МЕХАНИКА
Учебное пособие для самостоятельной работы
По курсу физики
Санкт-Петербург
Механика. Учебное пособие для самостоятельной работы по курсу физики.
Альтмарк А.М., В.М. Вяткин, В.В.Морозов, Посредник О.В.
Под редакцией.
Содержит основные формулы и примеры решения задач по курсу «Общая физика», раздел «Механика». Предназначено для студентов 1-го курса технических факультетов СПбГЭТУ «ЛЭТИ».
О Г Л А В Л Е Н И Е
Стр.
К И Н Е М А Т И К АП О С Т У П А Т Е Л Ь Н О ГО И В Р А Щ А Т Е Л Ь Н О Г О Д В И Ж Е Н И Я
Поступательное движение 7
Вращательное движение 16
Связь между линейными и угловыми величинами 17
Относительное движение 18
Сложное поступательно-вращательное движение тела 21
Среднее значение физической величины. Средняя скорость и ускорение 23
Д И Н А М И К А П О С Т У П А Т ЕЛ Ь НО Г О Д В И Ж Е Н И Я
Центр масс тела и системы тел 26
Силы в механике 31
9. Законы Ньютона 35
Второй закон Ньютона в неинерциальной системе отсчета. Силы инерции 40
Второй закон Ньютона для вращающегося тела 46
Второй закон Ньютона для системы тел 48
Закон сохранения импульса системы тел и положения ее центра масс 49
Столкновения тел 52
Работа и мощность силы. Диссипативные силы 53
Теорема о кинетической энергии тела или основная теорема механики 54
Консервативные силы. Потенциальная энергия тела в поле консервативной
Силы 57
Связь между потенциальной энергией и консервативной силой 57
Потенциальная энергия взаимодействия тел 57
Полная механическая энергия тела. Закон сохранения полной механической 58 энергии
Гидростатика и гидродинамика 59
Д И Н А М И К А В Р А Щ А Т ЕЛ Ь Н О Г О Д В И Ж Е Н ИЯ
Моменты силы и импульса тела 64
Момент инерции материальной точки и тела. Теорема Штейнера 64
Уравнение моментов или основное уравнение динамики вращательного
Движения 75
Закон сохранения момента импульса 80
Работа и мощность момента силы 82
Кинетическая энергия вращающегося тела 83
К О Л Е Б А Т Е Л Ь Н О Е Д В И Ж Е Н И Е
Гармонические колебания 88
Определение начальной фазы колебаний 90
Уравнение гармонического осциллятора. Собственные частоты и периоды колебаний математического, физического и пружинного маятников 91
Кинетическая, потенциальная и полная энергия колеблющегося тела 93
Затухающие колебания. Уравнение гармонического осциллятора с затуханием 94
Характеристики колебательной системы с затуханием 96
Вынужденные колебания 97
Введение.
Вы поступили в ЛЭТИ, чтобы получить высшее образование. Это значит, что Вами принято мотивированное решение за годы учебы в университете овладеть знаниями и умениями, необходимыми для начала самостоятельной деятельности. И, конечно же, чем лучше удастся претворить в жизнь принятое решение, тем быстрее и успешнее пойдет Ваша карьера, тем интереснее будет работать, тем выше будет качество Вашей жизни.
Тем не менее, среди студентов, часто бытует мнение, что профессиональные знания и умения они получают только при изучении специальных дисциплин. Это – заблуждение. Фундаментальные знания являются основой для успешного изучения специальных дисциплин. Нельзя построить здание на песке, нельзя получить профессиональные знания и умения без фундаментальных дисциплин.
Физика занимает особое место в подготовке специалиста с высшим образованием. В государственном образовательном стандарте приведены квалификационные характеристики специалиста, а также перечень знаний и умений, необходимых для начала самостоятельной деятельности. Спросите любого успешного специалиста, и он Вам скажет, что основы большинства этих знаний и умений формируются при изучении физики.
Более того, специалисту с высшим образованием необходимо постоянно решать различные задачи: технологические, конструкторские, исследовательские. Причем, в процессе самостоятельной деятельности приходится не только искать способ решения этих задач, но и формулировать технические задания для себя и других, т.е. составлять условия задачи.
Именно поэтому среди компетенций, необходимых специалисту с высшим образованием, важная роль уделяется познавательной деятельности (умение учиться – это тоже задача, которую каждый решает для себя), экспериментальной деятельности (умение выбрать методику, правильно организовать измерения и грамотно обработать их результаты), грамотному выполнению расчетов. В этом перечне легко заметить основные виды занятий, которые проводятся при изучении курса физики в вузе. Будьте уверены, что чем раньше Вы начнете вырабатывать в себе соответствующие умения и навыки, тем лучше Вы будете подготовлены к дальнейшему обучению и самостоятельной работе.
Изучив курс физики, Вы поймете, что физика обладает той особенностью, что методы, принципы и понятия, используемые в физике, так или иначе присутствуют практически в любой дисциплине (и не только инженерной), таким образом, изучая физику, студент приобретает элементарные навыки ремесла, которые, часто интуитивно, позволяют специалисту применить тот или иной технический прием в своей работе. Однако, достигнуть этого можно лишь в результате упорного труда, систематического, целенаправленного и самостоятельного
Учебное пособие, которое Вы сейчас читаете, как раз и предназначено для правильной организации самостоятельной работы и подготовки к лабораторно-практическим занятиям, в той их части, где требуется выполнение индивидуального домашнего задания.
В этой книге собран материал, относящийся к разделам «Молекулярная физика», «Основы термодинамики», «Элементы статистической физики», «Явления переноса». Пособие построено таким образом, что разбираемые задачи постепенно усложняются в каждом разделе, так, что последние в списке задачи несколько выходят за рамки стандартной программы нашего университета. Тем не менее, мы рекомендуем ознакомиться и с этими задачами, хотя для выполнения индивидуального задания, на наш взгляд, достаточно понять несколько первых задач в каждом разделе. Мы надеемся, что среди читателей этой книги есть любознательные студенты, интересующиеся физикой.
При внимательном анализе разного рода задач по различным разделам курса и дисциплинам можно отчетливо видеть, что различие их между собой состоит только в содержании и цели, а по характеру деятельности, нужной для решения, все они практически одинаковы. Более того, сравнительный анализ приемов решения производственных и учебных задач показывает, что они имеют сходную структуру, иначе говоря, при решении любой задачи необходимо выполнять одни и те же этапы.
1. Анализ содержания задачи, краткая запись условий и требований.
2. Поиск способа решения задачи и составление плана решения.
3. Решение задачи, проверка правильности решения, оформление решения.
4. Анализ выполненного решения, отбор информации, полезной для будущей деятельности.
Общие приемы, которые вырабатываются у Вас в процессе учебы, и практического решения учебных задач, позволят Вам освоить общий подход к решению задач любого типа, ознакомиться с основными особенностями каждого из этапов процесса решения. В конечном итоге Вы получите умения, необходимые для самостоятельной работы, т.е. овладеете тем, что сейчас называют «практико-ориентированной» подготовкой.
В этом. Вам поможет серия учебных пособий, подготовленных ведущими преподавателями кафедры
К И Н Е М А Т И К А П О С Т У П А Т Е Л Ь Н О ГО И В Р А Щ А Т Е Л Ь Н О Г О Д В И Ж Е Н И Я
Поступательное движение
Существуют следующие методы описания поступательного движения тела (материальной точки): энергетический, векторный, координатный и естественный.
Энергетический подход к решению задач кинематики. В этом подходе используется закон сохранения полной механической энергии, согласно которому, если тело движется только в поле консервативных сил (в большинстве задач достаточно знать, что на тело не действуют силы трения), то его полная механическая энергия сохраняется:
, где
кинетическая энергия тела,
потенциальная энергия тела в поле силы тяжести земли, m – масса тела, v – его скорость, h – высота тела над поверхностью земли, g – ускорение свободного падения.
Для двух произвольных точек траектории при движении тела в поле силы тяжести закон сохранения энергии имеет вид
,
Откуда .
Отсюда следует, что независимо от траектории движения тела на одной и той же высоте оно имеет одинаковую скорость
. Направления векторов скорости
тела в разных точках траектории могут быть при этом разными.
Если учесть, что ,где
, то можно написать закон сохранения энергии в направлении оси Y
Пример 1. Тело брошено с высоты под некоторым углом α к горизонту с начальной скоростью
(рис.1). Найти скорость
падения тела на землю, его максимальную высоту подъема
и направление
вектора его скорости к горизонту при падения на землю. Зависит ли скорость падения тела на землю от угла α его броска к горизонту?
(рис.1)
Дано: 1) .
Найти:
Решение: Согласно закону сохранения энергии для точек броска и падения тела на землю
скорость падения тела на землю
.
Используя закон сохранения энергии в направлении оси Y для точек броска и
максимальной высоты подъема тела , найдем
.
Угол падения тела на землю определяется условием
.
Ответ: независимо от угла α броска тела оно упадет на землю с одной и той же скоростью . Однако направления
к горизонту векторов скорости
тела при разных углах α его броска при его падении на землю будут разными и определяются условием
. Максимальная высота подъема тела
.