Организация обучения и воспитания детей с нарушениями зрения




Введение

Проблемы воспитания и обучения лиц с нарушениями зрения являются предметом тифлопедагогики (от греч. typhlos - слепой). Основоположником тифлопедагогики и обучения незрячих счи­тается В. Гаюи (1745-1822), французский педагог, основатель первых образовательных учреждений для слепых во Франции и в России. Благодаря В. Гаюи не только началось систематическое обучение незрячих, но и сфор­мировалось гуманистическое отношение к ним как к полноценным членам общества, нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации.

В современном мире незрячий ребенок имеет все возможности для высокого уровня психофизического развития и полноценного познания окружающе­го мира с опорой на сохранную анализаторную сеть. В условиях спе­циального обучения формируются адекватные приемы и способы использования слухового, кожного, обонятельного, вибрационного и других анализаторов, представляющих сенсорную основу разви­тия психических процессов.

Сегодня предметом пристального изучения являются различные модели интегрированного и инклюзивного обучения детей с нарушениями зрения. В этой связи отмеча­ется необходимость решения целого ряда проблем:

1) проблема специальной подготовки педагогов массовой школы для работы в условиях образовательной интеграции;

2) организация качественной консультативной помощи тифло­педагога детям с нарушениями зрения, педагогам и родителям;

3) формирование адекватного отношения к детям с ОПФР состороны педагогов, родителей нормально развивающихся детей,общества в целом;

4) обеспечение общеобразовательных школ необходимыми сред­ствами обучения для детей с нарушениями зрения.

 

Категории лиц с нарушениями зрения

К сенсорным расстройствам психического развития относятся разной степени выраженности нарушения зрения. Зрение занимает и жизни ребенка особое место, обеспечивая ему восприятие более 90% информации о внешнем мире и выполнение большинства ви­дов человеческой деятельности.

Существуют различные классификации лиц с нарушением зрения.

В зависимости от степени расстройства зрительной функции
дети с нарушениями зрения делятся на слепых (незрячих) и слабо­
видящих. Подробная классификация по степени нарушения зрения представлена в приложении в виде таблицы.

В за­висимости от времени наступления зрительного дефекта выделяют следующие категории: слепорожденные; рано ослепшие; лишившиеся зрения после трех лет жизни. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные нарушения, своеобразие психофизического развития. Отличие ослепших детей от слепорожденных зависит от времени потери зре­ния: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет сло­весных описаний. Если не развивать зрительную память, частично сохранившуюся после потери зрения, происходит постепенное сти­рание зрительных образов.

Выделение групп позволяет организовать дифференцированную коррекционную и реабилитационную помощь.

По характеру протекания нарушения зрительного анализатора делятся на прогрессирующие (постепенное ухудшение зрительных
функций под влиянием патологического процесса) и непрогрессирующие (врожденные).


 

Организация обучения и воспитания детей с нарушениями зрения

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения воспитываются незрячие и слабовидящие дети в возрасте от 2-3 до 7 лет. Цель этих учреждений - воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения и подготовка к обуче­нию в школе.

Программами предусмотрено использование средств коррекции и компенсации зрения с помощью специфических средств обучения и коррек­ции незрячих и слабовидящих. Требования к знаниям и умениям учащихся, оканчивающих начальные классы специальных общеобразовательных школ для слепых и слабовидящих детей, соответствуют требованиям программ массовой общеобразовательной школы. Коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, логопедии продолжаются в V классе, по ЛФК в V—VI классах, социально-бытовой ориентировке в V—X классах. Требования к знаниям и умениям учащихся, оканчивающих специальную (основную) школу, соответствуют требованиям программ массовой общеобразовательной школы.

В X—XII классах школ для слепых и слабовидящих детей сроки и содержание обучения соответствуют срокам и содержанию обучения в X—XI классах массовой общеобразовательной школы. Кроме тех задач, которые стоят перед массовой общеобразовательной школой в этом звене обучения, в школах слепых и слабовидящих решаются задачи по развитию коррекционно-компенсаторных процессов у школьников на более высоком качественном уровне (переключаемость, вариативность в структуре полисенсорного восприятия и. др.), формированию приемов и способов самокоррекции и социально-психологической регуляции и адаптации. Окончившие среднюю школу для слепых и слабовидящих детей получают такой же, как и в массовой школе, аттестат о среднем образовании и могут на общих основаниях поступать в высшие учебные заведения по доступным им специальностям или работать в различных отраслях народного хозяйства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: