Введение
Проблемы воспитания и обучения лиц с нарушениями зрения являются предметом тифлопедагогики (от греч. typhlos - слепой). Основоположником тифлопедагогики и обучения незрячих считается В. Гаюи (1745-1822), французский педагог, основатель первых образовательных учреждений для слепых во Франции и в России. Благодаря В. Гаюи не только началось систематическое обучение незрячих, но и сформировалось гуманистическое отношение к ним как к полноценным членам общества, нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации.
В современном мире незрячий ребенок имеет все возможности для высокого уровня психофизического развития и полноценного познания окружающего мира с опорой на сохранную анализаторную сеть. В условиях специального обучения формируются адекватные приемы и способы использования слухового, кожного, обонятельного, вибрационного и других анализаторов, представляющих сенсорную основу развития психических процессов.
Сегодня предметом пристального изучения являются различные модели интегрированного и инклюзивного обучения детей с нарушениями зрения. В этой связи отмечается необходимость решения целого ряда проблем:
1) проблема специальной подготовки педагогов массовой школы для работы в условиях образовательной интеграции;
2) организация качественной консультативной помощи тифлопедагога детям с нарушениями зрения, педагогам и родителям;
3) формирование адекватного отношения к детям с ОПФР состороны педагогов, родителей нормально развивающихся детей,общества в целом;
4) обеспечение общеобразовательных школ необходимыми средствами обучения для детей с нарушениями зрения.
Категории лиц с нарушениями зрения
К сенсорным расстройствам психического развития относятся разной степени выраженности нарушения зрения. Зрение занимает и жизни ребенка особое место, обеспечивая ему восприятие более 90% информации о внешнем мире и выполнение большинства видов человеческой деятельности.
Существуют различные классификации лиц с нарушением зрения.
В зависимости от степени расстройства зрительной функции
дети с нарушениями зрения делятся на слепых (незрячих) и слабо
видящих. Подробная классификация по степени нарушения зрения представлена в приложении в виде таблицы.
В зависимости от времени наступления зрительного дефекта выделяют следующие категории: слепорожденные; рано ослепшие; лишившиеся зрения после трех лет жизни. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные нарушения, своеобразие психофизического развития. Отличие ослепших детей от слепорожденных зависит от времени потери зрения: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний. Если не развивать зрительную память, частично сохранившуюся после потери зрения, происходит постепенное стирание зрительных образов.
Выделение групп позволяет организовать дифференцированную коррекционную и реабилитационную помощь.
По характеру протекания нарушения зрительного анализатора делятся на прогрессирующие (постепенное ухудшение зрительных
функций под влиянием патологического процесса) и непрогрессирующие (врожденные).
Организация обучения и воспитания детей с нарушениями зрения
В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения воспитываются незрячие и слабовидящие дети в возрасте от 2-3 до 7 лет. Цель этих учреждений - воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения и подготовка к обучению в школе.
Программами предусмотрено использование средств коррекции и компенсации зрения с помощью специфических средств обучения и коррекции незрячих и слабовидящих. Требования к знаниям и умениям учащихся, оканчивающих начальные классы специальных общеобразовательных школ для слепых и слабовидящих детей, соответствуют требованиям программ массовой общеобразовательной школы. Коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, логопедии продолжаются в V классе, по ЛФК в V—VI классах, социально-бытовой ориентировке в V—X классах. Требования к знаниям и умениям учащихся, оканчивающих специальную (основную) школу, соответствуют требованиям программ массовой общеобразовательной школы.
В X—XII классах школ для слепых и слабовидящих детей сроки и содержание обучения соответствуют срокам и содержанию обучения в X—XI классах массовой общеобразовательной школы. Кроме тех задач, которые стоят перед массовой общеобразовательной школой в этом звене обучения, в школах слепых и слабовидящих решаются задачи по развитию коррекционно-компенсаторных процессов у школьников на более высоком качественном уровне (переключаемость, вариативность в структуре полисенсорного восприятия и. др.), формированию приемов и способов самокоррекции и социально-психологической регуляции и адаптации. Окончившие среднюю школу для слепых и слабовидящих детей получают такой же, как и в массовой школе, аттестат о среднем образовании и могут на общих основаниях поступать в высшие учебные заведения по доступным им специальностям или работать в различных отраслях народного хозяйства.