Развитие тяжёлой промышленности в России в последней трети XIX века





Всероссийская олимпиада школьников по истории. Муниципальный этап. (3 часа)

Учебный год

Класс

Задание 1. Одним из соседей Российской Федерации является Япония. Перед Вами отрывки из документов, характеризующих отношения двух стран. Ваша задача – назвать каждый из документов, датировать его (с точностью до года), пояснив свой ответ. Представьте его в виде таблицы [6 баллов].

А. «Статья 1. Обе договаривающиеся стороны обязуются поддерживать мирные и дружественные отношения между собой и взаимно уважать территориальную целостность и неприкосновенность другой договаривающейся стороны.

Статья 2. В случае, если одна из договаривающихся сторон окажется объектом военных действий со стороны одной или нескольких третьих держав, другая договаривающаяся сторона будет соблюдать нейтралитет в продолжение всего конфликта.

Статья 3. Настоящий пакт вступает в силу со дня его ратификации обеими договаривающимися сторонами и сохраняет силу в течение пяти лет. Если ни одна из договаривающихся сторон не денонсирует пакт за год до истечения срока, он будет считаться автоматически продленным на следующие пять лет…»

 

Б. «Мы, действуя по приказу и от имени Императора, Японского Правительства и Японского императорского генерального штаба, настоящим принимаем условия Декларации, опубликованной 26 июля в Потсдаме Главами Правительств Соединённых Штатов, Китая и Великобритании, к которой впоследствии присоединился и СССР, каковые четыре державы будут впоследствии именоваться Союзными державами.

Настоящим мы заявляем о безоговорочной капитуляции Союзным державам Японского императорского генерального штаба, всех японских вооружённых сил и всех вооружённых сил под японским контролем вне зависимости от того, где они находятся.

Настоящим мы приказываем всем японским войскам, где бы они ни находились, и японскому народу немедленно прекратить военные действия, сохранять и не допускать повреждения всех судов, самолётов и военного и гражданского имущества, а также выполнять все требования, которые могут быть предъявлены Верховным командующим Союзных держав или органами Японского Правительства по его указаниям…»

В. «Статья 9. Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории. Точная граничная линия этой территории будет определена согласно постановлениям дополнительной II статьи, приложенной к сему договору. Россия и Япония взаимно соглашаются не возводить в своих владениях на острове Сахалине и на прилегающих к нему островах никаких укреплений, ни подобных военных сооружений. Равным образом они взаимно обязуются не принимать никаких военных мер, которые могли бы препятствовать свободному плаванию в проливах Лаперузовом и Татарском…»
Отрывок (буква) Название документа Датировка Объяснение
А      
Б      
В      

 

Задание 2. Соотнесите события всемирной и отечественной истории (в пределах четверти века). Свой ответ оформите в виде таблицы [6 баллов].

1. Взятие Константинополя А. Присоединение к Московскому

государству Рязани

2. Начало Столетней войны Б. Смерть Дмитрия Шемяки

3. Кругосветная экспедиция Магеллана В. Правление Изяслава Ярославича

4. Битва при Гастингсе Г. Начало правления Семёна Гордого

5. Первый крестовый поход Д. Любечский съезд

6. Завоевание Чингисханом Китая Е. Создание «Слова о полку Игореве»

7. Правление Ричарда Львиное Сердце.

Событие всемирной истории
Событие отечественной истории              

Задание 3. Вставьте устоявшиеся исторические названия, даты, фамилии видных исторических деятелей второй половины XX века [8 баллов].

«В 1953 г. после смерти И.В. Сталина в общественно-политическом развитии Советского Союза наступил период «___________________» (1) [устойчивое историческое название], не переросшей, однако, в «весну». Его отправной точкой стало закрытие «______________» (2) [устойчивое историческое название] – подготавливаемого судебного процесса против группы врачебных работников, обвинявшихся в организации насильственной смерти ряда советских государственных и партийных деятелей.

В 1953 г. председателем СНК стал ________________(3) [фамилия государственного деятеля]. Позднее, в 1957 г., он вместе с В.М. Молотовым и Л. Кагановичем попытается отрешить Н.С. Хрущева от власти. Однако, из этого ничего не выйдет и отмеченная тройка лидеров и «присоединившийся к ним Шепилов» будут названы «___________________________________» (4) [устойчивое историческое название].

В 1953 г. был арестован глава МВД ___________________(5) [фамилия государственного деятеля]. Это облегчило путь Н.С. Хрущеву к утверждению в качестве лидера государства.

Укрепив внутренние позиции, он в ______________(6) [дата] совершил государственный визит в США. Однако ответный визит президента Д. Эйзенхауэра был отменен из-за сбитого 1 мая 1960 г. самолёта-разведчика U-2, совершавшего полёт над советской территорией. В 1962 г. отношения двух сверхдержав чуть было не скатились до состояния ядерной войны. Это произошло во время ________________(7) [устойчивое историческое название], называемого на Западе «Карибским ракетным.

Хрущев Н.С. был снят со своего поста в _________(8) г. [дата]».

 

Задание 4. Дайте краткое обоснование ряда, назвав каждого из представленных исторических деятелей [15 баллов].

1. А. Б. В.

____________________ ___________________ ____________________

Г.

_______________________

Обоснование ряда: _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. А. Б. В.

____________________ __________________ __________________

Г.

_________________

Обоснование ряда: _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. А. Б. В.

___________________ __________________ ______________________

Г.

__________________

Обоснование ряда: _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 5. Перед Вами изображения выдающихся полководцев России с картинами, где представлены военные операции с участием данных военных деятелей. Назвав полководцев и сражения, укажите даты последних (с точностью до года). Свой ответ оформите в виде таблицы [8 баллов].

1. 2. 3.

4.

А.

Б.

В.

Г.

 

Полководец (цифра) Полководец Сражение с его участием (буква) Название сражения Дата
       
       
       

 

Задание 6. Вам даны изображения сражений XVIII – первой половины XX вв. Назовите их, дав датировки. Соотнесите данные сражения с номерами мест на карте, где они произошли [8 баллов].

А.

Б.

В.

 

Г.

 

 

 

Буква изображения (не заполняется) Сражение, операция Год Номер на карте
А      
Б      
В      
Г      

Задание 7. Перед Вами описания народных выступлений XVI-XVIII вв. Ваша задача – назвать каждое из описанных событий, дать его датировку (с точностью до года). Оформите ответ в виде таблицы [12 баллов].

А. «Стрельцы, выкликнув главой своею Хованского, желали извести всех Нарышкиных, как они уже поступили с Артамоном Матвеевым… В честь своих «подвигов» они установили специальную колонну…»

Б. «Вор шёл по Волге, прибавляя число своих приверженцев… Легко овладев Астраханью и Царицыном, думал он с таким же успехом занять и Симбирск… Однако в симбирском остроге сидел воеводою Милославский, дальний сродник царя, отбивавший все попытки взять город… А противу казачьей и крестьянской вольницы уже двигались полки «нового строя», ведомые Долгоруким…»

В. «Оренбургское сидение» затягивалось… «Петру III» следовало скорее идти на Москву, а он дошёл лишь до Казани, да и той овладеть не сумел… Против восставших двинуты были регулярные силы – пехотные полки, драгуны, егеря, освободившиеся на Дунае по завершении войны с турками…»

Г. «В Коломенское к царю пришла толпа, число до 5 тысяч, требовавшая отменить «ненастоящие деньги»… Налоги собирались «старыми» серебряными да золотыми, а государство давало народу новые «медяки»… Государь бил по рукам с восставшими (слыханное ли дело!), стремясь выиграть время до подхода верных сил…»

Д. «Массы народа восстали, разграбив дворы Назария Читого, Петра Траханиотова… Главным злодеем считался Борис Иванович Морозов – его приказные люди и придумали косвенный налог, так больно ударивший по каждому бедняку…»

Е. «Казаки взбунтовались против сыска беглых крестьян на верхнем Дону… Восстание было опасно тем, что полыхало вблизи Малороссии, куда вторглись войска Карла XII, а возглавлял бунтарей Кондратий [пропущена фамилия] …»

Отрывок (буква) Событие Датировка
А    
Б    
В    
Г    
Д    
Е    

 

Задание 8. Внимательно изучите представленные ниже таблицы и ответьте на вопросы к ним [8 баллов].

Таблица 1.

Развитие тяжёлой промышленности в России в последней трети XIX века

Вид производства 1877 г. (млн. пудов) 1897 г. (млн. пудов)
Добыча каменного угля
Добыча нефти
Выплавка чугуна
Выплавка стали
Производство железа

Таблица 2.





Читайте также:
Основные понятия ботаника 5-6 класс: Экологические факторы делятся на 3 группы...
Виды функций и их графики: Зависимость одной переменной у от другой х, при которой каждому значению...
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является...
Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.059 с.