Танграм или «семь умных дощечек».




Танграм или «семь умных дощечек».

Tangram or "seven clever plates".

Степанова Е. О.

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», Челябинск, Россия

В статье рассмотрен вопрос отанграме, как способе развития пространственного воображения и тенденции развития последнего уже в дошкольном возрасте. Исследовано название головоломки, история возникновения, суть и её правила, проанализированы результаты тестирования среди студентов дошкольного факультета.

Ключевые слова: танграм, пространственное воображение, история, Китай, головоломки, дошкольники, дошкольное образование, тенденции, пространственное мышление.

Keywords: tangram, spatial imagination, history, China, puzzles, preschool children, preschool education, tendencies, spatial thinking.

Уже в младшем школьном возрасте, начиная с 1 класса, учителями развивается пространственное воображение детей, например, по средством моделирования [4] или геометрических конструкторов. Среди педагогов детского сада мало кто задумывается о необходимости развития пространственного воображения дошколят, ведь в будущем, как мы все знаем, их ждёт та самая математика с входящим в неё курсом геометрии.

Воображение- это важный процесс психики человека (именно поэтому воображением и занимается наука психология), в субстрате которого заключается создание новых образов, отсюда следует, что именно воображение является основой такого непомерного вида мышления, как наглядно- образное. [6, c. 260] В системе познавательных процессов воображение занимает своё полноправное место между восприятием, мышлением и памятью, а также тесно связано с ними. [6, c. 261]

Пространственное воображение- это очень значимая для каждого человека способность, которая даёт её владельцу (именно владельцу, т.е. человеку, который ей владеет, в значении умеет пользоваться и развивает) множество преимуществ и дополнительных навыков. [2, с. 22] На необходимость развития пространственного воображения обращали внимание отечественные педагоги-геометры.Учеными подчеркивается важность развития пространственного воображения для успешной работы во многих областях человеческой практики: в творчестве ученого, на занятиях математической деятельностью, научно-техническим творчеством, в профессии учителя, актера, писателя, в декоративном и изобразительном искусстве, в процессе чтения художественного произведения (М.М. Бахтин, Л.И. Божович, И.А. Бреус, Н.В. Гончаренко, Е.А. Климов, A.M. Коршунов, В.Т. Кудрявцев, И.И. Лапшин, А.К. Маркова, Я.А. Пономарев, Б.М. Ребус, И.О. Якиманская и др.). [10, с.74] При этом многими исследователями процесса развития пространственного воображения отмечается трудность перехода от двумерных образов к трехмерным. [1, c. 3]

Одной из основных тенденций к развитию пространственного воображения уже в старшем дошкольном возрасте является, как бы банально это не звучало, прогресс, особенно научно- технический- основа цивилизации.Современный мир находится в состоянии постоянной модернизации во всех сферах жизни общества, а так же дополняется всё новыми и новыми элементами. Информационное пространство состоит из множества структур, что можно понять из определения данного понятий в словаре. [9]Оно столь исполинских размеров, что сопоставив нынешнее количество информации с количеством информации, которое было, например, лет 50 назад, что сравнительно ничтожно для истории, можно легко заметить, как колоссально оно выросло, а это значит, что каждому будущему поколению будет необходимо усваивать в разы больше информации и кроме того уметь ей пользоваться.

Отсюда вытекает следующая тенденция- с одной стороны, отмечается рост информиро­ванности детей, а с другой - снижение в целом качества знаний и умственного развития обучающихся в целом. [11] Для создания интеллектуальной личности нужен хороший фундамент, который закладывает, так называемое «умное детство», включающее в себя и дошкольный возраст. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения дошкольников.

Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания объективного мира. Для того, чтобы решить ту или иную задачу, надо не только осмыслить содержание, но и создать адекватный образ. А это функция воображения, в том числе и пространственного [8].

Что является лучшим способом развития воображения? Конечно же игры и головоломки. Последние вызывают большой интерес не только у детей, но и у взрослых. Это своего рода занимательное развлечение.

Особое место среди различного рода игр и развлечений занимают игры по составлению плоских изображений и предметов, животных, птиц, домов, кораблей и даже сюжетов (в более сложных версиях) из специальных наборов геометрических фигур. [5, c. 2] Такой игрой как раз являетсятанграм. (рис. 1)

Рис. 1. Плоское изображение кошки из набора геометрических фигур танграма

Танграм (七巧板, пининь- qī qiǎo bǎn)–головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура.

Китайское слово七巧板состоит из трёх иероглифов: 七,巧и板.

七 (qī)– иероглиф числа 7, который ассоциируется с мужской силой космогонии 阳,небом, огнём, громом, молнией и др. Перевернув этот иероглиф можно действительно заметить, что он похож на нашу цифру 7 с перекладиной. Относится к иероглифам с простыми мнемониками, т.е. просто запоминающимся.

巧(qīao)– иероглиф обозначающий наречие, прилагательное или существительное, имеющее множество значений сходными со словами «ум» и «мастерство», например, ловкий, превосходный, находчивый, точность, виртуозность, шедевр и др. Состоит из ключа 工(gōng) и графемы 丂(kǎo).

板(bǎn) – иероглиф, который в форме существительного имеет значения доска, дощечка, пластинка, плита и др. В своём составе имеет иероглифический ключ 木(mù)– дерево, древесина.

Таким образом, на китайском языке эта головоломка звучит примерно, как «ТсиТсьйао Пан» или «ЧиЧьйао Пан», имя «Танграм» (англ. Tangram), согласно Оксфордскому словарю, было дано этой головоломке в 19 веке, происхождение неизвестно. [7] В дословном переводе на русский Танграму можно дать название “Семь умных дощечек».

Танграм несложно сделать и самому, лучше всего использовать для этого картон или деревянную дощечку, схема проста и понятна (рис. 2), нужно вырезать большой квадрат, а затем разрезать его по линиям, оптимальный размер-10 на 10 или 15 на 15 сантиметров.

Рис.2. Схема построения танграма

При решении головоломки требуется соблюдать дваусловия:

1. Необходимо использовать все семь фигур танграма,

2. Фигуры не должны перекрываться между собой.

Эта игра пришла к нам из Китая, поэтому часто её зовут ещё и «китайской головоломкой». Зародилась она ещё в глубокой древности: около 4000 лет назад. Именно эта дата стоит у Кордемовского Б.А. и Котова А.Я. и у некоторых иностранных авторов. Это, вероятно, самая старая игра в мире- она даже старше, чем шахматы. Впрочем, на первых порах ею пользовались вовсе не для развлечения, а для обучения. Наши друзья китайцы с помощью этой игры обучали детей- может быть, и взрослых- науке геометрии. [5, c. 6] Первой известной древней книгой по этой головоломке является «Собрание фигур из семи частей» (Китай, 1803 год), напечатанная на рисовой бумаге, а значит примерные временные рамки появления этой игры датируются 18 -19 веком.

По самой распространённой версии появления этой головоломки, возможно, ведёт своё происхождение от яньцзиту (燕几圖) — вида мебели, появившегося во времена империи Сун. Как мебель яньцзиту претерпела некоторые изменения за время правления династии Мин, а в дальнейшем превратилась в набор деревянных фигурок для игры.

Многие китайские ученые считают, что корни танграма восходят к династии Сун (960-1127), когда Хуан Боси (1079-1118) изобрел набор прямоугольных столов и схемы их расстановки на банкете. (рис. 3) [3]

Рис. 3. Схема расстановки набора прямоугольных столов на банкете

Во время династии Мин (1368–1644) в 1617 году Джи Шан описал расположение на банкете столов треугольной формы. Со временем, в середине династии Цин (1644–1911) столы на банкетах имели форму известных нам ныне семи частей танграма (рис. 4).

Рис. 4. Столы в форме частей танграма

Для дошкольников танграм – это отличный урок при подготовке к школе. Воссоздание фигур- силуэтов способствует развитию у ребят зрительного воспроизводства, того или иного образа, развивает пространственное мышление и умственные способности, помогает видеть пропорции фигур, способствует лучшему пониманию школьной геометрии и черчения.

Для выяснения уровня знаний студентов ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ» дошкольного факультета о том, что такое танграм, откуда к нам пришло данное «чудо», какова суть этой головоломки и для чего же она собственного нужна, мной был подготовлен небольшой тест-опросник. В опросе участие принимали студенты от 17 до 23 лет.

1) Что такое танграм?

2) Каково происхождение танграма?

3) В чём его суть и для чего он нужен?

Проанализировав результаты опроса, можно сделать такой вывод: около 46 % опрошенных знают, что танграм- это игра / головоломка. Только 20 % из них смогли ответить, что танграм пришёл к нам из Китая и приблизительно столько же процентов человек, а именно- 18, знают о сути и предназначении танграма.

Таким образом, танграм- это отличный способ развития пространственного воображения у дошкольников,о котором, к сожалению, знают не многие. А ведь развитие пространственного воображения в дошкольном возрасте действительно имеет свои тенденции.

Пространственное воображение – это важный компонент психического развития человека, значимость которого неоднократно подчеркивали педагоги и психологи.Пространственные представления и пространственное воображение ребёнка являются предпосылками для формирования его пространственного мышления и обеспечиваются различными психическими процессами. Оно совершенствуется в ходе деятельности, которая должна стимулироваться и подкрепляться практически, т.е. иметь систему упражнений, которой может послужить именно танграм.

Библиографический список

1. Варламова Л. Ф. Развитие пространственного воображения будущих инженеров в учебном процессе[Текст]:автореф, дис.... канд. педагогич. наук: 13.00.01 /Л.Ф.Варламова. – Якутск, 2010. – 25 с.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-пресс, 1996. - 98с.

3. Драко, М. В. Китайский танграм. Магический круг. Вьетнамская игра: Игры-головоломки. — Попурри, 2009. — 56 с.

4. Захарова Е. А. Формирование пространственного воображения посредством моделирования у детей младшего школьного возраста: автореф, дис.... канд. педагогич. наук: 13.00.01 [Текст] /Е.А.Захарова. – Якутск, 2003. – 18 с.

5. Кожевин Е.М. Головоломки (развитие пространственного воображения)[Текст]. Челябинск. – с. 64.

6. Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Кн. 1. Общие основы психологии. [Текст] -М.: Владос, 2005- 687 с.

7. Оксфордские словари. EnglishOxfordLivingDictionaries[Электронныйресурс]. – Режим доступа:https://en.oxforddictionaries.com/definition/tangram.

8. Саламатова Г.И. Воображение как компонент творчества при изучении математики [Текст] // Начальная школа + до и после, 2004, № 9, с. 47-48

9. Служба тематических толковых словарей. GlossaryCommander. [Электронный ресурс] // glossary.ru. Информационное пространство – Режим доступа: https://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RIt(uwsg.outt:l!vwuxywgtxyig.

10. Старостина А.Н. Основы развития пространственного воображения как необходимого условия для изучения графических дисциплин [Текст] // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики, 2016. – № 3(8). – с. 73- 78.

11. Студенческая онлайн библиотека.StoodBooks[Электронный ресурс]. / Педагогика. Моделирование в развитии математических представлений дошкольников. – Режим доступа: https://studbooks.net/1952914/pedagogika/vvedenie.

 

 

Сведения об авторах

Степанова Екатерина Олеговна – студент 1 курса факультета дошкольного образования ФГБОУ ВО «Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета» 191 группы Д.О. Китайский язык.winchesterkate98@mail.ru.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: