МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Контрольная работа
по дисциплине: «Внутрифирменные стандарты аудита»
Вариант 15
Выполнила:
студентка VI курса
специальности «БУА и А»
******
№ зачетной книжки: ******
Проверила:
Разумова И. В.
Киров
Вариант 15
1. Внутренний контроль качества аудита
2. Форма и содержание внутренних стандартов аудиторской организации
Внутренний контроль качества аудита
Требования по обеспечению качества аудита
Контроль качества работы аудитора осуществляется в нескольких формах: контроль основного аудитора за работой своих ассистентов, контроль аудиторской фирмы за работой аудитора и внешний контроль.
Основной аудитор в процессе работы должен постоянно контролировать и направлять работу, ассистентов, то есть менее квалифицированных сотрудников. Основной аудитор несет полную ответственность за выполнение аудита.
Ассистенты должны знать об их ответственности и целях процедур, которые они должны выполнить, о деятельности предприятия и возможных учетных аудиторских проблемах, влияющих на сущность, время проведения и масштаб аудиторских процедур. Письменная программа аудита служит важным элементом передачи аудиторских полномочий.
Контроль аудиторской фирмы за работой аудитора осуществляется,
во-первых, посредством обсуждения и проверки обоснованности аудиторского плана и программы проведения аудита,
|
во-вторых, посредством строгого соблюдения организационно-этических аудиторских принципов (в частности, аудитор, консультирующий клиента или восстанавливающий его бухгалтерский учет, не направляется к нему же с проверкой и т.п.);
в-третьих, некоторые аудиторские фирмы практикуют повторные, бесплатные для клиента перепроверки достоверности отчетности другим аудитором фирмы уже после выдачи аудиторского заключения основным аудитором.
Внешний контроль могут выполнять государственные органы, что предусмотрено действующим законодательством. Контроль качества имеет два основных направления: контроль отдельных аудиторских проверок; общий контроль качества.
Контроль отдельных аудиторских проверок включает следующие понятия.
Делегирование полномочий – обеспечение независимости, профессионализма и компетентности аудиторов; использование письменной программы аудита.
Надзор – обеспечение текущего контроля работы аудиторов; знание наиболее проблемных вопросов бухгалтерского учета клиента.
Проверка – проверка работы, проведенной аудиторами, ее соответствия стандартам, достаточности документации, достижения целей аудиторской проверки. Общий контроль качества аудита основан на:
· определенных личных качествах аудиторов (честность, объективность, независимость, конфиденциальность); профессионализме и компетентности аудиторов; обоснованном распределении работы между членами группы; надзоре за работой аудиторов для соблюдения стандартов качества; политике приема клиентов и продолжения сотрудничества с ними;
|
· текущем контроле аудиторской фирмы за эффективностью политики и процедур контроля качества. Высокое качество аудита обеспечивает: обучение и переподготовка аудиторов; разработка и совершенствование аудиторских стандартов; разработка эффективной системы контроля качества внутри аудиторской фирмы;
· наличием жесткой системы внешнего контроля качества (налоговая инспекция и полиция).
Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) должны определить методы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества работы, призванные обеспечить проведение аудита и оказание сопутствующих аудиту услуг в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является аудиторская организация (индивидуальный аудитор), либо в соответствии с иными документами.
Принципы внутреннего контроля качества аудита, характер, временные рамки, цели и конкретные процедуры, применяемые аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), зависят от таких факторов, как объем и характер деятельности, территориальное расположение, организационная структура аудируемого лица, а также от факторов, связанных с соотношением затрат и выгод, в связи с чем методы и процедуры, применяемые аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), и объем документации будут меняться. Некоторые принципы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества аудита представлены в приложении к настоящему правилу (стандарту) аудиторской деятельности. Они являются обязательными к исполнению всеми аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами).
|
Общие требования к системе внутреннего контроля качества аудита, которые устанавливаются аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), должны предусматривать следующее:
1. Работники аудиторской организации (индивидуального аудитора) должны придерживаться принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения.
В соответствии с этим принципом необходимо провести следующие конкретные процедуры:
1) Назначить отдельное лицо или группу лиц для осуществления руководства проведением конкретных процедур и разрешения вопросов, связанных с соблюдением принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, для чего:
а) определить обстоятельства, при которых было бы уместным документальное оформление принятых решений в отношении вопросов, связанных с соблюдением принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности;
б) требовать проведения необходимых профессиональных консультаций.
2) Доводить до сведения работников цели и процедуры, применяемые в отношении принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения, для чего:
3) а) информировать работников об общих целях и конкретных процедурах, применяемых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), а также о том, что они должны знать эти цели и процедуры;
4) б) придавать особое значение независимости мышления в процессе обучения работников, а также в процессе контроля в ходе аудита;
5) в) своевременно информировать работников о тех аудируемых лицах, по отношению к которым должны выполняться требования независимости, в том числе:
• составить и вести список аудируемых лиц, лиц, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги, и других лиц (аффилированных, ассоциированных и т.д.);
• предоставить указанный список работникам, которым он будет необходим для определения ими своей независимости; установить процедуры по уведомлению работников об изменениях, внесенных в список.
6) Осуществлять регулярное наблюдение за соблюдением общих целей и конкретных процедур в отношении принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения, определяемых в соответствии с кодексом профессиональной этики аудиторов, для чего:
а) обеспечить представление ежегодно работниками письменных заявлений, подтверждающих, что: работники ознакомлены с общими целями и конкретными процедурами, применяемыми аудиторской организацией (индивидуальным аудитором); запрещенные инвестиции не осуществляются и не осуществлялись в течение определенного периода; не существует запрещенных отношений и не осуществлялись операции, не соответствующие принципам аудиторской организации (индивидуального аудитора);
б) возложить ответственность за разрешение каких-либо исключительных ситуаций на лицо или группу лиц с соответствующими полномочиями;
в) возложить ответственность за получение письменных заявлений и проведение анализа на предмет полноты документации, подтверждающей соблюдение принципа независимости, на лицо или группу лиц с соответствующими полномочиями;
г) периодически анализировать взаимоотношения аудиторской организации (индивидуального аудитора) с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги, с целью выявления тех случаев, которые наносят ущерб независимости или содержат признаки нанесения такого ущерба;
д) разработать процедуры, направленные на разрешение этических конфликтов и снижение (устранение) риска потери независимости;
е) проводить процедуры, предусматривающие периодическую (не реже одного раза в 7 лет) смену руководителя и ведущих работников, осуществляющих аудиторскую проверку одного и того же лица.
2. Персонал аудиторской организации (индивидуального аудитора) должен состоять из работников, знающих требования законодательства Российской Федерации, а при необходимости и других государств, и придерживающихся их, а также обладающих профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения ими своих обязанностей с должной тщательностью. Необходимо в соответствии с требованиями Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обеспечить наличие в штате аудиторской организации определенного минимального количества работников, имеющих квалификационные аттестаты аудитора.
В соответствии с этим принципом необходимо провести следующие конкретные процедуры:
1) Реализовывать программу, разработанную аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) для привлечения квалифицированных работников, путем планирования потребностей в работниках, определения целей найма на работу и установления квалификационных характеристик для лиц, занимающихся подбором кадров, для чего:
а) определять потребность в работниках всех уровней, устанавливать количественные показатели для найма исходя из состава текущих аудируемых лиц и лиц, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги, ожидаемого развития аудиторской организации и увольнения работников;
б) разработать программу найма работников, которая предусматривает: установление направлений поиска потенциальных работников;
методы установления контактов с потенциальными работниками;
методы привлечения потенциальных работников и ознакомления их с деятельностью аудиторской организации (индивидуального аудитора);
методы оценки и отбора потенциальных работников с целью направления им предложений о найме на работу;
в) информировать лиц, занимающихся вопросами найма, о потребностях в работниках и целях найма;
г) возложить на уполномоченных лиц ответственность за решение кадровых вопросов;
д) проводить анализ эффективности реализации программы найма на работу, в том числе: проводить периодически проверку выполнения программы найма для определения того, соблюдаются ли цели и методы найма квалифицированных работников; проверять периодически результаты найма с целью определения того, удовлетворяется ли потребность в работниках.
2) Установить квалификационные требования и разработать методические рекомендации для оценки потенциальных работников всех уровней, для чего:
а) определить качества, которыми должен обладать работник (интеллект, порядочность, честность и профессиональные способности);
б) определить профессиональные достижения и опыт, необходимые как для начинающих, так и для опытных работников (образование, служебный и профессиональный рост, опыт работы);
в) разработать методические рекомендации по найму работников в следующих ситуациях: прием на работу лиц, состоящих в родственных отношениях с работниками аудиторской организации (индивидуального аудитора) или аудируемыми лицами; повторный прием на работу лиц, ранее работавших в этой же аудиторской организации (у индивидуального аудитора); прием на работу работников аудируемого лица; прием на работу лиц, у которых возникает риск нарушения принципа независимости в отношении аудируемых лиц;
г) собрать биографические данные и документы, подтверждающие квалификацию лиц, принимаемых на работу, в том числе: получить анкетные сведения; принять заявление о приеме на работу; провести собеседование; получить сведения об образовании; принять к сведению личные отзывы о заявителе; изучить рекомендательные письма от прежних работодателей;
д) определить квалификацию принятых работников, в том числе нанятых не по обычным каналам найма (например, поступление на работу в качестве руководящего сотрудника среднего звена или в результате приобретения или слияния организаций), для того, чтобы оценить, отвечают ли они требованиям аудиторской организации (индивидуального аудитора).
3) Ознакомить лиц, подавших заявление о приеме на работу, и принятых работников с целями и процедурами, применяемыми аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), имеющими к ним отношение, для чего:
а) использовать брошюры или другие способы распространения информации;
б) составить справочник, в котором излагаются цели и методы работы, для распространения среди работников;
в) проводить ознакомительные мероприятия для принятых работников.
4) Подготовить методические рекомендации и требования по непрерывному профессиональному образованию и довести их до сведения работников, для чего:
а) возложить ответственность за профессиональный рост работников на лицо или группу лиц, имеющих соответствующие полномочия;
б) обеспечить проверку квалифицированными специалистами разработанных аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) методических рекомендаций (учебных программ);
в) предоставить принятым работникам для ознакомления сведения о деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора), в том числе: подготовить для принятых работников информационные материалы об их профессиональных обязанностях и правах; назначить работника, ответственного за проведение собраний, на которых разъяснялись бы профессиональные обязанности и цели деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора);
г) определить требования по непрерывному профессиональному обучению работников, в том числе: рассмотреть требования законодательства Российской Федерации, федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и профессиональных аудиторских объединений при установлении требований аудиторской организации (индивидуального аудитора); поощрять участие работников во внешних программах непрерывного профессионального обучения, включая курсы самостоятельного обучения; поощрять участие работников в деятельности аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, рассмотреть вопрос о полной или частичной оплате аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) соответствующих членских взносов и расходов; поощрять привлечение персонала к работе в аудиторских профессиональных советах и комиссиях, подготовке публикаций и участию в других профессиональных мероприятиях;
д) проводить анализ программ непрерывного профессионального обучения и повышения квалификации работников и вести соответствующие записи, в том числе: периодически проверять документы по учету участия работников в указанных программах, чтобы определить соответствие такого участия требованиям аудиторской организации (индивидуального аудитора); периодически проверять отчеты об оценке и другие документы по учету участия, подготовленные в связи с программами непрерывного профессионального обучения и повышения квалификации, с тем чтобы определить, насколько эффективно выполняются программы и способствуют ли они осуществлению задач аудиторской организации (индивидуального аудитора); при необходимости рассмотреть вопрос о подготовке новой программы, пересмотре или прекращении реализации неэффективных программ.
5) Предоставлять работникам информацию о новшествах и изменениях профессиональных регламентирующих документов и материалов, в которых изложены цели и процедуры, применяемые аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), а также поощрять работников к самостоятельному повышению квалификации, для чего:
а) обеспечивать работников профессиональной литературой, информирующей о новшествах в области профессиональных регламентирующих документов, в том числе: материалами общего характера, например нормативными актами по вопросам бухгалтерского учета и аудита и другим направлениям; справочниками, содержащими информацию о целях и процедурах, применяемых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), при этом справочники следует периодически обновлять в соответствии с последними нововведениями и меняющимися условиями;
б) разработать или приобрести материалы для учебных программ, реализуемых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), а также произвести отбор преподавателей, в том числе: сформулировать цели учебных программ и требования к уровню образования и (или) опыту работы для участия в этих программах; обеспечить привлечение преподавателей с квалификацией, соответствующей как содержанию учебных программ, так и методике преподавания; предоставить участникам учебных программ возможность оценить содержание программ и преподавателей; предоставить преподавателям возможность оценить содержание учебных программ и уровень их участников; обновлять по мере необходимости учебные программы с учетом последних достижений, меняющихся условий и отчетов об оценке программ; обеспечить создание библиотеки или других информационных средств, содержащих необходимые нормативные акты и другие материалы по профессиональным вопросам.
6) По мере необходимости реализовать учебные программы, обеспечивающие потребность аудиторской организации (индивидуального аудитора) в работниках, обладающих специальными знаниями, для чего:
а) реализовывать программы по развитию и поддержанию надлежащего уровня компетентности работников в специализированных отраслях и областях, в том числе в вопросах компьютеризированного аудита и методах статистической выборки;
б) поощрять участие работников во внешних программах обучения, встречах и конференциях с целью приобретения экспертных знаний в сфере профессиональной деятельности, а также знаний в отдельных отраслях;
в) поощрять членство и участие в общественных организациях, имеющих отношение к специализированным областям и отраслям;
г) обеспечить работников технической литературой по специализированным областям и отраслям.
7) Определить квалификационные характеристики для различных уровней ответственности в аудиторской организации (у индивидуального аудитора), для чего:
а) подготовить методические рекомендации с описанием обязанностей работников каждого уровня, ожидаемых результатов деятельности и квалификационных характеристик, необходимых для повышения в должности, включая: наименование должности и связанные с ней обязанности; опыт работы (который может быть выражен в виде стажа), необходимый для продвижения на следующий уровень;
б) определить критерии, которые будут приниматься во внимание при оценке результатов индивидуальной работы и профессионального уровня, в том числе: знания в профессиональной сфере; способность осуществлять анализ и выносить профессиональные субъективные суждения; навыки общения; способности лидерства и преподавательские способности; установление взаимоотношений с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги; личное отношение к работе и профессиональная манера поведения (характер, интеллект, мотивация и наличие стремления к профессиональному росту); аудиторская квалификация, необходимая для повышения до уровня, позволяющего выполнять контрольные функции;
в) использовать справочник и другие информационные средства с целью доведения до сведения работников информации о процедурах повышения в должности.
8) Оценивать работу работников и доводить до их сведения результаты оценки, для чего:
а) собирать информацию о работе работников и проводить ее оценку, в том числе: определить ответственных за проведение оценки, а также требования по каждому уровню с указанием ответственных за подготовку оценочных листов и срока их подготовки; информировать работников о задачах оценки их работы; применять для оценки работы оценочные листы, которые могут быть стандартизированы; проводить обсуждение оценки работы вместе с лицом, подвергнутым оценке; требовать, чтобы начальник работника, проводившего оценку, проверил результаты оценки; проверить оценочные листы на предмет того, чтобы работники оценивались не своими начальниками; проверять, чтобы оценка работы проводилась своевременно; вести персональные дела работников, содержащие документацию, связанную с оценкой их работы;
б) периодически консультировать работников как в отношении их успехов, так и в отношении возможностей их служебного роста, в том числе: периодически проводить совместно с работниками оценку их работы, включая оценку их успехов, результатов деятельности, будущих целей аудиторской организации (индивидуального аудитора) и каждого работника, возможности служебного роста; периодически оценивать руководителей аудиторской организации на основе оценки, данной вышестоящими или равными по служебному положению работниками, и консультировать их на предмет наличия у них квалификации, необходимой для выполнения соответствующих обязанностей; периодически пересматривать систему оценки работы и проводить последующие консультации с целью удостовериться в том, что:
· процедуры оценки работы и ведения документации осуществляются своевременно;
· требования, установленные для продвижения по службе, соблюдаются;
· решения, принимаемые в отношении работников, соответствуют результатам оценки их работы;
· работа более высокого качества получает соответствующее признание.
9) Назначить лиц, ответственных за принятие решений о повышении работников в должности, для чего:
а) возложить на назначенных лиц ответственность за принятие решений о повышении в должности или приостановке повышения, за проведение собеседований по оценке работы с лицами, рекомендованными к повышению в должности, за документальное оформление результатов собеседования и ведение надлежащей документации;
б) проводить при принятии решений о повышении в должности оценку получаемых данных, уделяя надлежащее внимание качеству выполняемой работы;
в) периодически изучать опыт продвижения по службе работников с целью удостовериться в том, что работникам, соответствующим установленным критериям, поручается выполнение более ответственной работы.
3. Аудиторская работа должна поручаться работникам, имеющим уровень профессиональной подготовки и опыт, необходимые в данных условиях, а также отвечающим критерию независимости.
В соответствии с этим принципом необходимо провести следующие конкретные процедуры:
1) Изложить подход аудиторской организации (индивидуального аудитора) к поручению заданий, включая планирование общих потребностей аудиторской организации (индивидуального аудитора) и отдельных ее подразделений, а также меры, предпринимаемые с целью достижения баланса в отношении потребности в работниках для проведения аудита, персональных навыков, индивидуального профессионального роста, а также использования работников, в том числе:
а) определять потребность в кадрах как аудиторской организации в целом, так и ее отдельных подразделений;
б) своевременно определять потребность в работниках в связи с отдельными аудиторскими проверками;
в) определять затраты времени на проведение аудиторских проверок для установления потребности в работниках и составления графика аудиторской работы;
г) учитывать следующие факторы для достижения баланса с точки зрения потребности в работниках для проведения аудита, персональных навыков, индивидуального профессионального роста, а также использования работников: объем и степень сложности аудита;
· наличие работников;
· необходимость в специальных знаниях;
· временные рамки планируемой работы;
· преемственность в работе и периодическая ротация кадров;
· возможность обучения работников на рабочем месте.
2) Назначить лицо или лиц, ответственных за назначение работников для проведения аудиторских проверок, для чего:
а) учитывать при назначении отдельных лиц:
· требования к работникам и сроку выполнения работы при проведении конкретного аудита;
· оценку квалификации работников с точки зрения опыта, занимаемой должности, образования и специальных экспертных знаний;
· планируемый уровень контроля и участия работников, выполняющих контрольные функции;
· предполагаемое время, которым располагают работники, назначенные для проведения аудита;
· ситуации, когда возможно возникновение проблем, связанных с нарушением принципа независимости и конфликтом интересов, например назначение работника для проведения аудита лица, являвшегося прежде его работодателем или являющегося работодателем родственника работника аудиторской организации (индивидуального аудитора);
б) при назначении работников следует уделять должное внимание преемственности и ротации кадров в целях рационального проведения аудита, а также учитывать возможность привлечения других работников, имеющих различный уровень подготовки и опыт работы.
3) Обеспечить утверждение графика проведения аудита и назначений работников для проведения аудита, для чего:
а) предоставить руководству аудиторской организации (индивидуальному аудитору) в случае необходимости для проверки и утверждения список работников, назначенных для проведения аудита, с указанием их квалификации;
б) принять во внимание опыт и профессиональную подготовку работников исходя из сложности аудита и других требований к нему, а также определить необходимый уровень контроля.
