Тема 7, вопрос 11
СЛАЙД 1:
Эффективность бюджетных расходов - одно из направлений, которому в последние годы уделяется достаточно много внимания. Это обусловлено как возросшим интересом к методам программно-целевого планирования, так и первым опытом использования оценки деятельности органов государственной власти и местного самоуправления через призму эффективности их деятельности. Однако зачастую эффективность отождествляют с экономностью, результативностью, рациональностью и т.д.
Так, например, Бюджетный кодекс РФ под эффективностью и результативностью понимает расходование бюджетных средств, соответствующее одному из следующих условий: достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств [ст. 34)].
Как бы то ни было, но эффективность в классическом понимании является соотношением результата к затратам, и вкладывать в понятие эффективности иной смысл, на наш взгляд, недопустимо. Таким образом, оценка эффективности бюджетных расходов возможна только при сопоставимости результата и затрат, что является непременным условием корректности расчета.
СЛАЙД 2:
31 января 2019 года Правительство РФ утвердило Концепцию повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах.
Одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов, обеспечивающих их приоритизацию в соответствии с целями социально-экономической политики, являются согласно Концепции обзоры бюджетных расходов. Под ними понимается систематический анализ базовых (постоянных) расходов бюджета, направленный на определение и сравнение различных вариантов экономии бюджетных средств, выбор и практическую реализацию наиболее приемлемого из них (раздел III Концепции).
|
В 2018 году Минфин России провел два пилотных обзора бюджетных расходов – по использованию бюджетных средств в рамках обеспечения связью госорганов и международного сотрудничества. Первый из названных обзоров относится к категории операционных, то есть направленных на оценку стоимости оказанных услуг (выполненных работ и т. д.), а второй – к категории стратегических, предполагающих оценку целесообразности расходов в целом, например, на участие в той или иной международной организации.
Смысл формирования обзоров, как пояснил представитель Минфина России, заключается не в том, чтоб сократить расходы, а в том, чтобы найти внутренние резервы повышения эффективности расходования, например, определить потребности перераспределения средств.
СЛАЙД 3:
Помимо формирования обзоров бюджетных расходов в Концепции определены такие направления развития управления общественными финансами как:
· обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов бюджетной системы России;
· совершенствование системы госпрограмм и внедрение принципов проектного управления;
· формирование системы управления налоговыми расходами;
· совершенствование правил планирования бюджетных ассигнований и технологий исполнения бюджета;
· совершенствование системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
· повышение эффективности и качества оказания госуслуг в социальной сфере (в первую очередь за счет привлечения в этот сектор негосударственных организаций);
|
· обеспечение подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов;
· развитие межбюджетных отношений;
· совершенствование форм и методов государственного управления, а также механизмов управления федеральным имуществом
СЛАЙД 4:
На сегодняшний день расходы по нацпроектам – это только 10% бюджетных затрат, поэтому актуальна задача по перестройке госпрограмм с тем, чтобы обеспечить их скоординированность с национальными стратегическими целями и соответствующими расходами.
СЛАЙД 5:
По мнению директора "Центра развития" НИУ ВШЭ, п овышению эффективности расходования бюджетных средств, может поспособствовать изменение механизма ответственности за достижение целевых показателей, в том числе по нацпроектам. На первый план сейчас для должностных лиц выступает необходимость отчитаться за целевое использование средств, хотя в приоритете должно быть достижение конечной цели. Для эффективной работы по освоению бюджетных средств, по словам эксперта, следует предоставить ответственным лицам больше свободы в действиях. У них должны быть полномочия по перераспределению средств с учетом актуальных задач и потребностей. Иными словами, освоение ассигнований не должно происходить ради освоения. Ключевым, по мнению Натальи Акиндиновой, должен становиться вопрос кадрового выбора, ведь эффективность расходования упирается в конечном итоге в грамотные действия администраторов.