Внешняя торговля России с некоторыми




ВВЕДЕНИЕ

В начале XXI века внешнеэкономические связи России пережи­вают сложный период глубоких качественных преобразований, связан­ных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в си­стему мирохозяйственных отношений.

Изучение и творческое осмысливание процессов и тенденций, харак­теризующих внешнеэкономическое развитие нашей страны на этом пере­ломном этапе, составляют важную задачу экономической науки. Анализ этих процессов предполагает широкий и комплексный подход к оценке многих явлений современности, возникающих как в мировом хозяйстве и международных отношениях, так и внутри страны, связанных с измене­ниями в состоянии отечественной экономики и перспективами ее развития.

Эти явления, бесспорно, многообразны. Среди них наиболее актуальным сегодня представляется процесс вхождения России в постоянно развивающуюся мировую экономику при сохранении своейнациональной безопасности и наращивании конкурентоспособности своей продукции, как на международном, так и на внутреннем рынках. Не менее важно также предвидеть, как те или иные варианты развития событий могут повлиять на место России в будущем многополюсном мире, стремясь к реализации наиболее предпочтительного для нас варианта.

Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы показать и понять значимость внешнеэкономических связей для нашей страны. Объектом исследования в данной курсовой будет внешнеэкономическая деятельность России с Германией. Результатом курсовой можно будет считать подведение общей оценки внешнеэкономической деятельности РФ по отношению к Германии и прогнозирование их дальнейшего развития.

 

1.ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ

 

В экспорте России преобладают товары, отличающиеся низкой ценовой эластичностью (т. е. спрос на них слабо меняется при изменении цен), неустойчивостью ценовой ди­намики, наличием — в долгосрочном плане - тенденции к понижению цен и довольно медленными темпами расши­рения спроса. К тому же рынки некоторых таких товаров не являются свободными. Так, рынок нефти и нефтепродуктов находится под контролем стран ОПЕК, рынок черных ме­таллов уже давно регулируется крупнейшими западными странами (с помощью квот и антидемпинговых мер), сбыт природного газа ограничивается наличием и проводимостью трубопроводной сети.

Ничтожен удельный вес в российском экспорте машин и оборудования, являющихся по всем параметрам самой перспективной категорией товаров в мировой торговле (осо­бенно это относится к высокотехнологичной продукции, которой в экспорте РФ, если не считать военной техники, почти нет). Доля машин и оборудования в экспорте Рос­сии примерно в 5 раз ниже, чем в экспорте «средней» высокоразвитой западной страны, и в 2—2,5 раза ниже ана­логичного показателя в развивающихся странах.

В импорте России слишком большое место занимают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, спрос на которые остается высоким даже в условиях повы­шения цен и падения доходов населения. При данном со­стоянии сферы материального производства Россия попала в значительную зависимость от зарубежных поставок и по многим простейшим промышленным товарам, не говоря уже о высокотехнологичной, наукоемкой продукции.

В географической структуре внешней торговли сохраня­ется тенденция к ослаблению роли стран СНГ (табл. 1),

 

Таблица 1[1]

Доля стран СНГ в объеме внешней торговле России в 1998-2005 г., %

 

Доля                
В товарообороте 17.8 25,8 23,8 22.8 23.7 22,3 21,6 19.1
В экспорте 20,9 25.7 21,5 19,1 19,9 20,8 20.6 16,1
В импорте 13,9 25.9 26,8 27.6 28.6 24,1 23,0 24.3

 

 

действующая вопреки особому режиму торговли, существу­ющему в рамках Содружества. Емкость рынков и платеже­способность партнеров по СНГ сейчас невелики, а их возможности участия в производственной кооперации, осо­бенно если речь идет о создании высокотехнологичной про­дукции, в настоящее время ограниченны. Удельный вес стран Содружества во всем российском товарообороте в 2004г. понизился до самого низкого за последние 6 лет уровня. Их доля в экспорте РФ также упала, доля в импор­те - за счет продовольственных товаров и некоторых видов сырья - немного повысилась.

Состав основных торговых партнеров России в 2006г. не изменился. В десятку первых входят Германия, США, Украина, Белоруссия, Италия, Китай, Нидерланды, Швей­цария, Великобритания и Финляндия. Но надо оговорить­ся, что данные о торговле по странам даются Госу­дарственным таможенным комитетом (ГТК) и Росстатом без учета официально не регистрируемой торговли, что силь­но сказывается на показателях развития торговли (особен­но импорта) с некоторыми из стран. С учетом этой торговли в десятку крупнейших торговых партнеров России, вполне возможно, вошли бы Польша и Турция.