4. Необходимо в достаточной мере направлять работу работников, осуществлять текущий контроль на всех уровнях, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что выполненная работа соответствует надлежащему уровню качества.
В соответствии с этим принципом необходимо провести следующие конкретные процедуры:
1) Предусмотреть процедуры для планирования аудита, для чего:
а) назначить лицо, ответственное за планирование аудита, привлечь к процессу планирования работников, назначенных для проведения аудита;
б) подготовить справочную информацию об аудируемом лице или проанализировать информацию, полученную в результате предыдущих проверок, а также внести соответствующие корректировки в процесс планирования аудита с учетом изменившихся обстоятельств;
в) определить вопросы, которые необходимо отразить в общем плане и программе аудита, в том числе: составление предполагаемых программ работы по отдельным направлениям проверки; определение потребности в работниках и в их специальных знаниях; предварительное определение срока, необходимого для проведения аудита; анализ текущих экономических условий, влияющих на аудируемое лицо или сферу его деятельности, и их возможное влияние на проведение аудита;
г) провести анализ факторов, оказывающих влияние на независимость аудиторской организации (индивидуального аудитора) и на работников, участвующих в проведении аудита.
2) Предусмотреть процедуры для поддержания стандартов качества аудиторской организации (индивидуального аудитора) при выполнении аудиторской работы, для чего:
а) обеспечить достаточный контроль на всех административных уровнях, принимая во внимание подготовку, способности и опыт работников;
б) составить методические указания в отношении формы и содержания рабочих документов;
в) использовать стандартизированные формы, контрольные перечни и вопросники в той мере, в какой это будет необходимо для проведения аудита;
г) предусмотреть методы решения вопросов, связанных с различиями в профессиональных суждениях работников, привлеченных к проведению аудита.
3) Предоставлять работникам возможность обучения на рабочем месте в процессе проведения аудита, для чего:
а) придавать особое значение обучению на рабочем месте, являющемуся важной частью профессиональной подготовки каждого работника, в том числе: обсуждать с ассистентами аудиторов взаимосвязь выполняемой ими работы с аудитом в целом; привлекать ассистентов аудиторов к выполнению как можно большего объема работы, связанной с аудитом, при условии обеспечения надлежащего контроля за качеством их работы;
б) придавать особое значение навыкам управления кадрами и включать данные вопросы в учебные программы;
в) стимулировать работников к обучению и повышению квалификации;
г) проводить анализ выполненных поручений для определения того, что работники: отвечают требованиям в отношении опыта работы, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности, и профессиональными аудиторскими объединениями; приобретают опыт в различных областях аудита и различных отраслях экономики; выполняет работу, находясь в подчинении различных руководящих работников.
5. В случае необходимости проводятся консультации со специалистами, обладающими надлежащими знаниями.
В соответствии с этим принципом необходимо провести следующие конкретные процедуры:
1) Определить области аудита и особые случаи, требующие проведения консультаций, и поощрять работников к получению консультаций и использованию необходимых источников в случае возникновения сложных или необычных проблем, для чего:
а) информировать работников о процедурах проведения консультаций;
б) определить области аудита и особые ситуации, требующие проведения консультаций, включая: применение новых нормативных правовых актов; отрасли, где существуют особые требования к ведению бухгалтерского учета, проведению аудита либо составлению финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности; возникновение проблем в области практики проведения аудита; требования по представлению документов, установленные органами государственной власти Российской Федерации, иностранных государств;
в) обеспечивать доступ к справочным материалам и авторитетным источникам, в том числе: определить в каждом подразделении аудиторской организации лиц, ответственных за работу библиотеки справочной литературы; хранить справочники и издавать документы, в том числе имеющие отношение к специализированным отраслям и областям; заключать по мере необходимости соглашения с другими организациями и лицами с целью пополнения информационных ресурсов; обращаться с вопросами в соответствующие подразделения профессиональных аудиторских объединений, созданные для их разъяснения;
г) определить ситуации, создающие угрозу независимости аудиторской организации (индивидуального аудитора) и их работников и требующие проведения консультаций и выработки мер, направленных на снижение (устранение) риска утраты независимости.
2) Назначать компетентных работников и определять их полномочия в процессе предоставления консультаций, для чего:
а) назначать работников, ответственных за представление документов в органы государственной власти;
б) назначать работников, специализирующихся по определенным отраслям;
в) информировать работников об уровне полномочий в процессе выработки ими единого мнения и о процедурах для разрешения разногласий.
3) Определить объем документации, которую необходимо подготовить по результатам консультаций, для чего:
а) информировать работников об объеме необходимой документации и об ответственности за ее подготовку;
б) определить случаи, требующие сохранения документации после проведения консультации;
в) сохранять документацию по результатам консультаций в качестве справочного материала и для исследовательских целей.
6. Необходимо постоянно проводить работу как с потенциальными, так и с существующими клиентами. При решении вопроса о заключении договора или продолжении сотрудничества надо исходить из соображений независимости аудиторской организации (индивидуального аудитора), ее способности предоставлять услуги надлежащим образом и честности руководства аудируемого лица.
В соответствии с этим принципом необходимо провести следующие конкретные процедуры:
1) Установить методы оценки потенциальных аудируемых лиц, для чего:
а) исходить из того, что оценка включает в себя:
· получение и просмотр имеющейся финансовой (бухгалтерской) отчетности потенциального аудируемого лица, например годовых отчетов, промежуточных отчетов и налоговых деклараций;
· получение у третьих сторон информации, относящейся к потенциальному аудируемому лицу, его руководству и основным руководителям и влияющей на оценку предполагаемого аудируемого лица. Вопросы могут быть адресованы сотрудникам банка, юристам, обслуживающим данное лицо, и другим представителям финансовых и деловых кругов;
· анализ контактов с предшествующим аудитором. Опрос может включать вопросы, касающиеся фактов, имеющих отношение к честности руководства, разногласиям с руководством в связи с учетной политикой, аудиторскими процедурами или другими важными проблемами, а также вопросы, касающиеся мнения предшествующего аудитора о причинах замены аудиторов;
· рассмотрение обстоятельств, которые могут послужить причиной того, что аудиторская организация (индивидуальный аудитор) отнесет данное аудиторское задание к разряду требующих специального внимания или сопряженных с необычными рисками;
· оценку независимости аудиторской организации (индивидуального аудитора) и их способности оказать услуги предполагаемому аудируемому лицу, включая оценку потребности в знаниях соответствующей отрасли, а также в работниках, оценку ситуаций, оказывающих влияние на независимость, согласно кодексу профессиональной этики аудиторов;
· установление того факта, что заключение договора с клиентом не будет нарушать кодекс профессиональной этики аудиторов;
б) назначить лицо или группу лиц соответствующего уровня для оценки полученной информации о предполагаемом аудируемом лице и решения вопроса о сотрудничестве с ним, в том числе: рассмотреть типы аудиторских заданий, которые аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не желают принять или могут принять только на определенных условиях; обеспечить документальное оформление сделанных выводов; установить процедуры проверки факторов, оказывающих влияние на независимость аудиторской организации (индивидуального аудитора), и лиц, назначаемых для участия в данной проверке;
в) информировать соответствующих работников о процедурах сотрудничества с аудируемыми лицами;
г) определить лиц, ответственных за обеспечение и контроль соблюдения целей и процедур, применяемых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) в отношении сотрудничества с аудируемыми лицами.
2) Оценить аудируемое лицо в случае наступления определенных событий с целью принятия решения о том, следует ли продолжать отношения с ним, для чего:
а) определить наступление такого события, включая: истечение какого-либо периода времени; значительное изменение, касающееся одного или нескольких из указанных факторов: руко