Психологические особенности детей младшего возраста




Возрастные особенности детей и подростков

Каждый сам определяет хватит ему одного сезона или долгие годы он будет связан с вожатским миром детства. Вожатый - в первую очередь педагог-психолог, а уж потом парикмахер, костюмер, официант или уборщица. В этой лекции мы с вами познакомимся с возрастной психологией, а именно узнаем особенности разных возрастных групп, для начала давайте разберемся в терминологии, что такое возраст?

В отечественной науке существует два представления о возрасте: физический возраст и психологический возраст. Переходы из одного возраста в другой сопровождаются изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, их называют кризисами возрастного развития. Преодоление кризиса означает переход на более высокую ступень развития, в следующий психологический возраст (Р.С. Немов).

Весь период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов:

1 Младенчество (от рождения до одного года жизни);

2 Ранний детский возраст (от 1года до 3-х лет);

3 Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет);

4 Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет);

5 Младше-школьный возраст (от 7 до 10 лет);

6 Подростковый возраст (от 10 до 13);

7 Ранний юношеский возраст (от 13 до 16).

8 Юношеский (от 16 до 18)

Но в лагерях, обычно, используется упрощенная классификация, которой мы будем придерживаться:

1. Младший школьный возраст – далее МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ (от 6-7 лет до 9-10 лет)

2. Подростковый возраст – далее СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (11-12 лет до 13-14 лет)

3. Ранний юношеский возраст – далее СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (15-17 лет)

 

Ниже мы рассмотрим каждый возраст в отдельности и выделим основные особенности каждой возрастной группы.

Младший возраст

Психологические особенности детей младшего возраста

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет.

В первую очередь хотелось бы отметить, что в каждый период жизни есть определенный ведущий вид деятельности, который преобладает в конкретный период жизни.

1. Ведущая деятельность. В случае с детьми младшего возраста − ведающая деятельность, согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, учеба. Дети уже в состоянии усваивать нормы и правила, но важно понимать, что в этом возрасте лучший способ простроить взаимодействие непосредственно через игровую деятельность. (даже построение детей в столовую, в виде игры, будет куда быстрее и продуктивнее, нежели вы просто будете строить отряд)

2. Внимание. Еще один важный момент, с точки зрения психологических особенностей, это внимание детей. В младшем возрасте дети способны удерживать внимание не более 20 минут, после этого стоит делать перерыв и отдыхать, в противном случае внимание будет рассеиваться, и дети будут куда активнее заниматься уже своими делами, нежели слушать вожатого.

3. Эмоции. В этом возрасте дети еще довольно импульсивны, действуют под влиянием сиюминутных эмоций, у них пока недостаточно воли, они могут опустить руки при неудаче и перестать двигаться к цели. Именно поэтому вам, как вожатому, важно не реагировать остро на перемены в настроении ребенка.

4. Чувство взрослости. Так же, еще одна важная особенность данного возраста. Дети склонны считать себя взрослыми и самостоятельными, не лишайте их этого, но направляйте их стремление в нужное русло. Так или иначе в этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно выполнять элементарные вещи (застелить кровать, убрать вещи и т.д.) не делайте этого за него. Пусть он делает это медленно, но он делает это сам, Вы можете помочь ему, но не делайте за него.

5. Осознание себя как личности. У них формируется самооценка, и важно помочь им в ее формировании. Ребенок, которому постоянно делают замечания и указывают на неудачи, становится неуверенным в себе, формируется низкая самооценка. А тот, кого поддерживают, поощряют и помогают, приобретает адекватную самооценку, он уверен в себе, но не самоуверен.

6. Авторитет – взрослый. У детей в этом возрасте — безграничное доверие и подчинение взрослому. Слова взрослого, его оценка очень важны для ребенка. Даже сами себя дети тоже оценивают пока словами взрослого, поэтому важно не критиковать и не ругать, а мягко направлять, поддерживать веру ребенка в себя. Сознание детей еще не достигает того уровня, чтобы мнение сверстников служило критерием подлинной оценки самого себя.

Поэтому в своих отношениях с детьми вожатый должен быть не только открыт, дружелюбен, доброжелателен, но и следить за тем, чтобы невольно не стать причиной разрушения межличностных отношений.

 

Физические особенности

В данном возрасте происходит завершение анатомо-физиологического созревания систем, обеспечивающих двигательную активность ребенка. Однако в начале периода эти системы еще далеки от созревания, сам процесс развития моторики еще далек от завершения, хотя и протекает в этом возрасте с высокой степенью интенсивности.

Начиная с 7-летнего возраста, мальчики в созревании систем организма и развитии высшей нервной деятельности отстают от девочек примерно на 2 года.

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8 – 9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.

Мышцы детей младшего школьного возраста имеет тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.

В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.

Так же дети в этом возрасте очень подвижны, для удачного и своевременного отбоя, на протяжении дня нужно как можно больше давать возможность выходу энергии, подвижные игры вам в этом помогут.

 

Социальные особенности

1. Отсутствие инициативы в общении. Попадая в новую для себя обстановку и коллектив, даже не испытывающие сложностей в процессе коммуникации, начинают чувствовать себя дискомфортно и поэтому пытаются избегать непосредственных контактов. Соответственно у них отсутствует самостоятельная инициатива в организации общения с незнакомыми сверстниками или взрослыми.

2. Взрослый – проводник в общении. Гораздо быстрее взаимодействовать между собой они начинают посредством взрослого. Поэтому задача вожатого проследить, чтобы каждый ребенок был в достойной, уважительной форме представлен, завязать между ребятами интересный разговор, создать «почву» для свободного, дружеского общения. Как правило, лучше всего это сделать посредством игр различной направленности и конкретных форм, так как в этот возрастной период игра - это то, что в наибольшей мере соответствует уровню развития и потребностям ребенка.

3. Феномен дружбы. Это социально-психологический феномен индивидуально-избирательных глубоких межличностных детских отношений, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. Наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом.

4. Выбор лидера. В каждой детской группе есть пользующиеся популярностью и не популярные дети. На это различие в положении среди сверстников влияет ряд факторов. У детей зафиксированы обоснования выбора, связанные с указанием на привлекательные нравственно-психологические черты сверстника. В качестве причины нежелания выбрать сверстника характерны особенности поведения, прямо проявляющиеся в общении («дразнится», «драчун», «обижает»); указание на плохое поведение; низкий уровень развития санитарно-гигиенических навыков и особенности внешности. Особой популярностью среди сверстников пользуются общительные, жизнерадостные, отзывчивые и склонные к участию в общих делах дети.

Средний возраст



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: