одновременно.

Думаете, это просто? Возьмите ручку или карандаш и лист бумаги. Теперь напишите предложение "Я люблю своего ребенка, и я хочу, чтобы музыка стала частью его жизни!" Но напишите это столбцом сверху вниз. Немного неудобно? Это потому, что такая запись полностью противоречит нормальному методу письма. Это можно было бы назвать "навыком зеркального отражения", потому что люди обычно узнают, как сделать многие вещи, глядя на мир как в огромное зеркало. Или как говорят маленькие дети: "Обезьяна делает то, что видит".

В английском языке каждый символ индивидуален и уникален. Он имеет оригинальную графическую запись и оригинальное название. Поэтому школьники изучают каждый символ отдельно, - ведь очень важно отличать один символ от другого. Мы приучаем наше зрение видеть различия.

Но музыкальные ноты графически представлены как похожие кружки. Они к тому же имеют только 7 названий, несмотря на то, что звуков больше, чем букв алфавита. Изучать каждую ноту отдельно не имеет никакого смысла! Индивидуальные особенности каждой ноты проявляются только по отношению к группе других нот, - подобно тому, как различаются четные и нечетные числа, группируются книги по возрасту читателей, жанру и алфавитному порядку.

Короче говоря, музыкальная письменность - это не литература, это пространственная карта. Чтение нот и игра по ним больше похожи на пилотирование космическим кораблем: требуется нажимать нужные кнопки в нужное время, чтобы добраться куда требуется. Нажав не ту кнопку (или клавишу), легко потеряться в пространстве и времени.

Вы должны хорошо владеть своими пальцами и четко видеть, где находитесь, где планируете быть и как туда добраться. Бах однажды сказал, что играть на органе очень просто: все, что Вы должны сделать, - нажимать нужные клавиши в нужное время. Хороший пилот должен иметь превосходную координацию, острый глаз и способности в навигации, иначе пассажиры откажутся от полета!

На первый взгляд решение проблемы очевидно: учащийся должен изучить теорию, запомнить ноты и клавиши фортепиано, и играть различные упражнения для улучшения координации. Все эти приготовления помогут его подготовить к тому, чтобы сесть перед листком с записью музыки и начать уверенно читать нотную запись. К сожалению, в большинстве случаев этого не происходит. Почему? Потому что …

Восприятие музыки, координацию, зрение и слух необходимо объединять с самого начала.
Иначе они будут ссориться.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: