а) теоретическая часть
При подготовке ктеоретической части занятия необходимо проработать ранее изученный материал базовых знаний по биологии, анатомии, гистологии строения поперечно-полосатых и гладких мышц. Обратить внимание на усвоение знаний по строению и свойствам поперечно-полосатых и гладких мышц, характеристики видов и режимов мышечных сокращений, их механизмов. Проработайте рекомендованную литературу по данному занятию. Ответьте на вопросы 1-6 к занятию. Решите тесты входного контроля с 1-10и ситуационные задачи 1-14. Заготовьте в рабочей тетради рисунки одиночного и тетанического сокращения (зубчатый и гладкий тетанусы) скелетных мышц, сокращения гладкой мышцы. Они Вам пригодятся при работе на занятии. Данное занятие имеет особое место в работе по овладению знаниями механизмов мышечных сокращений и использование их для практических целей, а так же значимости метода электромиографии для клинической практики.
При наличии возможностей ознакомьтесь накануне занятия с рабочим местом своей исследовательской и учебной работы. Вспомните правил и меры безопасности при работе с аппаратурой и препаратами. Заблаговременно приготовьте униформу.
Будьте готовы ответить на следующие вопросы:
1. Физиологические и физические свойства скелетных мышц.
2. Понятие двигательной единицы, физиологические особенности быстрых и медленных двигательных единиц.
3. Характеристика видов и режимов мышечного сокращения: одиночное и тетаническое сокращение. Условия возникновения оптимума и пессимума.
4. Особенности строения мембраны и саркомеров волокон скелетной мышцы. Механизм мышечного сокращения.
5. Энергетика мышечного сокращения. Пути ресинтеза АТФ. Мощность и емкость энергетических систем организма.
|
6. Физиологические особенности и свойства гладких мышц, их значение в миогенной регуляции моторной функции внутренних органов.
2.По выполнению программы учебного занятия:
Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю.
При отработке 1 учебного вопроса учебного занятия Вы должны усвоить понятия о физиологических и физических свойствах скелетных мышц.
При отработке 2 учебного вопроса Вы должны сформировать у себя понятие о двигательной единице, физиологических особенностях быстрых и медленных двигательных единиц.
При отработке 3 учебного вопроса Вам необходимо освоить морфофункциональную характеристику видов и режимов мышечного сокращения: одиночное и тетаническое сокращение, разобрать условия возникновения оптимума и пессимума.
При отработке 4 учебного вопроса Вы должны обратить внимание на особенности строения мембраны и саркомеров скелетной мышцы, разобрать механизм мышечного сокращения.
При отработке 5 учебного вопроса Вам необходимо усвоить пути ресинтеза АТФ, понимать значение мощности энергетических систем организма.
При отработке 6 учебного вопроса Вам необходимо знать физиологические особенности и свойства гладких мышц, их значение в миогенной регуляции моторной функции внутренних органов.
б) практическая часть
Подготовьте свое рабочее место для выполнения запланированных работ.
При выполнении:
- Первого практического задания под руководством преподавателя Вам необходимо пронаблюдать одиночное и тетаническое сокращение скелетных мышц, вклеить в тетрадь полученные кимограммы.
|
- Второго практического задания под руководством преподавателя Вам необходимо пронаблюдать сокращение гладкой мышцы, вклеить в тетрадь полученную кимограмму.
- Третьего практического задания воспользуйтесь указаниями практикума на страницах 32-34. Укажите, при какой частоте возникает оптимум, а при какой – пессимум.
- Четвертого практического задания воспользуйтесь указаниями практикума на страницах 26-27, зарисуйте полученную кривую утомления, объясните причину утомления и его локализацию в нервно-мышечном препарате.
- Пятого практического задания воспользуйтесь указаниями практикума на страницах 35-36, вычислите и запишите уровень работоспособности, показатель снижения работоспособности мышц по результатам 10-кратных усилий. Рассчитайте ДИ и сравните с нормативами.
По выполнению программы занятия представьте Вашему преподавателю протокол работы. Получите ответ на вопросы, вызвавшие у Вас затруднения.