Тема: Представления о пространстве в народной художественной культуре.




Время и пространство в культурах народов отличается своим многообразием. В первую очередь, пространство и время являются неотъемлемыми параметрами существования Вселенной, природы, человечества и созданной им культуры

Давайте рассмотрим пространственные представления на примере художественной народной культуре.

Тексты сказок всегда были источником познания мира детьми. Образы, заложенные в сказках, отражают пространственные и временные, качественные и количественные оппозиции: долго ли - коротко ли, между небом и землей, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, чудо чудное, диво дивное.

Сказки представляют собой богатый оппозициями материал.

Во многих сказках есть бинарные оппозиции – это система рационального описания мира, где одновременно рассматриваются два противоположных понятия, одно из которых утверждает какое-либо качество, а другое — отрицает. Например: «добро» и «зло».

Все мы читали сказку «Петух и жерновцы». Давайте вспомним ее?!

Жил да был себе старик со старухою, бедные-бедные! Хлеба-то у них не было; вот они поехали в лес, набрали желудей, привезли домой и начали есть. Долго ли, коротко ли они ели, только старуха уронила один желудь в подполье. Пустил желудь росток и в небольшое время дорос до полу. Старуха заприметила и говорит: – Старик! Надобно пол-то прорубить; пускай дуб растет выше: как вырастет, не станем в лес за желудями ездить, станем в избе рвать. Старик прорубил пол. Деревце росло, росло и выросло до потолка. Старик разобрал и потолок, а после и крышу снял. Дерево все растёт да растёт и доросло до самого неба. Не стало у старика со старухой желудей, взял он мешок и полез на дуб. Лез, лез и взобрался на небо. Ходил, ходил по небу, увидал: сидит кочеток – золотой гребенёк, маслена головка и стоят жерновцы. Вот старик-от долго не думал, захватил с собою и кочетка и жерновцы и спустился в избу. Спустился и говорит: – Как нам, старуха, быть, что нам есть? – Постой, – молвила старуха, – я попробую жерновцы. Взяла жерновцы и стала молоть: ан блин да пирог, блин да пирог! Что ни повернет – все блин да пирог!.. И накормила старика. Ехал мимо какой-то барин и заехал к старику со старушкой в хату. – Нет ли, – спрашивает, – чего-нибудь поесть? Старуха говорит: – Чего тебе, родимый, дать поесть, разве блинков? Взяла жерновцы и намолола; нападали блинки да пирожки. Приезжий поел и говорит: – Продай мне, бабушка, твои жерновцы. – Нет, – говорит старушка, – продать нельзя. Он взял да и украл у ней жерновцы. Как увидали старик со старушкою, что украдены жерновцы, стали горе горевать. – Постой, -говорит кочеток-золотой гребенёк, – я полечу догоню! Прилетел он к боярским хоромам, сел на ворота и кричит: – Кукареку! Боярин, боярин, отдай наши жерновцы золотые, голубые! Боярин, боярин, отдай наши жерновцы золотые, голубые! Как услыхал барин, сейчас приказывает: – Эй, малый! Возьми, брось его в воду. Поймали кочетка, бросили в колодезь; он и стал приговаривать: – Носик, носик, пей воду! Ротик, ротик, пей воду! – И выпил всю воду. Выпил всю воду и полетел к боярским хоромам; уселся на балкон и опять кричит: – Кукареку! Боярин, боярин, отдай наши жерновцы золотые, голубые! Боярин, боярин, отдай наши жерновцы золотые, голубые! Барин велел повару бросить его в горячую печь. Поймали кочетка, бросили в горячую печь – прямо в огонь; он и стал приговаривать: – Носик, носик, лей воду! Ротик, ротик, лей воду! – И залил весь жар в печи. Вспорхнул, влетел в боярскую горницу и опять кричит: – Кукареку! Боярин, боярин, отдай наши жерновцы золотые, голубые! Боярин, боярин, отдай наши жерновцы золотые, голубые! Гости услыхали это и побежали из дому, а хозяин побежал догонять их; кочеток – золотой гребенёк схватил жерновцы и улетел с ними к старику и старухе.

В сюжете этой сказке присутствуют бинарные оппозиции: старик-старуха, небо-земля, верх-низ, богатство-бедность, свой-чужой, огонь – вода.

Образ петуха в этом случае можно сравнить с пространственным образом Солнца и найти что-то общее. Так ведь? А почему? Потому что петушок, как и Солнце в сказке устанавливает порядок!

 

 

Древние славяне относились к образу петуха очень почтительно и связывали его с самим Солнцем. Можно смело сказать, что у славян древней Руси, а также других народов и племён, петух был птицей священной.

Петух почитался как символ огня и символ Солнца. Как символ огня петух почитался, так как был связан с жарким Солнцем. В первую очередь, его всё же связывали с дневным светилом и, естественно, богом, который был олицетворением или покровителем Солнца — Даждьбогом или Хорсом. Почему именно петуху дали такую честь? Ответить на вопрос письменно, либо аудиосообщением, и отправить мне вк или почту, до 22.11.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: