{1)Писатель живет ради них, своих читателей и зрителей. (2)В романах, повестях, рассказах автор непременно – порою даже непроизвольно - делится своим жизненным опытом, своими размышлениями, страданиями и надеждами.
(3)Позже письма могут донести до автора мнение тех, ради кого все его неусыпные думы, смятения, его беззащитная откровенность, его труд. (4)Один из читателей в своем письме вспоминает, как однажды в Доме литераторов он услышал от меня строки стихотворения, автора которого я сейчас с уверенностью назвать не могу:
(5)А люди ищут счастья,
Как будто
Счастье,
Счастье есть...
(6)Многие, очень многие вопросы читателей можно свести к такому общему смысловому знаменателю: что являет собой в реальности понятие «счастье»? (7)Интересуются и тем, бывал ли я когда-нибудь абсолютно счастлив. (8)0твечаю сразу и не задумываясь: «абсолютно» не бывал никогда. (9)Как говорил Аркадий Исаакович Райкин, самый бессмысленный вопрос звучит так: «У вас всё хорошо?» (10)Разве хоть у кого-нибудь и когда-нибудь бывает всё хорошо?!
(11)А если бы вдруг и было... (12)Ощущать этакое безграничное, бездумное и беспечное счастье — это, на мой взгляд, безнравственно и грешно. (13)Ведь если даже у вас все вроде сложилось благополучно, кто-то в то же самое время испытывает душевные и физические муки... (14)Классики русской литературы проникли в глубины общечеловеческих ситуаций, общечеловеческих конфликтов и психологических катаклизмов. (15)Они постигли непостижимые сложности бытия. (16)Что же они думают о столь желанном для каждого счастье? (17)Пушкин, как известно, писал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». (18)Под волей он разумел свободу. (19)Лермонтов искал «свободы и покоя» — и это было едва ли не самым сокровенным его стремлением. {20)Искал-то Лермонтов «покоя», а в реальности уподоблялся тому парусу, который «ищет бури, как будто в бурях есть покой!» (21)«Покой нам только снится...» — через много лет печально констатировал Александр Блок. {22)Быть может, во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится. (23)Но всё же мы жаждем душевного покоя, в котором только и возможен творческий непокой и благотворный непокой в любой другой деятельности, необходимой людям. (24)Бессмертных житейское благоденствие посещало не часто. (25)Принято считать Гёте баловнем судьбы. (26)А вот Ираклий Андроников показал мне гётевское письмо, в котором «баловнем» сказано, что, если бы в его жизни был хоть один совершенно счастливый месяц, он бы и всю жизнь свою почитал счастливой. (27)Вот вам и «абсолютно»!
|
(28)На памятнике отца Лермонтова в Тарханах читаем:
(29)Ты жизнь мне дал,
Но счастья не дал.
(30)Ты сам на свете был гоним,
Ты в жизни только зло изведал...
(31)Тяжко приходилось бессмертным. (32)«В жизни только зло изведал...»... (33)Это относилось и к самому поэту. (34)Но сколько мудрости и света подарил он людям?! (По А. Алексину)
А28. Укажите, между какими предложениями в тексте должна быть фраза: «Правда, великим была свойственнапротиворечивость мечтаний и действий».
1) между 14 и 15 2) между 18 и 19 3) между 19 и 20 4) между 24 и 25
А29. Определите стиль и тип речи текста.
1).художественный стиль; повествование и описание
2) публицистический стиль; рассуждение
3) разговорный стиль; повествование
4) научный стиль; рассуждение
|
А30. В каком из предложений есть фразеологизм?
1) 6 2) 7 3) 8 4) 9
Часть 2
Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.
В1. Назовите способ образования слова РАЗМЫШЛЕНИЯМИ (из предложения 2).
В2. Из предложения 13 выпишите частицу, омонимичную предлогу.
ВЗ. Из предложений 15-17 выпишите словосочетание, в используется связь ПРИМЫКАНИЕ.
Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.
В4. Среди предложений 12-16 найдите предложение, в котором сказуемое выражено прилагательным. Напишите его номер.
B5. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите его номер.
В6. Среди предложений 3-10 найдите все сложноподчинённые предложения. Напишите их номера.
В7. Какое из предложений 14-22 синонимично предыдущему {выражает то же содержание), но отличается большей степенью обобщения? Напишите его номер.
В8. Прочитайте фрагменты рецензии, в которых анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
... Автор делится своими размышлениями с собеседником-читателем, впечатление беседы создается благодаря такому синтаксическому средству, как_____ (предложения 20, 22). Очень активно используются ______, подчёркивающие логическую связь между предложениями и выделяющие ключевые слова (предложения 13. 16, 19. 20. 22, 23. 26. 27).
... Текст читается с интересом и благодаря богатейшей лексике. Обратите внимание, как уместно используются, например, ______ (предложение 18, 24. 26), ___ (сравните предложения 14 и 24 или 31).
Список терминов:
1) фразеологизмы
2) устаревшие слова
|
3) жаргонизмы
4) контекстные синонимы
5) частицы
6) сравнительные обороты
7) инверсия
8) параллельные конструкции
9) периоды
10) неполные предложения, дополняющие предыдущие (парцелляция)
Часть 3
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.