Вопросы для текущего, промежуточного и итогового контроля успеваемости
1. История развития психофизиологии. Физиологическая психология и психологическая физиология, психобиология. Психофизиология и нейронауки.
2. Методологические аспекты исследования взаимоотношений между мозгом и психикой. Психофизиологическая проблема и подходы к ее решению. Современное состояние проблемы мозговой локализации высших психических функций.
3. Основные направления фундаментальной психофизиологии.
4. Методологические подходы (стратегии исследования) в психофизиологии: «классическая психофизиология», «Человек-Нейрон-Модель» (векторная психофизиология), «системная психофизиология».
5. Пневмография, плетизмография, электродермография, электроокулография, электромиография, электрокардиография. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) и магнитоэнцефалограмма (МЭГ). Способы анализа ЭЭГ и МЭГ.
6. Вызванные потенциалы. Потенциалы, связанные с событием. Компьютерное картирование мозга.
7. Расчет локализации эквивалентного диполя. Экстраклеточная и внутриклеточная регистрация активности нейронов.
8. Современные психофизиологические методы неинвазивного изучения мозга человека: рентгеновская компьютерная томография, структурная и функциональная магнитно-резонансная томография (сМРТ и фМРТ), позитронная эмиссионная томография (ПЭТ).
9. Рецепторы, нейроны-детекторы, модуляторные нейроны, командные нейроны, мотонейроны, мышечные единицы. Электрические и химические сигналы.
10. Способы кодирования информации в нейронных сетях (паттерн разряда, детекторный и ансамблевые принципы). Векторное кодирование информации.
11. Межсенсорное взаимодействие. Взаимодействие сенсорных, когнитивных и исполнительных систем мозга в целенаправленном поведении. Координация движений руки, головы и глаз.
|
12. Генетические факторы и внешняя среда в формировании свойств сенсорных нейронов. Врожденное и приобретенное в механизмах перцептивных процессов.
13. Роль неспецифических активирующих влияний в формировании детекторов. Сложные формы восприятия. Гностическая единица. Нейроны, избирательно реагирующие на лица и эмоциональные выражения лица, на жесты. Формирование гностических единиц. Роль сигнала новизны в формировании гностических единиц.
14. Механизмы формирования восприятия «целостных образов» (проблема формирования гештальта). Детекторная теория восприятия. Интерпретация и категоризация в процессах восприятия. «Перцептивная гипотеза».
15. Ориентировочный рефлекс как основа непроизвольного внимания. «Нервная модель стимула». Нейроны «новизны» и «тождества» в гиппокампе. Корреляты предвнимания и непроизвольного внимания в вызванных потенциалах (ВП). Негативность рассогласования.
16. Условный ориентировочный рефлекс и произвольное внимание. Отражение произвольного внимания в компонентах ВП.
17. Избирательность неспецифической активации мозга. Стволово-таламо-кортикальная система и ее модулирующие влияния на кору. Роль специфических и неспецифических нейронов таламуса в активации коры.
18. Базальная холинергическая система переднего мозга. Стриопаллидарная система. Гамма-ритм и внимание. Системы «верхнего» и «нижнего» внимания.
19. Методы локального мозгового кровотока, позитронно-эмиссионной томографии, функциональной магнитно-резонансной томографии в изучении мозговых механизмов внимания.
|
20. Кратковременная и долговременная память. Формы кратковременной памяти. Процедурная и декларативная память. Рабочая (оперативная) память.
21. Формы процедурной памяти: условный рефлекс и навыки. Взаимная корреляция разрядов нейронов, вовлеченных в ассоциативный процесс. Колончатая организация нейронов ассоциативной долговременной памяти.
22. Мозжечок и процедурная память. Роль гиппокампа в формировании ассоциаций. Гиппокамп как система, разделяющая новые и привычные стимулы. Нервная модель стимула как система модифицированных синапсов нейронов гиппокампа.
23. Синаптические механизмы научения. Пластичный «синапс Хебба». Пластичные перестройки идентифицированного синапса между сенсорными и командными нейронами.
24. Клеточные механизмы ассоциативного научения. Ионные механизмы пластичности. Роль активирующей системы мозга в пластических изменениях синапсов.
25. Роль медиальных частей височных долей в декларативной памяти.
26. Эмоциональная память. Функция лобных отделов коры в эмоциональных реакциях. Роль миндалины в механизмах эмоциональной памяти. Биохимические основы долговременной и кратковременной эмоциональной памяти.
27. Условный «рефлекс страха». Роль префронтальной коры в рабочей памяти. Эстафетная передача возбуждения в нейронах префронтальной коры.
28. Модуляция нейронов рабочей памяти дофаминергической системой. Экспрессия ранних и поздних генов.
|
29. Транскрипция и трансляция генетической информации. Явление обратной транскрипции. Возрастание функциональной активности генома при обучении.
30. Биологически и социально значимые стимулы как источник эмоций. Потребностно-информационные факторы возникновения эмоций. Когнитивные процессы в генезе эмоций.
31. Выражение эмоций у животных и человека. Лицевая экспрессия. Пластика и голос как средства невербального, эмоционального общения. Корреляция активности лицевых мышц и эмоций. Механизмы кодирования и декодирования лицевой экспрессии.
32. Межполушарная асимметрия и эмоции. Нейроанатомия эмоций. Центры положительных и отрицательных эмоций. Самораздражение.
33. Лимбическая система. Роль миндалины, гипоталамуса в эмоциональных реакциях. Эмоция как баланс и дисбаланс нейротрансмиттеров и пептидов.
34. Проблема определения интеллекта в психологии. Символьное отображение стимула. Категоризация стимулов.
35. Коммуникативная функция знаковых систем. Формирование семантических единиц на базе долговременной памяти. Внутренняя речь.
36. Мышление как внешне не выраженные операции со следами памяти. Вербальный и невербальный интеллект. Фокусы мозговой активности и мышление. Функциональная асимметрия мозга и особенности мыслительной деятельности.
37. Психофизиологические корреляты интеллекта, мыслительных операций и способностей. Механизмы творческой деятельности. Мозг и талант.
38. Половые различия и интеллектуальные функции.
39. Проблема определения феномена сознания. Экспериментальные подходы к исследованию механизмов сознания и бессознательного. «Осознаваемое» и «неосознаваемое» в деятельности мозга.
40. Измененные состояния сознания. Межполушарная асимметрия и сознание. Сознание и расщепленный мозг. Речь и сознание. Нейробиологические теории сознания.
Примерная тематика рефератов
1. Проблема мозговой локализации высших психических функций. Концепции
«локализации» и «децентрализации» (эквипотенционализма).
2. Психофизиологическая характеристика функциональных состояний мозга (ФС):
определение, типы и способы оценки (диагностики), связь с работоспособностью
(эффективностью деятельности).
3. Коммуникативная функция эмоций. Мозговые механизмы восприятия
эмоциональных выражений лиц. Диагностика эмоций по «выражению лица» (атласы
FAST и FACS П.Экмана с соавт.).
4. Копинг-стратегии в стрессе. Факторы индивидуальной стрессоустойчивости.
Лечение и профилактика стрессовых расстройств.
5. Типы внимания. Автоматические и контролируемые процессы обработки
информации, критерии их различия.
6. Структура индивидуальности и личности с позиций дифференциальной психологии
и дифференциальной психофизиологии.
7. Соотношение мотивации, темперамента, способностей, характера с типологическими
свойствами нервной системы.
8. Мозг и сознание: определения, теории, экспериментальные подходы к
исследованию.
9. Мозговые механизмы бессознательного: теории, экспериментальные подходы к
исследованию.
10. Мозговые механизмы образной памяти по данным нормы и патологии.
Межполушарная асимметрия в механизмах обучения. Роль эмоций в формировании
«следов памяти».
11. Интерфейс «мозг-компьютер»: теоретические основы и прикладная значимость,
экспериментальные данные.