Занималась заря и двери заводили свой разноголосый концерт, когда старички садились за столик и пили кофе.




Б. Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи

Блок 1. Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи (на стыке двух союзов)

- Внимательно рассмотрите два предложения. Что у них общего?

- Чем они отличаются? Нужна ли запятая на стыке союзов?

- Сделайте вывод: когда в многочленных сложных предложениях между рядом оказавшимися союзами ставится запятая, а когда – нет.

С вёсел падали капли, и (?) когда они касались воды, на их месте вспыхивало голубое сияние.

С вёсел падали капли, и (?) когда они касались воды, то на их месте вспыхивало голубое сияние.

Блок 2. Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи (запятая перед И)

Мы знаем, что в сложных предложениях перед разделительным союзом И ставится запятая.[ - = ], и [ - = ] Гол забили, и игра оживилась.

- Как вы думаете, всегда ли ставится запятая перед союзом И в сложном предложении?

- Запишите предложения и объясните, почему в них не стоит запятая перед сочинительным союзом И.

Это было в ту пору, когда все казалось радостным и от жизни ждали только одни радости.

Занималась заря и двери заводили свой разноголосый концерт, когда старички садились за столик и пили кофе.

  Исследование рабочего материала (работа в парах). Определяют виды связи в предложенных предложениях, соотносят с вариантами ответов. Ответ: 1-Б, 2-В, 3-Г, 4-А Делают выводы, сверяют с теорией учебника §35, стр. 220 Исследование рабочего материала (работа в парах). Вывод: Ставим ли запятую между союзами, оказавшимися рядом? ДА!Условие: после придаточного нет второй части составного союза (то, так, тем). НЕТ! Условие: после придаточного есть вторая часть составного союза (то, так, тем).   Ставим ли запятую перед союзом И в данных ситуациях? Вывод: запятая не ставится перед союзом И, если соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение
IV. Операционно-деятельный этап 6. «Тренинг начинающего корректора» (орфографический и пунктуационный практикум) 1) Рассказ Клавы Ошибкиной - Вы работаете в редакции детского журнала. Клава Ошибкина прислала рассказ. Внимательно прочитайте его и помогите Клаве исправить ошибки в тексте. Какой совет вы бы дали Клаве Ошибкиной? Не смотря на бальшие трудности, которые встретились нам в туристическом походе, который состоялся во второй половине июня месяца, когда законьчились все эгзамины мы провели его с хорошим успехом, так-как все учасники были хорошо подготовленны к тому, что бы не опасатся лишений, которые если ты хорошо помниш теорию туризма не избежны в каждом походе. 2) Заполните таблицу (2, 3 колонки пустые, знаки препинания не расставлены)
Предложение Виды связи Схемы
Нужно делать то, что делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества. сочинение и подчинение [ ], (что …), и [ ].  
Оковы тяжкие падут, темницы рухнут, и свобода вас примет радостно у входа… сочинение и бессоюзная связь [ ], [ ], и [ ].  
Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда кончается борьба. подчинение и бессоюзная связь [ ]: [ ], (когда …).  
Не изобразить словом то, что чувствовал я тогда: было на душе и восторженно и жутко, а потом всё слилось в счастливую мысль. сочинение, подчинение и бессоюзная связь [ ], (что …):[ ], а [ ].  

3) Мини-тест

- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1.В воображении теснились самые разные замыслы (1) и (2) если писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким должно быть начало. 1)1,2,3,4 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 2,4
2.Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал. 1)1,3,4 2) 2,3 3) 1,2,4 4) 1,2,3,4
3.В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос. 1)1,2,4 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 2,3,4
4.Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу. 1)1,3,4 2) 1,2,3,4 3) 2,4 4) 1,3
5.Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн. 1)1,2,3,4 2) 2,4 3) 1,3 4) 1,3,4

 

  Работа в группах (парах). Выполняют предложенные задания, сверяют с эталоном на слайдах презентации. Самопроверка, взаимопроверка.    
V. Рефлексивно-оценочный этап 7. Рефлексия деятельности. 1) Оцените свою работу на уроке, выбрав начало фразы за основу: • Сегодня я узнал(а)… • Было интересно… • Было сложно… • Я понял(а),что … • Теперь я могу… • Я научился(ась)… • У меня получилось… • Я смог(ла)… 2) Поставьте себе оценку:как усвоили тему, как работали (реально и виртуально).   Осуществляют рефлексию деятельности – заполняют оценочный лист
Домашнее задание §35, стр. 220, выводы в тетради-справочнике (опорные схемы); упражнение №408 (группировка предложений по типам связи, составление схем) Записывают домашнее задание

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь