Сценарий урока
I. Организационный момент.
– На прошлом уроке вы побывали в цирке и узнали, что музыка в нем играет большую роль. Зачем нужна музыка в цирке? (Музыка создает веселое настроение, задает ритм, украшает выступление артистов.) Верно!
II. Сообщение темы урока.
– А сегодня мы побываем в доме, который звучит. Послушайте стихотворение и догадайтесь, в каком доме мы сегодня побываем.
III. Работа по теме урока.
Введение в тему.
Народу-то! Народу! Куда ни кинешь взгляд,
По каждому проходу идет волна ребят.
Сажают их на стулья и просят не шуметь,
Но шум стоит, как в улье, куда залез медведь.
Из длинного колодца – невидимо для глаз –
То флейта засмеется, то рявкнет контрабас.
Но вдруг погасли лампы, настала тишина
И впереди за рампой раздвинулась стена.
И увидали дети над морем облака,
Растянутые сети, избушку рыбака.
Внизу запела скрипка пискливым голоском –
Заговорила рыбка на берегу морском.
Все эту сказку знали – о рыбке золотой,
Но тихо было в зале, как будто он пустой.
Очнулся он, захлопал, когда зажгли огонь.
Стучат ногами о пол, ладонью о ладонь.
И занавес трепещет, и лампочки дрожат –
Так звонко рукоплещет полтысячи ребят.
Ладоней им не жалко... Но вот пустеет дом,
И только раздевалка кипит еще котлом.
С. Маршак
– Догадались, в каком доме мы сегодня окажемся? (В театре.) И не просто в театре, а музыкальном театре.
Просмотр презентации «Детский музыкальный театр Н. И. Сац».
– Посмотрите на экран.
Первый в мире профессиональный музыкальный театр для детей был открыт в Москве Натальей Ильиничной Сац.
В театре – просторные вестибюли с диванчиками, ажурные мостики над фойе, откуда ребят приветствуют герои их любимых сказок – Красная Шапочка, Колобок, Буратино... Поднявшись по мраморной лестнице в вольер для птиц, можно послушать веселое щебетание канареек, попугаев.
В верхнем фойе – просторный зал со скульптурами Леля, играющего на дудочке, Бояна, перебирающего струны гуслей, и Орфея с кифарой. А рядом неповторимая «гигантская палехская шкатулка» – нигде в ми-ре нет подобных панно в рост человека. Эта комната с секретом – она музыкальная.
Сейчас этот театр известен во всех странах. А эмблема театра – синяя птица на золотой арфе – символ мечты о счастье.
Работа по учебнику (с. 70).
– Откройте учебник. Муза держит в руках синюю птицу, ту самую, которая является эмблемой музыкального театра.
– Рассмотрите разворот учебника и скажите, кто здесь изображен? (Лель и Снегурочка, Царь Горох, Волк и семеро козлят, Садко, Комар и Муха-Цокотуха.)
– Это герои наших любимых сказок. С ними мы можем встретиться в музыкальном театре. Там все они поют и танцуют, водят хороводы и играют на музыкальных инструментах. Какие спектакли можно увидеть в музыкальном театре? Отгадайте загадки:
Все герои спектакля на сцене танцуют –
Не поют, не играют и не рисуют...
Прекраснее спектакля в театрах нет,
А называется он просто –... (балет).
В театре очень интересно,
Когда в спектакле все поют.
И музыку играл оркестр.
Спектакль как же назовут?
(Опера.)
– В музыкальном театре можно увидеть балет и оперу. Часто сюжетами опер и балетов становятся известные всем с детства народные сказки («Снегурочка», «Волк и семеро козлят»), былины («Садко»), а также сказки, сочиненные писателями («Конек-Горбунок» П. Ершова, «Муха-Цокотуха» К. Чуковского, «Щелкунчик» Т. Гофмана).
– Рассмотрите картинки. Какие персонажи исполняют песенную, танцевальную или маршевую музыку?
– В каком музыкальном спектакле (опере или балете) могла бы звучать музыка изображенных персонажей?
Слушание музыкального произведения.
– Нас ждет встреча с персонажами опер и балетов. Представьте, что мы пришли в музыкальный театр. Расселись по местам. Гаснет свет. Открывается занавес и... перед нами...
Звучит «Марш» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
– Кого вы увидели на сцене музыкального театра? (Детей, веселящихся у рождественской елки.)
– Как дети веселились у елки? (Девочки танцевали с куклами, а мальчики маршировали, как солдатики, держа в руках игрушечные сабли.)
– Под какую музыку веселились дети? (Легкую, быструю, маршевую и танцевальную.) Это произведение композитор назвал маршем, хотя музыка иногда звучала весело и танцевально.
– Это балет или опера? (Балет.) В балете «встретились» вместе музыка маршевая и танцевальная. Как называется балет, с героями которого вы познакомились? («Щелкунчик».) Какой композитор сочинил балет «Щелкунчик»? (П. И. Чайковский.)
– Прослушайте музыкальный фрагмент и отгадайте, какой герой появится сейчас?
Звучит песня Садко «Заиграйте, мои гусельки» из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко».
– Кого вы представили на сцене музыкального театра? (Садко.) Какая музыка звучала? (Песенная.) О чем пел Садко? (О гусельках.)
– Как называется спектакль, с героем которого вы познакомились? («Садко».) Это балет или опера? (Опера.)
– Какой композитор сочинил оперу «Садко»? (Н. Римский-Корсаков.)
– Отгадайте, кто появится на сцене в этот раз? (Заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха» М. Красева.)
– Кого вы представили на сцене музыкального театра? (Муху-Цокотуху.)
– Что вам помогло увидеть эту героиню? (Песня.)
– О чем пелось в песне? (О том, что все гости Мухи-Цокотухи пляшут.)
– Как звучала песня? (Весело, легко, задорно, танцевально.)
– Это балет или опера? (Опера.)
– Вы услышали, что в этой опере «встретились» вместе музыка песенная и танцевальная.
– Вы увидели сцену из детской оперы М. Красева «Муха-Цокотуха».