В январе-феврале 2006г. внешнеторговый оборот России составил по данным Банка России 62,0 млрд.долларов США (135,1% к январю-февралю 2005г.), в том числе экспорт - 43,1 млрд.долларов (141,7%), импорт - 18,9 млрд.долларов (122,2%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 24,2 млрд.долларов США (в январе-феврале 2005г. - 14,9 млрд.долларов).[2]

 

 

 

В товарной структуре внешней торговли также никаких принципиальных изменений за последнее время не произошло. Зна­чительное повышение экспортных цен и доходности экс­портных операций почти не сказалось на объемах поставок за границу целого ряда ключевых товаров российского экспорта.

2. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ, КАК ГЛАВНАЯ ФОРМА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ.

 

2.1. Внешняя торговля России в середине 90-х

 

В 90-е годы торгово-экономическое сотрудничество России ус­пешно развивалось и в целом характеризовалось устойчивым еже­годным ростом его объемов. Одна­ко азиатский финансово-экономи­ческий кризис, в результате кото­рого существенно упали цены на основные товары российского экс­порта, прежде всего энергоносители, а также кризис российской финансовой системы в августе 1998 г. ухудшили эти показатели.

В 1999 г. по оценке министра торговли РФ М.Е. Фрадкова, вы­сказанной им на заседании колле­гии Минторга РФ в конце февра­ля 2000 г., развитие внешнеэко­номических связей России проис­ходило в достаточно сложных ус­ловиях и характеризовалось про­тиворечивыми тенденциями. Оно было направлено на стабилизацию социально-экономического поло­жения в стране, поддержку реаль­ного сектора экономики, создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей на­селения.

Поступления от внешнеторго­вой деятельности (тарифы, НДС, акцизы) составляют около трети налоговых доходов федерального бюджета. Положительное сальдо торгового баланса России состав­ляет порядка 20 % ВВП страны и способствует улучшению структу­ры ее платежного баланса.

В 1999 г. внешнеторговый обо­рот России (без учета неорганизо­ванной торговли) составил 103,9 млрд. долларов[3], что на 11 % ниже показателей 1998г.

Неблагоприятная для России конъюнктура цен и элементы дез­организации экспортно-импортных операций, сохранявшиеся и в первом полугодии 1999 г., приве­ли к резкому сокращению внешнеторгового оборота в этот период (на 26 %). Однако в дальнейшем обстановку удалось стабилизиро­вать. Как экспортеры, так и им­портеры заработали в нормальном режиме, что в сочетании с начав­шимся ростом цен на мировом рынке энергоносителей позволило во втором полугодии 1999 г. перейти к устойчивому росту товарооборота (по сравнению с I полугодием 1999 г. - на 23 %, а со II полугодием 1998 г. - на 7 %).

Основной удельный вес во внешнеторговом обороте России занимают страны ЕС (34 %).

1998 г. стал первым годом реали­зации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Сформированы и приступи­ли к работе предусмотренные этим Соглашением двусторонние органы - Совет сотрудничества, Комитет сотрудничества и Коми­тет парламентского сотрудничест­ва. Было заключено Соглашение о торговле текстильными изделия­ми, предусматривающее полную отмену количественных ограниче­ний в торговле данным товаром, а также Соглашение о междуна­родных стандартах на гуманный отлов диких животных.

На долю государств АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского эконо­мического сотрудничества) и стран Центральной и Восточной Европы приходится соответствен­но 17 % и 13 %.

В 1999 г. доля государств дальнего зарубежья составила 82 % (1998 г. – 78 %), а доля стран СНГ – 18 % (в 1998 г. – 22 %).

В 1999 г. российский экспорт составил 73,0 млрд. долларов (в стоимостном выражении он уве­личился по сравнению с 1998 г. на 0,5 %, а его физический объем - на 10 %).

Произошедшее наращивание физических объемов поставок только частично компенсировало снижение цен на товары россий­ского экспорта, что обусловило увеличение стоимостных объемов экспорта только на 0,5 %, несмот­ря на то, что во второй половине 1999 г. на мировом рынке сложи­лась благоприятная конъюнктура по сырьевым товарам, составляю­щим основу российского экспорта (выросли цены на энергоресурсы и цветные металлы, на целлюлозно-бумажную продукцию и про­дукцию химической промышлен­ности).

Рост физического объема экс­порта оказал позитивное влияние на стабилизацию производства ря­да отраслей российской экономи­ки, ориентированных на внешний рынок. Улучшилась ситуация прежде всего в топливно-сырьевых отраслях. На фоне стабили­зации доли продукции, отгружае­мой на экспорт отраслями ТЭК, заметно усилилась экспортная ориентация лесной, целлюлозно-бумажной промышленности.

В то же время произошло со­кращение на 4 % экспортных по­ставок продукции российского машиностроения (7,8 млрд. долла­ров). Доля машин, оборудования и транспортных средств в экспор­те составила 11 % и сохранилась на уровне 1998 г.

В 1999 г. по сравнению с 1998 г. объемы импорта без учета неорга­низованной торговли сократились на 30 % и составили 30,9 млрд. долларов. Его физический объем уменьшился на 13 %. Основным фактором падения объемов рос­сийского импорта было продолжа­ющееся сокращение платежеспо­собного спроса населения и инве­стиционных возможностей россий­ских предприятий, а также пере­ориентация импорта на ввоз бо­лее дешевых товаров. Цены по импортным закупкам упали на 19 %. В известной степени сокра­щению импорта способствовало развитие процессов импортозамещения.

Вместе с тем, несмотря на преобладание понижательных тен­денций в динамике импорта, с сентября 1999 г. наблюдалось не­которое увеличение его стоимост­ных объемов, что объясняется, в первую очередь, постепенным вос­становлением потребительского и инвестиционного платежеспособ­ного спроса.

Наряду с развитием внешне­торгового комплекса страны пра­вительством особое внимание уделялось либерализации инвестици­онного режима в России, созда­нию благоприятной инвестиционной среды, привлекательной как для отечественного, так и для иностранного капитала.

В соответствии с действующим инвестиционным законодательст­вом иностранные предпринимате­ли имеют возможность осуществ­лять свою деятельность на усло­виях национального режима.

В ряде случаев инвесторам предоставляются даже лучшие ус­ловия, чем национальным. Так, при создании предприятия не взи­маются таможенные пошлины на имущество, ввозимое на террито­рию России в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями.

Для предприятий с иностран­ными инвестициями в первые че­тыре года работы установлен льготный налоговый режим.

Иностранным инвесторам га­рантируется репатриация прибы­ли. Российское земельное законодательство не содержит различий в порядке приобретения и пользо­вания приватизированными участ­ками земли для российских и иностранных инвесторов.

Емкость российского рынка, объем природных ресурсов, имею­щийся производственный потенци­ал в условиях ограниченности в настоящее время собственных средств создают взаимную заинтересованность и открывают значи­тельные возможности для осуще­ствления капиталовложений в российскую экономику.

 

2.2 Стратегическое направление внешнеэкономической политики

 

Стратегическим направлением внешнеэкономической политики РФ является дальнейшая интеграция России в мировое экономиче­ское сообщество в целях макси­мального использования внешне­экономических связей для реали­зации долгосрочной структурной перестройки российской экономи­ки. Однако в современной системе мирохозяйственных связей Россия участвует пока в основном за счет расширения торговли товара­ми, преимущественно сырьем и материалами. Россия слабо вовле­чена в международную коопера­цию производства, торговлю услу­гами, международную миграцию капитала в форме прямых инве­стиций, а также в межстрановый научно-технический и информа­ционный обмен.

Экономика Рос­сии оказалась зависимой от экс­порта узкого круга товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта мно­гих потребительских товаров. Степень ее открытости на опреде­ленном этапе перестала соответст­вовать внутренним возможностям страны, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней.

В этой связи для решения за­дач по стабилизации роста наци­ональной экономики с учетом тенденций развития мировой эко­номики и торговли, а также обес­печения равноправной интеграции России в мировую экономику не­обходимо обеспечить реализацию, следующих основных целей:

· повышение конкурентоспо­собности российской экономики;

· сохранение позиций России на мировых товарных рынках (сырье, материалы, комплектное оборудование, вооружение и воен­ная техника), а также дальней­шее расширение экспорта готовых изделий и услуг;

· обеспечение равноправных условий доступа российских това­ров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутрен­него рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практи­кой международных экономиче­ских отношений;

· проведение таможенно-тарифной политики, способствую­щей созданию благоприятных ус­ловий для расширения националь­ного производства и повышения его конкурентоспособности, не ухудшающей при этом условий конкуренции на внутреннем рын­ке;

· сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли пу­тем создания более благоприятных экономических условий в России, а также ужесточения контроля за осуществлением экс­портно-импортных операций, включая валютный и таможенный контроль, пресечение контрабанд­ного ввоза товаров.[4]

 

Присоединение России к Все­мирной торговой организации (ВТО) позволит более эффектив­но содействовать развитию экс­портных возможностей российских производителей, создаст условия для продвижения на зарубежные рынки отечественных товаров с более высокой степенью переработки, что позволит облагородить структуру российского экспорта, обеспечит улучшение доступа рос­сийских товаров и услуг на зару­бежные рынки и увеличит сте­пень защищенности отечествен­ных производителей на россий­ском и зарубежном рынках.

Установленный в России внеш­неторговый режим, либерализован до уровня промышленно развитых стран с устоявшимися рыночными отношениями. Это позволяет со­здавать на внутреннем, рынке конкурентную среду, обеспечивать его наполнение товарами и услу­гами, объем которых способен удовлетворить потребности, как производственного сектора, так и населения. В то же время следу­ет отметить, что наши торговые партнеры не всегда готовы от­крыть свои рынки для российских товаров, применяя ограничитель­ные меры и тем самым нарушая принцип взаимности в торгово-экономических отношениях.

В настоящее время ограничитель­ные меры (главным образом анти­демпинговые пошлины и угрозы при­менения таковых) по отношению к российским товарам используют ЕС и еще 11 стран (США, Канада, Тур­ция, Индия и др.).

В этой связи ведется постоян­ная работа по устранению искус­ственных барьеров, сдерживаю­щих экспорт российских товаров, путем урегулирования торговых споров. В частности, в 1998 г. было урегулировано 7 таких споров, в том числе по экспорту титано­вой губки, кованого титана, капролактама и вольфрама.

 

 

3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ

 

На объемы, структуру и региональное распределение российского экспортно-импортного обмена заметное влияние оказали меры государства по регулированию внешней торговли. В целом его основные направления отвечают задачам российской экономики и внешней торговли, проведению начатых реформ.

Однако есть и негативные стороны – недоработанность многих аспектов

нормативно-правовой базы, непоследовательность и поспешность в принятии отдельных решений. Но работа в этом направлении идет. Примером может служить изданный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".

Отношения РФ с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров России.

В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями. В настоящее время торговая политика России осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (экспортные и импортные таможенные тарифы) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности. Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти.

Экспорт и импорт осуществляются без количественных ограничений. Количественные ограничения вводятся в исключительных целях:

1) обеспечения национальной безопасности РФ;

2) выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;

3) защиты внутреннего рынка РФ.[5]

 

В целях защиты национальных интересов действует система экспортного контроля.

Существуют технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования в отношении ввозимых товаров, контроль за их качеством. Предусматриваются защитные меры в отношении импорта товаров, наиболее яркое проявление которых мы видим в растущих импортных пошлинах. В настоящее время Правительство России уделяет большое внимание проекту Федеральной программы развития экспорта России, основной целью которой является увеличение стоимостного объема российского экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоёмких товаров, технологий.

 

4. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГЕРМАНИИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

ФРГ по праву называют одним из «локомотивов» мировой экономики. По уровню мирового развития, величине экономического потенциала, доле в мировом производстве, степени вовлеченности в международное разделение труда и другим важнейшим критериям она относится к числу наиболее высокоразвитых государств мира, входит в «большую восьмерку».

ФРГ - наиболее мощная промышленная держава Западной Европы. ФРГ тесно связана с мировым хозяйством. Она мало уступает США – крупнейшей торговой державе мира – по объему внешней торговли, хотя ее экономический потенциал почти втрое меньше. Доля ФРГ в мировом экспорте составила в 2002 году 10%, а по величине внешнеторгового оборота Германия находится на втором месте в мире после США. Она является также одним из крупнейших экспортеров и импортеров капитала.

По качественным характеристикам национальной экономики (уровень производительности труда, капиталоснащенность и наукоемкость производства и др.) ФРГ также занимает одно из первых мест в мировом хозяйстве.[6]

Основой внешнеэкономической политики ФРГ является развитие экономических связей с ее главными внешнеэкономическими партнерами: ЕС, США и Японией. Большое внимание уделяется расширению присутствия немецких фирм на рынках стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, юга Африканского континента, Восточной и Центральной Европы. Первостепенное значение придается укреплению ЕС, в котором Германия занимает ключевое место.

Товарная структуравнешней торговли ФРГ характеризуется высоким удельным весом готовой промышленной продукции (свыше 90% всего объема товарооборота – по стоимости). Товарная структура германского экспорта сложилась уже в 60-х гг. и оставалась с того времени относительно стабильной. Ведущие позиции в экспорте занимают инвестиционные промышленные товары, главным образом, машины и оборудование (2000 г. – свыше 56%), промышленное сырье и полуфабрикаты (свыше 22,4%), промышленные товары широкого потребления (около 11%). ФРГ занимает четвертое место в мире по экспорту сельскохозяйственных товаров и продуктов питания (после США, Франции и Нидерландов).

Стимулированию германского экспорта способствует развитая система финансирования и страхования внешнеэкономической деятельности.

Высокая конкурентоспособность германской промышленности на мировых рынках обеспечивается, как правило, за счет преимуществ в ее неценовых параметрах, в частности, преимуществ в качестве и техническом уровне продукции, отличном сервисе, сроках поставок, которые четко соблюдаются и др.

В общем объеме импорта ФРГ основная доля приходится на готовые промышленные изделия и полуфабрикаты (2000 г. – около 70% и около 10% соответственно), сырье (5%), в частности, автомобили, подъемно-транспортные средства, электротехнические изделия, энергоносители, цветные металлы, стальной прокат, минеральное сырье, текстиль, одежда. В основном за счет импорта обеспечивается удовлетворение потребностей Германии в первичных энергоносителях. ФРГ является импортером товаров высокой технологии.[7]

ФРГ является одним из крупнейших в мире экспортеров капитала. Экспорт капитала из Германии был официально разрешен в 1952 г. с начала 90-х гг. иностранные капиталовложения в экономику ФРГ по объемам превышают средствами, вкладываемые немецкими фирмами и банками за рубежом. За период 1990-2001 гг. общий объем накопленных немецких зарубежных инвестиций составил 15640, млрд. немецких марок, тогда как совокупные иностранные капиталовложения в экономику страны достигли соответственно 1758,4 млрд. немецких марок.

Обратную тенденцию имеет динамика прямых инвестиций. За период 1990-1997 гг. прямые совокупные частные капиталовложения немецких предприятий за рубежом достигли 309,4 млрд. немецких марок (нетто), тогда как прямые иностранные вложения в экономику ФРГ составили только 35,2 млрд. немецких марок.

Главные инвесторы ФРГ – кредитные институты, инвестиционные и страховые компании. В производственном секторе наибольшая инвестиционная активность наблюдается в химической промышленности и автомобилестроении. Правительство ФРГ предоставляет гарантии для прямых инвестиций германских компаний за рубежом.[8]

Слабая заинтересованность иностранных инвесторов объясняется, в частности, самыми высокими в мире издержками на оплату труда в ФРГ, высокими налогами и высоким уровнем требований по охране окружающей среды. Вместе с тем экономическая и политическая стабильность в ФРГ, правовая защищенность экономических субъектов, устойчивая валютно-финансовая система, емкий внутренний рынок, наличие передовых технологий и высококвалифицированной рабочей силы делают страну привлекательной для притока иностранного капитала.

 

Организация и проведение ярмарок - одна из ведущих отраслей сферы услуг в германской экономике. По проведению международных ярмарок Германия занимает 1-е место в мире. Почти две трети ведущих международных ярмарок в отдельных отраслях проходят в Германии.

5 из 10 крупнейших в мире по обороту ярмарок расположены в Германии. Экспоненты и посетители ежегодно расходуют на участие в ярмарках около 10 млрд. евро. Общий народохозяйственный эффект от проведения ярмарок составляет 23 млрд. евро. Благодаря этому обеспечиваются около 250.000 рабочих мест.

В год проводятся около 140 надрегиональных ярмарок и выставок, в которых участвуют 160.000 экспонентов, 9-10 млн. посетителей, общая площадь стендов составляет 6,5 млн. кв. метров.

Важнейший плюс германских ярмарок - их международный характер. Почти 50 проц. экспонентов приезжают из-за рубежа, треть из них из неевропейских стран. Среди посетителей международных ярмарок около 20 проц. прибывают из-за рубежа, в свою очередь из них примерно пятая часть - из неевропейских стран.

 

5. ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ ГЕРМАНИИ С РОССИЕЙ

 

Регионально-географическая структура товарообмена России, его количественные показатели в определенной мере зависят от внешнеэкономических отношений с промышленно развитыми странами. С 1972 г. ФРГ остается крупнейшим торговым партнером бывшего СССР, а теперь–России.

 

 

Таблица[9]

 

Внешняя торговля России с некоторыми



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: