Пояснительная записка
Танец – это музыкально-пластическое искусство. Как всякий вид искусства танец отражает окружающую жизнь в художественных образах. Танцы – красивый, интересный и приятный вид проведения досуга. Занятия танцами раскрепощают тело и душу, помогают поддерживать себя в надлежащей физической форме, а также свободно двигаться на танцевальных мероприятиях.
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают пластическое развитие.
Танец позволяет человеку реализовать себя, как уже упоминалось выше, дарит ему физическое здоровье и душевное равновесие: во время занятия танцами происходит тренировка всех мышц тела и дыхания.
Ребенок, который занимается танцами, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников, раскован в любой компании, на любом празднике. Занятия танцами вырабатывают красоту, выразительность и плавность движений, развивают грацию и изящество. В связи с этим становится актуальным создание и реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для детей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие танцевальных способностей» объединения хореографического творчества имеет художественно-эстетическую направленность, предусматривает работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных и рассчитана на широкое приобщение детей к искусству танца. Данная программа ориентирована на социальный заказ детей и их родителей.
По степени авторства программа является модифицированной и имеет общекультурный (базовый) уровень дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
|
Программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной программе студии современного эстрадного танца «Данс-кредо» разработанной Мозолевской И. В. в г. Урай в 2011 году.
Данная программа составлена в соответствии с нормативно правовыми документами, регламентирующими деятельность дополнительного образования детей:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепция художественного образования;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Уставом МБУ ДО Дома творчества детей и взрослых и других нормативно-правовых документов регламентирующих деятельность УДО.
Цель программы: выявление и развитие творческих способностей воспитанников средствами хореографического искусства.
Задачи программы:
1) Образовательные
- дать первоначальные теоретические и практические знания об искусстве танца;
- создание условий для развития ребенка;
2) Развивающие
- физическое развитие и улучшение координации движений;
- развитие и совершенствование танцевальных способностей и навыков;
3) Воспитательные
|
- формирование внутренней и внешней культуры воспитанников;
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- воспитание дружбы и товарищества.
Возрастной уровень реализации программы: от 7-10 лет
Семилетний возраст является переломным этапом в развитии ребенка.
Интенсивные и неравномерные темпы роста тела детей, характерные для предыдущих лет, замедляются. Увеличение роста и веса идет более пропорционально.
Интенсивно протекают морфологические изменения в тканях, органах, происходит их функциональное совершенствование.
К началу младшего школьного возраста двигательная функция организма проходит значительный путь развития. Существенные изменения наблюдаются и в строении мышц. Если раньше мышца росла в основном в длину, то теперь она начинает расти и в толщину. Особенно интенсивно развиваются мышцы туловища и конечностей.
Дети 7—10 лет могут успешно овладевать тонкими и координационно-сложными движениями, если они умеренны по амплитуде и не требуют большой силы.
Дети в возрасте 7 лет очень эмоциональны, подвижны, активны, любят играть, непосредственны. У них хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках. Развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Проявляются элементы творчества во всех видах детской деятельности. Однако они не умеют долго сосредотачиваться на одном задании, у них не устойчиво внимание. Наиболее доходчивая форма танца в этом возрасте – это инсценировка сказок, детских песен. Танцевальная лексика – простые, несложные, доступные для детей движения, удобные в исполнении. Работа с детьми этого возраста трудна, так как требует от них значительных физических сил и настойчивости в работе.
|
В 8-10 лет у детей развивается познавательный интерес, большая потребность в движениях. Костная система в младшем школьном возрасте ещё окончательно не сформирована. Не завершено окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей. Позвоночник гибок и податлив, поэтому необходимо следить за правильной осанкой и походкой. В эти годы дети обладают уже достаточным уровнем психического развития, но очень возбудимы. Для этого возраста характерны богатство воображения, эмоциональность и непосредственность реакций. Однако из за относительно слабой устойчивости внимания дети на занятиях быстро теряют темп и ритм. Дети в этом возрасте обладают в основном наглядно-образным характером запоминания, поэтому личный показ движений педагогом наиболее эффективен. Девочки обгоняют мальчиков в росте, активности. Мальчики обособляются от девочек. В танце можно усложнять движения, давать простые комбинации, прививать навыки классического танца.
Форма реализации программы: групповая, индивидуальная
Режим занятий для групп:
1-ый год обучения – 2 часа по 2 раза в неделю (45 мин. + 10 мин. перемена + 45 мин.)
2-ой год обучения – 3 часа по 2 раза в неделю (45 мин. + 10 мин. перемена + 45 мин. + 5 мин. перемена + 45 мин.)
3-ий год обучения – 3 часа по 2 раза в неделю (45 мин. + 10 мин. перемена + 45 мин. + 5 мин. перемена + 45 мин.)
Предусмотрены короткие перерывы между часами и индивидуальные занятия.
Количество часов в год:
1-ый год обучения – 144
2-ой год обучения – 216
3-ий год обучения – 216
Наполняемость групп зависит от года обучения:
1 год обучения – 15 человек;
2 год обучения – 12 человек;
3 год обучения – 8 человек.
Ожидаемый результат
В результате обучения по данной программе у детей будут сформированы:
- специальные знания, умения и навыки в области хореографического искусства;
- творческая индивидуальность учащегося, интерес к классическому, современному танцам и искусству в целом;
- общий культурный уровень, сформируется целостное отношение к действительности;
- общее физическое развитие, а также здоровье учащегося;
К концу обучения курса хореографии дети должны владеть следующими навыками:
- согласовывать движения с музыкой, сохраняя красивую осанку;
- знать позиции ног и рук классического танца, народно-сценического танца;
- слышать окончания музыкальных фраз, различать строение музыкальных произведений;
- уметь соединять движения, производить их в последовательности;
- уметь исполнять основные движения русского танца;
- уметь ориентироваться в пространстве.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
В конце каждого полугодия проводятся итоговые занятия, где дети показывают результаты своих занятий родителям, другим воспитанниками ДТДВ. В конце учебного года: в мае проведение отчетного концерта коллектива для родителей, воспитанников ДТДВ и приглашенным гостям. Участие в муниципальных, региональных, международных конкурсах, фестивалях.
Учебно-тематический план
Первого года обучения
№ | Название раздела | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
Вводное занятие | ||||
Упражнения для постановки корпуса, рук, ног и головы | ||||
Азбука музыкального движения. Ритмика: - определение характера музыки; - исполнение движений в различных темпах. | ||||
Элементы партерной гимнастики - различные шаги (с носка, на полупальцах, на пятках); - упражнения для укрепления различных групп мыщц (шеи, плечевого пояса, спины, живота, рук и ног); - упражнения на гибкость. | ||||
Элементы народного танца - шаги; - положения рук и ног; - перестроения. | ||||
Элементы эстрадного танца: - прыжки; - перестроение из одного рисунка в другой; - движения по кругу. | ||||
Итоговое занятие | ||||
Воспитательные мероприятия | ||||
Итого | ||||
Индивидуальные занятия | ||||
Итого |
Содержание деятельности первого года обучения
Вводное занятие
На вводном занятии дети знакомятся друг с другом и с педагогом с помощью игры «Снежный ком».
Знакомство с содержанием программы обучения в этом году. Введение в программу. Входящая диагностика. Проведение инструктажа по правилам поведения на занятиях в танцевальном коллективе, по технике безопасности, противопожарной безопасности.
Целевая направленность: знакомство с содержанием программы обучения в этом году, знакомство с воспитанниками, определение работы в коллективе решение организационных вопросов, определение музыкальных и танцевальных данных воспитанников; знакомство с техникой безопасности на занятиях.
Упражнения для постановки корпуса, рук, ног и головы
Цель: формирование правильной осанки у детей, развитие пластики и гибкости.
Задачи:
- выполнение различных упражнений для формирования осанки;
- обеспечение условий для развития гибкости.
Изучаются следующие разделы:
1. Осанка и ось корпуса.
2. Пояснично-крестцовый пояс.
3. Плечевой и грудной пояса.
4. Руки.
5. Стопы.
Выполнение упражнений на развитие «мышечного чувства» и отдельных групп мышц:
· упражнения для пальцев и кистей рук: сгибание кистей вниз–вверх, руки вытянуты в стороны на уровне плеч;
· движение рук - имитация «Полоскание»;
· «пушинка» - схватить пух пальцами;
· прыжки по VI позиции;
· прыжки с отрыванием вытянутых ног в стороны (разножка);
· прыжки на одну ногу по VI позиции (нога сгибается в колене вперёд, носок вытянут);
· лёгкие прыжки по I позиции с отрыванием ноги вперёд (колено вытянуто), на месте и с продвижением вперёд;
· поклоны девочек и мальчиков - поклон дисциплинирует ребенка и приучает к правилам хорошего тона.
Азбука музыкального движения. Ритмика
Цель: Научить детей двигаться в такт музыке и перестраиваться. Привить детям театральные навыки, в виде работы над образными упражнениями. Основные понятия: музыка, темп, такт.
Задача: выполнение упражнения
Раздел включает в себя исполнение движений в различных темпах, определение характера музыки словами.
Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки, развивать чувство ритма. Следует развить умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, умение согласовывать музыку с движением.
Содержание раздела направлено на совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и воспринимать ритм). Практическое освоение понятия «мелодия и движение». Темп (быстро, медленно, умеренно).
Упражнения на развитие ориентации в пространстве.
· прослушивание простейших ритмических рисунков;
· ходьба: бодрая, маршеобразная, спокойная, умение пройти под музыку;
· бег (легкий, стремительный, широкий);
· танцевальный шаг (выворотное положение ноги, с носка на пятку);
· подскоки на месте и с продвижением вперед с вытянутой и сокращенной стопой.
· различие правой и левой руки, ноги, плеча;
· повороты вправо, влево;
· построения по линиям;
· построение в колонну по одному, в пары и обратно на месте и на шагах;
· перестроение из колонны в шеренгу и обратно;
· круг, сужение и расширение круга;
· свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, шеренгу или круг.
Элементы партерной гимнастики
Цель: развитие гибкости, эластичности и упругости тела.
Данный этап включает занятия аэробикой, партерной гимнастикой, а также:
- различные шаги (с носка, на полупальцах, на пятках, приставной шаг);
- бег (с высоким подниманием бедра, с захлестом);
- упражнения для различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, спины, живота, рук и ног);
- упражнения на координацию движений;
- полушпагат, шпагат;
- упражнения на гибкость («лодочка», «колечко», «кошечка»);
- упражнения на растяжку мыщц («бабочка», «лягушка» и др.).
Элементы народного танца
Цель: познакомить детей с видами народных танцев, рассказать о истории возникновения русского народного танца
Задачи:
- изучение базовых шагов русского народного танца;
- изучение позиций ног и рук в русском народном танце;
- изучение базовых движений русского народного танца.
Положения и движения рук в народном танце:
· положение на поясе – кулачком;
· смена ладошки на кулачок;
· переводы рук из одного положения в другое (в характере русского танца);
· хлопки в ладоши – двойные, тройные;
· руки перед грудью – «полочка»;
Движения ног:
· шаг с каблука в народном характере;
· простой шаг с притопом;
· притоп простой, двойной, тройной;
· поклон на месте с руками;
· поклон с продвижением вперед и отходом назад.
· шаги: бытовой, танцевальный, шаги на полупальцах, на пятках;
· подскоки вперёд и назад;
· галоп;
· лёгкий бег вперёд и назад, в повороте (в различных комбинациях с другими движениями).
Элементы эстрадного танца
Цель: Познакомить детей с особенностями танцевальных стилей, с движениями этих танцев. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика по ворота вправо и влево.
Задачи раздела заключаются в исполнении движений:
- исполнение движений на координацию;
- исполнение движений различных стилей;
- прыжки;
- шаг на носках;
- приставной шаг;
- высокий бег;
- легкие подскоки;
- перестроение из одного рисунка в другой;
- а также движения по кругу.
Индивидуальные занятия проводятся для тех воспитанников, которые:
- по каким либо причинам пропустили занятия по расписанию;
- для тех, кто испытывает затруднения в исполнении некоторых движений или элементов хореографии.
Итоговое занятие
Диагностика усвоения программного материала, физических возможностей детей (изменилась ли пластика ребенка в течении года).
На итоговом занятии проходит репетиция всех групп с целью проведения концертной деятельности.
Учебно-тематический план
Второго года обучения
№ | Название раздела | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
Вводное занятие | ||||
Упражнения для постановки корпуса, рук, ног и головы | ||||
Азбука музыкального движения. Ритмика: - определение характера музыки; - исполнение движений в различных темпах. | ||||
Элементы партерной гимнастики и аэробики: - различные шаги (с носка, на полупальцах, на пятках); - упражнения для укрепления различных групп мыщц (шеи, плечевого пояса, спины, живота, рук и ног); - упражнения на гибкость. | ||||
Танцевальные этюды и танцы. Прыжки | ||||
Элементы классического танца | ||||
Элементы эстрадного танца | ||||
Индивидуальные занятия | ||||
Итоговое занятие | ||||
Итого |
Содержание деятельности второго года обучения
Вводное занятие
Знакомство с новыми воспитанниками. Введение в программу. Входящая диагностика. Проведение инструктажа по правилам поведения на занятиях в танцевальном коллективе, по технике безопасности, противопожарной безопасности.
Целевая направленность: знакомство с содержанием программы обучения в этом году, знакомство с воспитанниками, определение работы в коллективе решение организационных вопросов, определение музыкальных и танцевальных данных новых и прежних воспитанников; знакомство с техникой безопасности на занятиях.
Форма работы: групповая
Упражнения для постановки корпуса, рук, ног и головы
Изучаются следующие разделы:
1. Осанка и ось корпуса.
2. Пояснично-крестцовый пояс.
3. Плечевой и грудной пояса.
4. Руки.
5. Стопы.
6. Releve (подъём на полупальцы) по VI позиции ног.
Азбука музыкального движения. Ритмика
Цель: Научить детей двигаться под музыку и перестраиваться. Привить детям театральные навыки, в виде работы над образными упражнениями. Основные понятия: музыка, темп, такт.
Раздел включает в себя изучение основных позиций рук и ног, а также движений эстрадного танца. Движения в различных темпах, определение характера музыки словами.
Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки, развивать чувство ритма. Следует развить умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, умение согласовывать музыку с движением.
Содержание раздела направлено на совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и воспринимать ритм). Практическое освоение понятия «мелодия и движение». Темп (быстро, медленно, умеренно).