Современное состояние юридической науки в Израиле.




Современное состояние и специфические черты юридической наукиИзраиля, на основе мандатного правления Великобритании.

Израиль, как независимое самостоятельное правовое государство, стало совсем недавно по сравнению со многими другими странами (14 мая 1948 г.) Эта страна уникальна тем, что вобрала в себя многовековую практику таких стран англо-американской, романо- германской и мусульманской правовых семей. Однако влияние иудейского права, как религиозной составляющей, в праве современного Израиле оставило и свой след.

В правовом государстве Израиль присутствуют и ортодоксальные правила регулирования современного общества. Действие данных правил направлено на регулирование внутригосударственных отношений среди граждан- евреев, исповедующих иудаизм.

В данной работе, хотелось бы просмотреть влияние британского права на развитие современной израильской юриспруденции, т.к. Великобритания правила на территории Израиля на протяжении 21 года. Тем самым, под влиянием мандата британская Палестина (Эрэц- Исраэль) переняла практику государственного правления.

Исторический аспект.

После того, как Великобритания получила свой мандат на правление на территории Эрэц- Исраэль, сложилось множество мнений, что это был политический ход со стороны британских военных, что соответствовало их стратегическим интересам в ближневосточном регионе. Суть мандата заключалась в том, чтобы евреи переселенцы могли основаться на определенной территории согласно их вероисповеданию и национальности.

В Белой Книге Черчилля[1] была дана обязанность Великобритании по созданию нового Еврейского национального очага, а именно указывалось, что британское правительство не желает, чтобы Палестина стала: «настолько еврейской, насколько Англия является английской", но стремится создать "центр, который стал бы для всего еврейского народа средоточием его религиозно-национальных интересов и источником гордости».

После того, как Великобритания взяла на себя обязательство по правлению на территории Израиля, были созданы комиссии, которые вели деятельность по благоустройству новых переселенцев, а также исправляли ошибки правления Османской империи. Однако, несмотря на внесенный труд, в период 50-х годов, Великобритания оставила свое правление в Израиле. Причиной тому являются несколько причин, которые историки на сегодняшний день не могут полностью подтвердить, а именно: две операции, проведенные ЭЦЕЛем: взрыв в отеле "Царь Давид" в Иерусалиме (июль 1946г.) и казнь двух британских сержантов (июль 1947г.). Другие историки считают, что англичане оставили Палестину в результате действий Хаганы по доставке в страну нелегальных иммигрантов, что наносило значительный ущерб престижу британского правительства.
Третья группа историков видит уход Великобритании из Палестины как часть курса на свертывание империи, исходя из тяжелой послевоенной экономической ситуации. В период1945-48гг. Великобритания оставила значительную часть своих колониальных владений, включая даже "жемчужину британской короны" Индию.

Современное состояние юридической науки в Израиле.

Согласно иудейским правилам «человек не может сам себе нанести вред», «человек не является злом самому себе». Тем самым, стоит сделать акцент на то, что несмотря на перенятую практику изучения и развития юриспруденции в Израиле, современные источники израильского права основываются на вышеуказанном принципе.[2]

Англия передала Израилю понимание прецедентного права, которое было зафиксировано и установлено в судебном законе 1957 года. Данный закон гласит, что: «суд руководствуется судебным прецедентом, установленным вышестоящим судом. Прецедент, установленный Верховным судом, обязателен для всех судов, кроме него самого».[3] Следовательно, стоит сделать вывод, что прецедентное право является ярким примером израильского процессуального права.

Сегодня юриспруденция Израиля не практически не имеет новых векторов развития в данной области. Однако, согласно работе УльбашеваАлимаХусейновича[4], в частном праве Израиля происходят существенные изменения по созданию единого унифицированного Гражданского Кодекса. Израиль известен тем, что не имеет унифицированных единых актов (кодексов), которые свойственны романо- германской правовой семье, а законодательство Израиля состоит из основных законов (предполагаемая неписанная Конституция), а также обычных законов, которые имеют прямое действие в определённых отраслях права. Здесь же, стоит отметить, что историческое влияние британского мандата сохраняется и в современности.

Право справедливости

Перед тем, как закрепить свое действие на территории современной Англии и Израиля, право справедливости начало свое развитие в XIV в. наряду с «общим правом». Израиль впервые столкнулся с практическим применением общего права и права справедливости во времена британского мандата только в тех случаях, когда при разбирательстве дела, судьи не могли найти решения исходя из существующих правил.[5] В основном, английское право применялось при разрешении граждаснко- правовых споров таких как: банкротство, авторское право, продажа и передача ценных бумаг (векселя, чеки), патенты, корпоративные вопросы и т.д. Усиление применения английского права стало широкое применение судами общего права не только в случаях, когда действующее право не регулировало как отдельные «специфические» вопросы правового регулирования, вопросы, касающиеся отраслевого правового регулирования (коллизионное право, например), но и вопросы, требующих толкование или ранее которые были неясны. Однако, с 1972 года, при толковании регламентов подмандатной территории имеет лишь рекомендательный характер.

На сегодняшний день в Израиле существует действующий Высший Суд Справедливости Израиля (БАГАЦ). Высший суд справедливости Израиля (далее- Высший суд) также называют Верховным Судом (п. бэт, ст.15 Основного закона о судебной власти)[6]. Особенность данного суда заключается, как это было положено английским судом справедливости, его компетенция в качестве суда как первой и последней инстанции. Его функция не отрицает исторической цели создания, а именно: Высший суд справедливости Израиля рассматривает вопросы, в которых видит необходимость вмешаться для восстановления справедливости, но только при условии, если нет иной судебной инстанции, которое имела бы полномочие вынести решение по тому или иному делу. Высший суд рассматривает жалобы между гражданами и органами власти или иными государственными учреждениями о ранее вынесенному незаконном решении суда, о превышении полномочий суда, вынесшего решение и т.д. Компетенция суда распространяется не только на гражданско- правовое дела, но и на уголовные. Таким образом суд может вынести решение об освобождении людей, незаконно задержанных или заключенных; суд имеет право приказать органам государственной и местной власти, а также их работникам (чиновникам, организациям), которые исполняют свои обязанности по закону, совершить, отказаться, либо отменить от совершения того или иного действия, если посчитает, что этот действие несет имеет незаконный контекст. Высший суд может вынести такой же приказ и судебным инстанциям, а также чиновникам и организациям, наделённых судебными или такого же рода полномочиями.

Высший суд справедливости Израиля в качестве одной из особенных функций имеет право отменить закон, который был вынесет Кнессетом Израиля, если он в свою очередь противоречит положениям Основного закона.[7] Это является основной проблемой современного Израиля, т.к. религиозные суды считают, что компетенция «светских» судов не должна распространяться на деятельность религиозных, следовательно, здесь возникает, пробел в регулировании судебной системы.

В Израиле помимо светских судов существует и религиозные суды. Высший суд справедливости может также отменить решение, вынесенное в религиозном суде, если посчитает, что раввин превысил свои полномочия и вынесен несправедливое решение.

В заключении стоит отметить, что получив опыт Великобритании, Израиль не стал активно развивать и измять полученный опыт, т.к. из-за длительного правления, влияние британского правления не нуждается в разработке. Единственными попытками являются попытки унифицировать законы определённых отраслей права.

 

 


[1]"Churchill White Paper (1922)." Encyclopedia of the Modern Middle East and North Africa. Encyclopedia.com. 28 Mar. 2018

[2]Kirschenbaum Self -Incrimination in Jewish Law (New York, 1970)

[3]Воробьев В.П. Государство Израиль: правовые основы возникновения и статус личности. М., 2001.

[4]Ульбашев А. Х. Проблемы кодификации гражданского права в государстве Израиль: Автореф. дис. канд. юрид. наук.- Москва, 2016. С. 3.

[5]ShlomoGuberman The Development of the Law in Israel: The First 50 Years, 25 September 2000

Режим доступа: https://www.mfa.gov.il/ Дата обращения: 24.12.2017 г.

[6] Основной закон Израиля: Судебная власть от 28 февраля 1984 г.

Режим доступа: https://knesset.gov.il/laws/ru/yesodru10.pdf

[7]БениаминНойбергер Власть и политика в государстве Израиль: исторические корни и конституционное устройство. Часть 6. Изд.: Открытый Университет. Израиль. 1997г. С. 84



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: