МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
Учреждение высшего образования
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Институт управления, экономики и финансов
УТВЕРЖДАЮ Проректор по образовательной деятельности КФУ ___________________ Д.А. Таюрский «____» ____________ 20___ г. МП |
Кафедра управленческого учета и контроллинга
Кафедра финансового учета
Методическая разработка
По дисциплине «Бухгалтерский учет»
Для проведения семинарских и практических занятий
Направление 38.03.01 - Экономика
Квалификация выпускника Бакалавр
Форма обучения: очное
Язык обучения: русский
Утверждено:
Заведующий кафедрой управленческого учета и контроллинга д.э.н., проф. Р.Г. Каспина
Протокол заседания кафедры № от «__ » __________ 2017 г.
Заведующий кафедрой финансового учета д.э.н., проф. Л.И. Куликова
Протокол заседания кафедры № ___ от «___» _________ 2017 г.
Учебно-методическая комиссия института управления, экономики и финансов
Протокол заседания УМК №___от «____»_____________201___г.)
Казань 2017
Учебно-методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО
Авторы: д.э.н., доц. Шигаев А.И. к.э.н., доц. Ерина Т.В.
к.э.н.доц. Маркарьян С.Э.
к.э.н., ст. преп. Азмитов Р.Р.
к.э.н., ст.преп. Безвидная О.С.
к.э.н., ст.преп. Лопухова Н.В.
асс. Спирягина Н.С.
Рецензенты:
Введение
Учебно-методическая разработка составлена в соответствии с программой дисциплины «Бухгалтерский учет», предназначена для семинарских и практических занятий студентов 2 курса дневного отделения.
|
Учебно-методическая разработка способствует системному изучению дисциплины «Бухгалтерский учет» и включает: вопросы для обсуждения, контрольные вопросы, практические задания для аудиторной работы студентов, список литературы.
Семинарские занятия по изучаемой дисциплине проводятся с целью изучения студентами теоретических вопросов, связанных с пониманием сущности, задач и функций бухгалтерского учета, его основополагающих принципов, и освоения содержания основных нормативных документов по бухгалтерскому учету. Уровень усвоения студентами теоретического материала проверяется посредством опроса по основным вопросам темы.
Контрольные вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы предназначены для проверки качества усвоения лекционного материала и материала, изученного студентами самостоятельно по рекомендуемой основной и дополнительной литературе. Практические задачи по материалам условного предприятия помогут студентам приобрести навыки работы с различными учетными измерителями, систематизацией и обработкой учетной информации. Задания в виде хозяйственных ситуаций направлены на развитие логического мышления, предоставляют возможность студентам сформулировать и высказать самостоятельные суждения и являются достаточно эффективным способом закрепления полученных теоретических знаний.
В учебных целях в заданиях предусмотрены упрощенные формы учетных регистров, используются условные реквизиты и цифровые данные.
Тема 1. Бухгалтерский учет как наука и функция хозяйственного управления.
|
(1 занятие)
Семинар в интерактивной форме
Семинар проводится в форме круглого стола с целью обсуждения сущности и видов бухгалтерского учета, а также действующей законодательной базы по бухгалтерскому учету.
Вопросы для обсуждения
1. Место и роль системы бухгалтерского учета в управлении организацией.
2. Сущность и задачи бухгалтерского учета.
3. Пользователи бухгалтерской информации.
4. Нормативное регулирование бухгалтерского учета.
5. Сфера действия Федерального закона «О бухгалтерском учете».
6. От Луки Пачоли к интегрированной отчетности.
При подготовке к обсуждению студентам рекомендуется изучить следующие вопросы:
1. Понятие хозяйственного учета.
2. Причины возникновения и развития хозяйственного учета.
3. Роль каждого вида хозяйственного учета в системе управления экономическим субъектом.
4. Основные измерители, применяемые в хозяйственном учете.
5. Определение и основные объекты бухгалтерского учета.
6. Предпосылки возникновения бухгалтерского учета.
7. Связи между различными видами учета.
8. Дискретный и перманентный бухгалтерский учет.
9. Статический, динамический и актуарный бухгалтерский учет.
10. Цели и задачи бухгалтерского учета в их историческом развитии и современной экономике.
11. Принципы бухгалтерского учета.
12. Основные пользователи бухгалтерской информации.
13. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ и за рубежом. ПБУ и МСФО.
14. Сфера применения ФЗ РФ «О бухгалтерском учете».
15. Основные отличия финансового и управленческого учета.
|
16. Возникновение бухгалтерской профессии.
17. Содержание девиза на гербе бухгалтеров «Наука, доверие, независимость».
18. Этические основы профессиональной деятельности в области бухгалтерского учета.
19. Варианты организации учетной работы на предприятии.
20. Коммерческая тайна и публичность в бухгалтерском учете.
По каждому вопросу для в ходе семинара преподаватель назначает одного выступающего из числа присутствующих студентов. Затем проводится обсуждение, в ходе которого студенты имеют возможность сделать дополнения и уточнения, а также задать вопросы.
Работа студентов на семинаре оценивается преподавателем исходя из их активности. Оцениваются студенты-докладчики, а также студенты, выступившие с дополнениями, уточнениями и вопросами в зависимости от качества вопросов и ответов.
Контрольные вопросы
1. Понятие и виды хозяйственного учета.
2. Основные измерители, применяемые в хозяйственном учете.
3. Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета.
4. Подсистемы бухгалтерского учета.
5. Пользователи бухгалтерской информации.
6. Нормативное регулирование бухгалтерского учета.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Бухгалтерский учет – это:
– система быстрого, своевременного отражения хозяйственных процессов с целью воздействия на них
– формирование документированной систематизированной информации об объектах и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности
– система количественного и качественного отражения массовых явлений и хозяйственных операций
2. Предметом бухгалтерского учета является:
– кругооборот активов, изменения в источниках их формирования
– отражение состояния и использования активов в процессе их кругооборота
– контроль за использованием активов
– состояние и движение активов, источники их формирования и результаты деятельности хозяйствующего субъекта
3. Объектами бухгалтерского учета в организациях являются:
– активы
– обязательства
– доходы и расходы
– активы, обязательства, доходы и расходы
4. Принцип непрерывности заключается в том, что
– все факты хозяйственной деятельности должны регистрироваться
– все факты хозяйственной деятельности должны быть соотнесены с соответствующими отчетными периодами
– предприятие должно функционировать в течение длительного периода времени
– данные бухгалтерского учета представляют собой единую систему, созданную в интересах эффективного управления предприятием
5. Факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Назовите принцип бухгалтерского учета:
– принцип имущественной обособленности
– принцип осмотрительности (консерватизма)
– принцип своевременной регистрации фактов хозяйственной деятельности
– принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности
6. Для учета товарно-материальных ценностей используются измерители:
– трудовой
– натуральный
– стоимостной
– натуральный и стоимостной
7. Выберите правильные ответы (3). С помощью трудовых измерителей рассчитывают
– количество материальных ценностей
– производительность труда
– обобщающие показатели
– оплату труда
– нормы выработки
– оценочные показатели
8. Сводную информацию об объектах бухгалтерского учета получают с помощью измерителей:
– натуральных
– трудовых
– денежных
9. Налоговая инспекция относится к внешним пользователям бухгалтерской информации
– с прямым финансовым интересом
– с косвенным финансовым интересом
10. Выберите правильные ответы (3). К особенностям бухгалтерского учета относят
– быстроту получения информации
– использование специальных методов сбора и обработки информации
– отсутствие специальной службы
– применение денежного измерителя
– документирование всех хозяйственных операций
– применение его в рамках отрасли
Рекомендуемая литература:
1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон РФ от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ ст. 1-4, 20-28