Упражнения на развитие ориентации в пространстве.




Пояснительная записка

Танец – это музыкально-пластическое искусство. Как всякий вид искусства танец отражает окружающую жизнь в художественных образах. Танцы – красивый, интересный и приятный вид проведения досуга. Занятия танцами раскрепощают тело и душу, помогают поддерживать себя в надлежащей физической форме, а также свободно двигаться на танцевальных мероприятиях.

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают пластическое развитие.

Танец позволяет человеку реализовать себя, как уже упоминалось выше, дарит ему физическое здоровье и душевное равновесие: во время занятия танцами происходит тренировка всех мышц тела и дыхания.

Ребенок, который занимается танцами, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников, раскован в любой компании, на любом празднике. Занятия танцами вырабатывают красоту, выразительность и плавность движений, развивают грацию и изящество. В связи с этим становится актуальным создание и реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для детей.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие танцевальных способностей» объединения хореографического творчества имеет художественно-эстетическую направленность, предусматривает работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных и рассчитана на широкое приобщение детей к искусству танца. Данная программа ориентирована на социальный заказ детей и их родителей.

По степени авторства программа является модифицированной и имеет общекультурный (базовый) уровень дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной программе студии современного эстрадного танца «Данс-кредо» разработанной Мозолевской И. В. в г. Урай в 2011 году.

Данная программа составлена в соответствии с нормативно правовыми документами, регламентирующими деятельность дополнительного образования детей:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Концепция художественного образования;

- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Уставом МБУ ДО Дома творчества детей и взрослых и других нормативно-правовых документов регламентирующих деятельность УДО.

Цель программы: выявление и развитие творческих способностей воспитанников средствами хореографического искусства.

Задачи программы:

1) Образовательные

- дать первоначальные теоретические и практические знания об искусстве танца;

- создание условий для развития ребенка;

2) Развивающие

- физическое развитие и улучшение координации движений;

- развитие и совершенствование танцевальных способностей и навыков;

3) Воспитательные

- формирование внутренней и внешней культуры воспитанников;

- воспитание целеустремленности и настойчивости;

- воспитание дружбы и товарищества.

Возрастной уровень реализации программы: от 7-10 лет

Семилетний возраст является переломным этапом в развитии ребенка.

Интенсивные и неравномерные темпы роста тела детей, характерные для предыдущих лет, замедляются. Увеличение роста и веса идет более пропорционально.

Интенсивно протекают морфологические изменения в тканях, органах, происходит их функциональное совершенствование.

К началу младшего школьного возраста двигательная функция организма проходит значительный путь развития. Существенные изменения наблюдаются и в строении мышц. Если раньше мышца росла в основном в длину, то теперь она начинает расти и в толщину. Особенно интенсивно развиваются мышцы туловища и конечностей.

Дети 7—10 лет могут успешно овладевать тонкими и координационно-сложными движениями, если они умеренны по амплитуде и не требуют большой силы.

Дети в возрасте 7 лет очень эмоциональны, подвижны, активны, любят играть, непосредственны. У них хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках. Развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Проявляются элементы творчества во всех видах детской деятельности. Однако они не умеют долго сосредотачиваться на одном задании, у них не устойчиво внимание. Наиболее доходчивая форма танца в этом возрасте – это инсценировка сказок, детских песен. Танцевальная лексика – простые, несложные, доступные для детей движения, удобные в исполнении. Работа с детьми этого возраста трудна, так как требует от них значительных физических сил и настойчивости в работе.

В 8-10 лет у детей развивается познавательный интерес, большая потребность в движениях. Костная система в младшем школьном возрасте ещё окончательно не сформирована. Не завершено окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей. Позвоночник гибок и податлив, поэтому необходимо следить за правильной осанкой и походкой. В эти годы дети обладают уже достаточным уровнем психического развития, но очень возбудимы. Для этого возраста характерны богатство воображения, эмоциональность и непосредственность реакций. Однако из за относительно слабой устойчивости внимания дети на занятиях быстро теряют темп и ритм. Дети в этом возрасте обладают в основном наглядно-образным характером запоминания, поэтому личный показ движений педагогом наиболее эффективен. Девочки обгоняют мальчиков в росте, активности. Мальчики обособляются от девочек. В танце можно усложнять движения, давать простые комбинации, прививать навыки классического танца.

Форма реализации программы: групповая, индивидуальная

Режим занятий для групп:

1-ый год обучения – 2 часа по 2 раза в неделю (45 мин. + 10 мин. перемена + 45 мин.)

2-ой год обучения – 3 часа по 2 раза в неделю (45 мин. + 10 мин. перемена + 45 мин. + 5 мин. перемена + 45 мин.)

3-ий год обучения – 3 часа по 2 раза в неделю (45 мин. + 10 мин. перемена + 45 мин. + 5 мин. перемена + 45 мин.)

Предусмотрены короткие перерывы между часами и индивидуальные занятия.

Количество часов в год:

1-ый год обучения – 144

2-ой год обучения – 216

3-ий год обучения – 216

Наполняемость групп зависит от года обучения:

1 год обучения – 15 человек;

2 год обучения – 12 человек;

3 год обучения – 8 человек.

Ожидаемый результат

В результате обучения по данной программе у детей будут сформированы:

- специальные знания, умения и навыки в области хореографического искусства;

- творческая индивидуальность учащегося, интерес к классическому, современному танцам и искусству в целом;

- общий культурный уровень, сформируется целостное отношение к действительности;

- общее физическое развитие, а также здоровье учащегося;

К концу обучения курса хореографии дети должны владеть следующими навыками:

- согласовывать движения с музыкой, сохраняя красивую осанку;

- знать позиции ног и рук классического танца, народно-сценического танца;

- слышать окончания музыкальных фраз, различать строение музыкальных произведений;

- уметь соединять движения, производить их в последовательности;

- уметь исполнять основные движения русского танца;

- уметь ориентироваться в пространстве.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

В конце каждого полугодия проводятся итоговые занятия, где дети показывают результаты своих занятий родителям, другим воспитанниками ДТДВ. В конце учебного года: в мае проведение отчетного концерта коллектива для родителей, воспитанников ДТДВ и приглашенным гостям. Участие в муниципальных, региональных, международных конкурсах, фестивалях.

 


Учебно-тематический план

Первого года обучения

    № Название раздела   Количество часов
Теория Практика Всего
  Вводное занятие      
  Упражнения для постановки корпуса, рук, ног и головы      
  Азбука музыкального движения. Ритмика: - определение характера музыки; - исполнение движений в различных темпах.      
  Элементы партерной гимнастики - различные шаги (с носка, на полупальцах, на пятках); - упражнения для укрепления различных групп мыщц (шеи, плечевого пояса, спины, живота, рук и ног); - упражнения на гибкость.        
  Элементы народного танца - шаги; - положения рук и ног; - перестроения.        
  Элементы эстрадного танца: - прыжки; - перестроение из одного рисунка в другой; - движения по кругу.      
  Итоговое занятие      
  Воспитательные мероприятия      
  Итого      
  Индивидуальные занятия      
  Итого      

 


Содержание деятельности первого года обучения

Вводное занятие

На вводном занятии дети знакомятся друг с другом и с педагогом с помощью игры «Снежный ком».

Знакомство с содержанием программы обучения в этом году. Введение в программу. Входящая диагностика. Проведение инструктажа по правилам поведения на занятиях в танцевальном коллективе, по технике безопасности, противопожарной безопасности.

Целевая направленность: знакомство с содержанием программы обучения в этом году, знакомство с воспитанниками, определение работы в коллективе решение организационных вопросов, определение музыкальных и танцевальных данных воспитанников; знакомство с техникой безопасности на занятиях.

 

Упражнения для постановки корпуса, рук, ног и головы

Цель: формирование правильной осанки у детей, развитие пластики и гибкости.

Задачи:

- выполнение различных упражнений для формирования осанки;

- обеспечение условий для развития гибкости.

Изучаются следующие разделы:

1. Осанка и ось корпуса.

2. Пояснично-крестцовый пояс.

3. Плечевой и грудной пояса.

4. Руки.

5. Стопы.

Выполнение упражнений на развитие «мышечного чувства» и отдельных групп мышц:

· упражнения для пальцев и кистей рук: сгибание кистей вниз–вверх, руки вытянуты в стороны на уровне плеч;

· движение рук - имитация «Полоскание»;

· «пушинка» - схватить пух пальцами;

· прыжки по VI позиции;

· прыжки с отрыванием вытянутых ног в стороны (разножка);

· прыжки на одну ногу по VI позиции (нога сгибается в колене вперёд, носок вытянут);

· лёгкие прыжки по I позиции с отрыванием ноги вперёд (колено вытянуто), на месте и с продвижением вперёд;

· поклоны девочек и мальчиков - поклон дисциплинирует ребенка и приучает к правилам хорошего тона.

 

Азбука музыкального движения. Ритмика

Цель: Научить детей двигаться в такт музыке и перестраиваться. Привить детям театральные навыки, в виде работы над образными упражнениями. Основные понятия: музыка, темп, такт.

Задача: выполнение упражнения

Раздел включает в себя исполнение движений в различных темпах, определение характера музыки словами.

Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки, развивать чувство ритма. Следует развить умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, умение согласовывать музыку с движением.

Содержание раздела направлено на совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и воспринимать ритм). Практическое освоение понятия «мелодия и движение». Темп (быстро, медленно, умеренно).

Упражнения на развитие ориентации в пространстве.

· прослушивание простейших ритмических рисунков;

· ходьба: бодрая, маршеобразная, спокойная, умение пройти под музыку;

· бег (легкий, стремительный, широкий);

· танцевальный шаг (выворотное положение ноги, с носка на пятку);

· подскоки на месте и с продвижением вперед с вытянутой и сокращенной стопой.

· различие правой и левой руки, ноги, плеча;

· повороты вправо, влево;

· построения по линиям;

· построение в колонну по одному, в пары и обратно на месте и на шагах;

· перестроение из колонны в шеренгу и обратно;

· круг, сужение и расширение круга;

· свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, шеренгу или круг.

 

Элементы партерной гимнастики

Цель: развитие гибкости, эластичности и упругости тела.

Данный этап включает занятия аэробикой, партерной гимнастикой, а также:

- различные шаги (с носка, на полупальцах, на пятках, приставной шаг);

- бег (с высоким подниманием бедра, с захлестом);

- упражнения для различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, спины, живота, рук и ног);

- упражнения на координацию движений;

- полушпагат, шпагат;

- упражнения на гибкость («лодочка», «колечко», «кошечка»);

- упражнения на растяжку мыщц («бабочка», «лягушка» и др.).

 

Элементы народного танца

Цель: познакомить детей с видами народных танцев, рассказать о истории возникновения русского народного танца

Задачи:

- изучение базовых шагов русского народного танца;

- изучение позиций ног и рук в русском народном танце;

- изучение базовых движений русского народного танца.

Положения и движения рук в народном танце:

· положение на поясе – кулачком;

· смена ладошки на кулачок;

· переводы рук из одного положения в другое (в характере русского танца);

· хлопки в ладоши – двойные, тройные;

· руки перед грудью – «полочка»;

Движения ног:

· шаг с каблука в народном характере;

· простой шаг с притопом;

· притоп простой, двойной, тройной;

· поклон на месте с руками;

· поклон с продвижением вперед и отходом назад.

· шаги: бытовой, танцевальный, шаги на полупальцах, на пятках;

· подскоки вперёд и назад;

· галоп;

· лёгкий бег вперёд и назад, в повороте (в различных комбинациях с другими движениями).

 

Элементы эстрадного танца

Цель: Познакомить детей с особенностями танцевальных стилей, с движениями этих танцев. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика по ворота вправо и влево.

Задачи раздела заключаются в исполнении движений:

- исполнение движений на координацию;

- исполнение движений различных стилей;

- прыжки;

- шаг на носках;

- приставной шаг;

- высокий бег;

- легкие подскоки;

- перестроение из одного рисунка в другой;

- а также движения по кругу.

 

Индивидуальные занятия проводятся для тех воспитанников, которые:

- по каким либо причинам пропустили занятия по расписанию;

- для тех, кто испытывает затруднения в исполнении некоторых движений или элементов хореографии.

 

Итоговое занятие

Диагностика усвоения программного материала, физических возможностей детей (изменилась ли пластика ребенка в течении года).

На итоговом занятии проходит репетиция всех групп с целью проведения концертной деятельности.

 

 


 

Учебно-тематический план

Второго года обучения

    № Название раздела   Количество часов
Теория Практика Всего
  Вводное занятие      
  Упражнения для постановки корпуса, рук, ног и головы      
  Азбука музыкального движения. Ритмика: - определение характера музыки; - исполнение движений в различных темпах.      
  Элементы партерной гимнастики и аэробики: - различные шаги (с носка, на полупальцах, на пятках); - упражнения для укрепления различных групп мыщц (шеи, плечевого пояса, спины, живота, рук и ног); - упражнения на гибкость.        
  Танцевальные этюды и танцы. Прыжки      
  Элементы классического танца      
  Элементы эстрадного танца        
  Индивидуальные занятия      
  Итоговое занятие      
  Итого      

Содержание деятельности второго года обучения

Вводное занятие

Знакомство с новыми воспитанниками. Введение в программу. Входящая диагностика. Проведение инструктажа по правилам поведения на занятиях в танцевальном коллективе, по технике безопасности, противопожарной безопасности.

Целевая направленность: знакомство с содержанием программы обучения в этом году, знакомство с воспитанниками, определение работы в коллективе решение организационных вопросов, определение музыкальных и танцевальных данных новых и прежних воспитанников; знакомство с техникой безопасности на занятиях.

Форма работы: групповая

 

Упражнения для постановки корпуса, рук, ног и головы

Изучаются следующие разделы:

1. Осанка и ось корпуса.

2. Пояснично-крестцовый пояс.

3. Плечевой и грудной пояса.

4. Руки.

5. Стопы.

6. Releve (подъём на полупальцы) по VI позиции ног.

 

Азбука музыкального движения. Ритмика

Цель: Научить детей двигаться под музыку и перестраиваться. Привить детям театральные навыки, в виде работы над образными упражнениями. Основные понятия: музыка, темп, такт.

Раздел включает в себя изучение основных позиций рук и ног, а также движений эстрадного танца. Движения в различных темпах, определение характера музыки словами.

Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки, развивать чувство ритма. Следует развить умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, умение согласовывать музыку с движением.

Содержание раздела направлено на совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и воспринимать ритм). Практическое освоение понятия «мелодия и движение». Темп (быстро, медленно, умеренно).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: