Программа подготовки к обучению чтению детей 4-6 лет
«ЧИТАЙ-КА»
Пояснительная записка
Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умения элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.). Программа стимулирует развитие любознательности.
Умственное воспитание в программе организованно на принципах коммуникативно-познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием.
Серьезное внимание в контексте решения задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию устной речи.
Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению речевой системой языка, его лексикой и грамматическим строем, разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты.
В группе детей 4-5 лет особое место занимают развитие фонематического слуха и дальнейшее совершенствование связной речи, знакомство с буквами, основы навыка звукового анализа слов. В группе детей 5-6 лет активно осуществляется работа по освоению основ грамоты (знакомство с буквами, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, составлении из звуков – слов, из слов – предложений, навык чтения, навык «печатанья» букв в тетради в крупную клетку).
Цель программы.
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Для достижения елей программы первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит расти им общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
- креативность (творческая организация) процесса обучения;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- обеспечение развития ребенка в процессе обучения.
Задачи программы.
Обучающие:
Учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей. Готовить детей к обучения грамоте (развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа речи).
Развивающие:
Развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться. Развивать способность к анализу и синтезу, самоконтролю при выполнении работ.
Воспитательные:
Воспитывать патриотические и интернациональные чувства. Воспитывать трудолюбие, организованность, уважение к старшим, дисциплинированность, умение оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать деятельность сверстников.
Возраст обучающихся.
Программа рассчитана на детей от 4 до 6 лет. Две возрастные группы: 4-5 и 5-6 лет.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на реализацию в течение учебного года с 1 сентября по 31 мая.
Форма занятий.
Данная программа рассчитана на проведение подгрупповых занятий (подгруппами до 10 детей).
Методы обучения.
Программа предусматривает использование различных методов обучения: словесно-логических, наглядных, наглядно-действенных.
Режим занятий.
Данная программа рассчитана на проведение 2 занятий в неделю (8 занятий в месяц) по 40-45 минут (академический час). 72 занятия в учебный год.
Способы определения результативности работы (диагностика).
Контрольные (обобщающие) проверочные занятия. Открытые занятия.
Тематический план. Дети 4-5 лет.
| № | Тема |
| 1. | Знакомство. Правила поведения на занятии. |
| 2. | Неречевые звуки и их дифференциация |
| 3. | Звук и буква А. |
| 4. | Звук и буква У |
| 5. | Дифференциация звуков А и У |
| 6. | Слияние звуков А и У |
| 7. | Звук и буква И |
| 8. | Дифференциация и слияние звуков А,У,И |
| 9. | Звук и буква О |
| 10. | Дифференциация и слияние звуков А,У,И,О |
| 11. | Звук и буква Т |
| 12. | Дифференциация и слияние звуков А,У,И, О,Т в обратных слогах |
| 13. | Дифференциация и слияние звуков А,У,И, О,Т в прямых слогах |
| 14. | Звук и буква П |
| 15. | Дифференциация и слияние звуков А,У,И, О,П в обратных слогах |
| 16. | Дифференциация и слияние звуков А,У,И, О,П в прямых слогах |
| 17. | Чтение коротких слов с пройденными звуками |
| 18. | Дифференциация звуков Т, П |
| 19. | Звук и буква Н |
| 20. | Дифференциация и слияние звуков А,У,И, О,Н в слогах |
| 21. | Чтение коротких слов с пройденными звуками |
| 22. | Звук и буква М |
| 23. | Дифференциация и слияние звуков А,У,И, О,М в слогах |
| 24. | Чтение коротких слов с пройденными звуками |
| 25. | Звук и буква К |
| 26. | Дифференциация и слияние звуков А,У,И, О,К в слогах |
| 27. | Чтение коротких слов с пройденными звуками |
| 28. | Обобщающее занятие |
| 29. | Звук и буква Б |
| 30. | Дифференциация и слияние звуков А,У,И, О,Б в слогах |
| 31. | Чтение коротких слов с пройденными звуками |
| 32. | Звук и буква Д |
| 33. | Дифференциация и слияние звуков А,У,И, О,Д в слогах |
| 34. | Чтение коротких слов с пройденными звуками |
| 35. | Звук и буква Г |
| 36. | Дифференциация и слияние звуков А,У,И, О,Г в слогах |
| 37. | Чтение коротких слов с пройденными звуками |
| 38. | Звук и буква Ф |
| 39. | Дифференциация и слияние звуков А,У,И, О,Ф в слогах |
| 40. | Чтение коротких слов с пройденными звуками |
| 41. | Звук и буква В |
| 42. | Дифференциация и слияние звуков А,У,И, О,В в слогах |
| 43. | Чтение коротких слов с пройденными звуками |
| 44. | Звук и буква Х |
| 45. | Дифференциация и слияние звуков А,У,И, О,Х в слогах |
| 46. | Чтение коротких слов с пройденными звуками |
| 47. | Звук и буква Ы |
| 48. | Чтение коротких слов с пройденными звуками |
| 49. | Звук и буква С |
| 50. | Дифференциация и слияние звуков А,У,И,О,Ы,С в слогах |
| 51. | Чтение коротких слов с пройденными звуками |
| 52. | Звук и буква З |
| 53. | Дифференциация и слияние звуков А,У,И,О,Ы,З в слогах |
| 54. | Чтение коротких слов с пройденными звуками |
| 55. | Звук и буква Ш |
| 56. | Дифференциация и слияние звуков А,У,И,О,Ы,Ш в слогах |
| 57. | Чтение коротких слов с пройденными звуками |
| 58. | Звук и буква Ж |
| 59. | Дифференциация и слияние звуков А,У,И,О,Ы,Ж в слогах |
| 60. | Чтение коротких слов с пройденными звуками |
| 61. | Звук и буква Э |
| 62. | Чтение коротких слов с пройденными звуками |
| 63. | Обобщающее занятие |
| 64. | Звук и буква Й |
| 65. | Дифференциация и слияние звуков А,У,И,О,Ы,Э,Й в слогах |
| 66. | Чтение коротких слов с пройденными звуками |
| 67. | Буквы Е,Ё,Ю,Я |
| 68. | Чтение коротких слов с пройденными звуками |
| 69. | Звук и буква Ц. Чтение коротких слов с пройденными звуками |
| 70. | Звук и буква Ч. Чтение коротких слов с пройденными звуками |
| Звук и буква Р. Чтение коротких слов с пройденными звуками | |
| 72. | Звук и буква Л. Чтение коротких слов с пройденными звуками |
Тематический план. Дети 5-6 лет.
| № | Тема |
| 1. | Знакомство. Правила поведения на занятии. |
| 2. | Неречевые звуки и их дифференциация |
| 3. | Звук и буква А. |
| 4. | Звук и буква У |
| 5. | Дифференциация звуков А и У. Слияние звуков А и У |
| 6. | Звук и буква И. Дифференциация и слияние звуков А,У,И |
| 7. | Звук и буква О. Дифференциация и слияние звуков А,У,И,О |
| 8. | Звук и буква Т |
| 9. | Дифференциация и слияние звуков А,У,И, О,Т в обратных слогах |
| 10. | Дифференциация и слияние звуков А,У,И, О,Т в прямых слогах |
| 11. | Звук и буква П |
| 12. | Дифференциация и слияние звуков А,У,И, О,П в слогах |
| 13. | Чтение слов с пройденными звуками |
| 14. | Звук и буква Н |
| 15. | Дифференциация и слияние звуков А,У,И, О,Н в слогах |
| 16. | Чтение слов и коротких предложений с пройденными звуками |
| 17. | Звук и буква М |
| 18. | Дифференциация и слияние звуков А,У,И, О,М в слогах |
| 19. | Чтение слов и коротких предложений с пройденными звуками |
| 20. | Звук и буква К. Дифференциация и слияние звуков А,У,И, О,К в слогах |
| 21. | Чтение слов и коротких предложений с пройденными звуками |
| 22. | Обобщающее занятие |
| 23. | Звук и буква Б. Дифференциация и слияние звуков А,У,И, О,Б,П в слогах |
| 24. | Чтение слов и коротких предложений с пройденными звуками |
| 25. | Звук и буква Д. Дифференциация и слияние звуков А,У,И,О,Д,Т в слогах. |
| 26. | Чтение слов и коротких предложений с пройденными звуками |
| 27. | Звук и буква Г. Дифференциация и слияние звуков А,У,И,О,Г в слогах. |
| 28. | Чтение слов и коротких предложений с пройденными звуками |
| 29. | Дифферентация Г-К |
| 30. | Звук и буква Ф. Дифференциация и слияние звуков А,У,И, О,Ф в слогах. |
| 31. | Чтение слов и коротких предложений с пройденными звуками |
| 32. | Звук и буква В. Дифференциация и слияние звуков А,У,И, О,В в слогах. |
| 33. | Чтение слов и коротких предложений с пройденными звуками |
| 34. | Дифферентация Ф-В |
| 35. | Звук и буква Х. Дифференциация и слияние звуков А,У,И, О,Х в слогах. |
| 36. | Чтение слов и коротких предложений с пройденными звуками. |
| 37. | Дифферентация Х-К |
| 38. | Звук и буква Ы |
| 39. | Чтение слов и коротких предложений с пройденными звуками |
| 40. | Звук и буква С. Дифференциация и слияние звуков А,У,И,О,Ы,С в слогах. |
| 41. | Чтение слов и коротких предложений с пройденными звуками |
| 42. | Звук и буква З. Дифференциация и слияние звуков А,У,И,О,Ы,З в слогах. |
| 43. | Чтение слов и коротких предложений с пройденными звуками. |
| 44. | Дифферентация С-З |
| 45. | Звук и буква Ш. Дифференциация и слияние звуков А,У,И,О,Ы,Ш в слогах. |
| 46. | Чтение слов и коротких предложений с пройденными звуками |
| 47. | Звук и буква Ж. Дифференциация и слияние звуков А,У,И,О,Ы,Ж в слогах. |
| 48. | Чтение слов и коротких предложений с пройденными звуками |
| 49. | Дифферентация Ш-Ж |
| 50. | Звук и буква Э |
| 51. | Чтение слов и коротких предложений с пройденными звуками |
| 52. | Обобщающее занятие |
| 53. | Звук и буква Й. Дифференциация слияние звуков А,У,И,О,Ы,Э,Й в слогах. |
| 54. | Чтение слов и коротких предложений с пройденными звуками. |
| 55. | Буква Е. Чтение слов и коротких предложений с пройденными звуками |
| 56. | Буква Ё. Чтение слов и коротких предложений с пройденными звуками. |
| 57. | Дифферентация Ё-Е |
| 58. | Буква Ю. Чтение слов и коротких предложений с пройденными звуками. |
| 59. | Буква Я. Чтение слов и коротких предложений с пройденными звуками. |
| 60. | Звук и буква Ц. |
| 61. | Чтение слов и коротких предложений с пройденными звуками |
| 62. | Звук и буква Ч. |
| 63. | Чтение слов и коротких предложений с пройденными звуками |
| 64. | Звук и буква Щ |
| 65. | Чтение слов и коротких предложений с пройденными звуками |
| 66. | Звук и буква Л. |
| 67. | Чтение слов и коротких предложений с пройденными звуками |
| 68. | Звук и буква Р. |
| 69. | Чтение слов и коротких предложений с пройденными звуками |
| 70. | Буква Ъ. Чтение слов и коротких предложений с пройденными звуками |
| Буква Ь. Чтение слов и коротких предложений с пройденными звуками | |
| 72. | Обобщающее занятие. |
Составитель:
Учитель-логопед высшей категории
Трофимович К.А.
ИСПОЛНИТЕЛЬ ЗАКАЗЧИК
|
Директор
СПБ ГБУК «ЦБС Красносельского района»
___________________И.В. Золотова