Билет №5.
Метод наблюдения в эмпирических исследованиях.
Наблюдение – это целенаправленное, систематическое, активное изучение предметов и явлений реальной действительности, находящихся в естественном состоянии или в условиях научного эксперимента.
Для того, чтобы быть эффективным методом познания, наблюдение должно удовлетворять такие основные требования: преднамеренность, означающая, что наблюдение должно вестись для решения вполне определенной и четко поставленной задачи; планомерность т.е.наблюдение ведется по плану, исходя из поставленной задачи.
Специфика социологических наблюдений.
Наблюдение в соц.исследовании представляет собой метод сбора и простейшего обобщения первичной информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. Единицами информации данного метода являются зафиксированные акты вербального или невербального (реального) поведения людей.
Вторая особенность метода соц.наблюдения заключается в том, что наблюдатель не может быть лишен чисто человеческих черт, в том числе эмоциональности восприятия. Если влияния несоциальной природы могут не волновать наблюдателя, то явления социума всегда вызывают переживания и сопереживания, чувства, эмоции, желание помочь обследуемым, а иногда и подправить результаты наблюдения.
Преимущества метода соц.наблюдения. Во-первых, это непосредственность восприятия, позволяющая фиксировать конкретные, естественные ситуации, факты, живые фрагменты жизни, богатыми деталями, красками, полутонами и т.д. Во-вторых, это возможность отражать конкретное поведение групп реальных людей, что в настоящее время практически не осуществимо другими социологическими методами. Недостатки метода наблюдения обусловлены прежде всего наличием активности у социального объекта и субъекта, что может приводить к субъективности результата. К наиболее существенным ограничениям описываемого метода, которые необходимо учитывать социологу, относятся следующие.
|
Билет №7
Эксперимент в эмпирических социальных исследованиях.
Кроме наблюдения, важным методом эмпирического исследования, без которого невозможно было бы получить полную исходную информацию, является эксперимент.
Эксперимент – это метод эмпирического исследования, основанный на активном и целенаправленном вмешательстве субъекта в процесс научного познания и предметов реальной действительности путем создания контролируемых и управляемых условий, позволяющих выделить определенные свойства, связи в изучаемом объекте и многократно их воспроизводить.
Эксперимент представляет собой наиболее сложный и эффективный метод эмпирического познания. Он предполагает использование результатов наблюдения, сравнения и измерения. Характерная особенность эксперимента как метода эмпирического исследования заключается в том, что он обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы. Исследователь не ограничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в естественный ход их протекания. Кроме того он может воздействовать как на сам процесс познания, так и на условия, в которых происходит данный процесс. Это превращает эксперимент в весьма эффективный метод эмпирического исследования, чему в немалой степени зависят от теории, чем от поисков и интерпретации данных наблюдения.
|
Эксперимент как метод научного исследования имеет следующие основные особенности:
- более активное, чем при наблюдении, отношение к объекту вплоть до его изменения и преобразования.
- многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя.
-возможность обнаружения таких свойств и связей явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях.
- возможность рассмотрения явлений как бы в чистом виде путем изоляции его от усложняющих обстоятельств или путем изменения условий эксперимента.
- возможность контроля за поведением объекта исследования и проверки его результатов.
- эксперимент всегда направляется какой то идеей, концепцией, гипотезой.
В свою очередь, вещественные эксперименты подразделяются на натуральные, когда объект исследования находится в естественных условиях, которые могут изменяться по воле экспериментатора; молельные когда реальный объект исследования и условия, воздействующие на него, заменяются моделью(например модель электростанции, космического корабля, автомобиля); социальные, когда эксперименты направлены на изучение тех или иных общественных явлений.
Билет №8