Мы часто слышим такое понятие, как "самооценка". Его используют не только профессиональные психологи, преподаватели или врачи, об этой личностной характеристике мы можем услышать и в бытовом общении. Самооценкой называют представления человека о собственной важности и ценности для окружающих, а также это оценка своих недостатков и положительных качеств, эмоций, чувств самим человеком.
Известно разделение на виды самооценки. Так она бывает адекватной, заниженной и завышенной. От того к какому виду можно отнести самооценку той или иной личности напрямую зависит её поведение в человеческом сообществе.
Низкая самооценка влечёт за собой нерешительность и скованность в своих поступках. Она делает человека неуверенным, робким и склонным к влиянию со стороны других людей. Часто подобные люди бояться высказать свою точку зрения и испытывают чувство вины. Они нередко становятся завистливыми и мстительными, выискивая любые возможности для самоутверждения. Низкая самооценка часто формируется ещё в раннем возрасте. Однако, бывают случаи, когда она происходит и у взрослых людей.
Завышенная самооценка вводит человека в состояние иллюзии относительно своих реальных возможностей и своего потенциала. Слишком высокая оценка собственных качеств часто входит в диссонанс относительно реальных достижений человека и, соответственно, мнению окружающего сообщества. Это может привести к конфликтам, т.к. индивидуум, склонный к завышенной самооценке, будет считать, что его недооценивают. Они уверены, что превосходят других людей и постоянно стремятся это доказать. Подобный подход часто приводит к тому, что окружающие люди начинают избегать их общества.
Адекватная самооценка выражается в реалистичном взгляде на себя и собственные достижения. Она позволяет человеку критически оценивать свои возможности, ставить цели, которые возможно реализовать, и достигать их. Существует множество факторов, влияющих на её развитие. Среди них как структура собственного восприятия себя и окружающей действительности, так и влияние суждения окружающих людей. Адекватная оценка своей личности привносит человеку состояние гармонии и уверенности в себе и своих силах. Она помогает не только компенсировать свои негативные качества, но и дать достойную реализацию своим талантам.
Самооценка не может формироваться без наличия еще одного личностного свойства - самосознания. Оно возникает в детском возрасте, приблизительно до 3-х лет, когда ребенок осознает свою автономность от матери, идентифицирует себя с определенным полом и начинает проявлять себя как личность. Когда ребенок подрастает, у него появляется возможность на элементарном уровне оценивать себя и анализировать отношение окружающих к себе.
Ребёнок в первую очередь подражает тем взрослым людям, которые его окружают. А так же ищет их одобрения. Таким образом, не имея опыта противостояния авторитетному мнению, самооценка, которая задаётся ребёнку родителями, принимается им беспрекословно.
В дошкольном возрасте формируется стереотип поведения человека. Он закладывается родителями вместе с социализацией личности. Ребёнка учат быть учтивым, общительным, скромным. При появлении в окружении других детей, ребёнок начинает больше сравнивать себя со своими сверстниками, а не с родителями. Хотя ключевую роль, всё ещё играют взрослые. В частности учителя. Здесь выходит на передний план успеваемость и адекватность нормам поведения в школьной среде.
Подходя к взрослой жизни, подросток всё меньше считается с мнением старших, принимая за авторитет теперь оценку его ровесников, поскольку в этом возрасте человек стремиться занять свою определённую нишу в социальной иерархии. Первоначально у человека развивается критическое отношение к другим людям и лишь потом к себе и своим действиям. Важным критерием для личности является принадлежность к той или иной социальной группе. Если индивидуум не чувствует себя принятым в ту или иную компанию, он будет искать другую, где он займет своё подобающее место. Часто именно этот фактор играет роль в том, что ребёнок вливается в «дурную» компанию.
После окончания школы, пройдя переходный возраст, человек вступает во взрослую жизнь, уже обладая тем набором установок, которые в нём укоренились с раннего детства. Они могут быть как «со знаком плюс», так и «со знаком минус». Позитивная установка способствует устойчивости в своей самооценке и стойкости в восприятии своих неудач, которые будут более походить на перегруппировку.
Дальше зырь
Там тип тест
Дадим группе
На общаге еще разберем до конца, ибо я не совсем понял его:D