На деятельность (деловую сторону жизни) | На взаимоотно-шения с другими людьми | На себя и самоудовлет-ворение |
Выражается в оценке людей по их успехам в деятельности, что может порождать крайне бездушных деловых людей, не думающих о чувствах близких. | Приводит к излишней избира-тельности в общении и замы-кании в тесный круг «своих» | Порождает отношения эгоизма, себялюбия. |
Проблемы семьи в нашей стране:
- нерешенность жилищного вопроса.
- недостаток средств к существованию (безработица, низкая зарплата, высокие цены на основные продукты).
Распространение алкоголизма и наркомании (как среди взрослых, так и вреди детей), ухудшение здоровья детей (в результате неблагоприятной экологической обстановки, полученных наследственных болезней, отсутствия хоро-ших условий в школе, распространения компьютеров, постоянного просмотра телевизионных программ – это значительно влияет на ухудшение зрения, неправильного питания, отсутствие занятий спортом и т.д.).
-уменьшение авторитета родителей и вообще взрослых (это происходит не только из-за материальных причин, но и в результате или нежелания супругов понять мир своих детей, уважительно отнестись к их интересам и взглядам).
-рост количества разводов (в основном разводы происходят из-за легкомысленного отношения к браку), неумения спокойно решать разногласия (повышение то-на никак не могут способствовать достижению согласия), бездуховность (в семье, где низок уровень культуры, нет сложившихся традиций и обычаев, отношения обед-нены решением мелких бытовых вопросов) и т.д. Причины семейных неурядиц психологи видят в груп-пе факторов:
-сверхсуровой отцовской дисциплине (грубость, непони-мание, сумасбродство).
|
-недостаточном материнском надзоре (равнодушие, безразличие)
- недостаточной отцовской привязанности.
-недостаточной материнской привязанности.
-отсутствие сплоченности в семье.
В современной жизни происходят серьезные изменения. Основные тенденции в развитии семьи:
- равномерное распределение прав и обязанностей в семье.
-акселерация и раннее взросление.
- утрата прежних традиций, праздников, авторитета взрослых членов семьи.
- сексуальное раскрепощение.
- стремление к экономической независимости от родственников.
- ослабление религиозного воздействия.
- уменьшение интенсивности общения в семье (малое время проведенное вместе; телевизионное передачи, компьютеры заменяют непосредственное общение).
Обязанности родителей:
-воспитывать своих детей.
- заботиться об их здоровье (физическом, психическом, нравственном, духовном).
- обеспечить получение детьми основного общего образования.
- выбирать учебные заведение с учетом мнения детей.
-выступать в защиту интересов детей.
-способы воспитания должны исключать грубое, унижающее достоинство обращение и эксплуатацию детей.
Права несовершеннолетних детей:
-ребенок - лицо, не достигшее возраста 18 лет. - Имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами.
- на защиту от злоупотреблений родителей (может обращаться в органы опеки и попечительства, а с14 лет- в суд).
-на выражение своего мнения в решении касающихся его семейных вопросов.
-на выступлении в ходе судебного разбирательства (с 10 лет учет мнения ребенка обязателен)
|
-на участие в решении вопроса о своей фамилии с 10 лет изменение фамилии может быть произведено только с согласия ребенка).
-совершать мелкие бытовые сделки с 6 лет (покупки в магазине, принимать подарки)
- с 14 лет законы определяют большую свободу действий (появляется личное имущество, которым подросток может распоряжаться свободно).
Большие группы – многочисленная совокупность лю-дей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы.
К большим группам относятся этносы.
Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладаю-щих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образова-ний.
Черты этноса:
-общность языка.
- общность исторической судьбы.
- специфическая материальная и духовная культура.
- Семейно – бытовое поведение.
- нормы повседневного поведения, этикет.
Типы этносов:
- род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской). Род предшествовал этносу.
- племя – совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего проис-хождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов (например, криви-чи, уличи, поляне, древляне).
- народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой (например, финикийцы, эвенки, саксонцы).
|
- нация – исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, духовной культуры, этнического самосознания (немцы, русские, украинцы).
Род, племя – первобытное общество.
Народность - рабовладельческое, феодальное общество.
Нация - капиталистическое общество. важнейшим показателем сложившегося этноса является этническое самосознание - чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. Значительную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру. Благодаря этническому самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других наций и народностей, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой они реализуются.
Нация – исторически устойчивая социально – экономичес-кая и духовная общность людей.
Условия существования нации:
- общность территории.
-общность языка.
-общность экономического уклада.
- общность культуры.
- общность психического склада.
Возникновение наций связано с началом Нового времени:
- переход к капитализму.
- усиление экономических связей.
-образование внутреннего рынка.
- распространение грамотности и литературного языка.
В отличие от народности нация - более устойчивая общность людей, причем устойчивость ей придает общность экономической жизни. Каждая сложившаяся нация поднимается до осознания своих национальных интересов.
В современном мире ни одна нация не может жить в полной изоляции и обязательно вступает в межнацио-нальные отношения, устанавливает экономические, политические, идеологические, культурные, правовые, дипломатические и другие связи. Они могут быть ста-бильными (постоянными) и нестабильными (периоди-ческими), основанные на соперничестве и на сотрудни-чество, равноправными и неравноправными. При этом не всегда обходится без конфликтов.
Причины межнациональных конфликтов:
- территориальные споры.
--исторически сложившаяся напряженность.
- притеснение малых народов и наций.
- противоречия, связанные с использованием языка народа, который является этническим меньшинством.
-неравенство социально – экономических условий, в которых живут те или иные народы.
-отрицание государством самобытности этнических меньшинств.
- ущемление достоинства личности на расовой или на-циональной основе.
Там, где есть национальные конфликты, всегда присут-ствует идеология национализма.
Национализм – идеология или политика, ставящая интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов; стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнацио-нальную вражду.
Шовинизм – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов другим нациям и народам, внедряющая в сознание лю-дей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим наро-дам, которая разжигает вражду между людьми различ-ных национальностей и вероисповеданий.
Примеры национальных конфликтов: Югославия, сепа-ратистские настроения в Северной Ирландии, борьба между республиками СССР.
Принципы разрешения межнациональных конфликтов:
- соединение принципов территориальной, национально – территориальной и персональной автономии (П.А.- гарантия прав человека: права национального самооп-ределения, культурной автономии, свободы перемеще-ния, экономической и политической защиты независимо от места проживания).
- недопущениеправовых норм и законов, закрепля-ющих национальное неравноправие.
- уважение культурных традиций и интересов всех на-циональных групп.
-осуждение насилия в решении национальных проблем.
- неприятие шовинизма, особая чуткость и осмотрительность во всем, что касается межэтнического общения, затрагивающего национальные чувства людей.
Гуманистические принципы политики в области национальных отношений:
- отказ от насилия.
- поиски согласия на основе консенсуса всех участников.
- признание прав и свобод человека важнейшей ценностью.
- готовности к мирному урегулированию спорных проблем.
Руководством для этих действий служат положения Всеобщей декларации прав человека (1948г).
Особое место среди многочисленных групп занимают так называемые статусные социальные группы, воз-никающие на основе социального неравенства и играю-щие важную роль (а иногда и решающую) в определе-нии статуса того или иного члена общества (сословия, классы и т.д.). К основным типам социальных групп относятся касты, сословия, классы.
Наимено-вание социальной группы | Ее сущность | примеры | Возникно-вение |
Каста (от латинского –чистый) | Социальная группа, обладающая пожизненно закрепленными от рожде-ния религи-озным прави-лом и переда-ваемыми по наследству правами и обязанностями | Брахманы,(священ-ники), Кшатрии (воины), Вайшии (купцы), Шудры (рабочие и крестьяне). | Древняя Индия |
сословие | Социальная группа, обла-дающая за-крепленными обычаем или законом и передаваемы-ми по наследству правами и обязанностями | Высшие сословия (дворянство, духовенство) непривилегиро-ванное третье сословие (ремес-ленники, купцы, крестьяне). В России: дворяне, купечество, крестьянство, мещане. | Средневе-ковая Европа. |
класс | Социальная группа, раз-личающаяся по ее роли во всех сферах жизнедеятель-ности общест-ва, которая формируется и функциони-рует на основе коренных социальных интересов | Рабы и рабовладельцы, феодалы и зависимые крестьяне; буржуазия и наемные рабочие | Классовое общество |
В нашей стране сейчас существуют практически все перчисленные группы. Самая большая проблема российского общества - огромная пропасть между небольшой группой сверхбогатых людей и основной
массой населения, живущей на грани нищеты. Для развитых современных обществ характерно наличие так называемого среднего класса. Такие люди свободны в выражении своих взглядов, на них трудно оказывать давление, они не допускают нарушения своих прав. Чем больше представителей этой группы, тем благополучнее общество в целом. Считается, что в стабильном обществе представители среднего класса должны составлять 85-90 %. К сожалению, у нас эта группа только формируется, а обеспечить ее рост одна из задач государственной политики.
В любом обществе вне зависимости от его историчес-ких и географических рамок складывается порядок, иерархия расположения групп людей. Где-то этот поря-док определяется рождением, где –то образованием, где-то богатством. Положение каждого конкретного челове-ка в подобной иерархии можно назвать социальным статусом.
Социальный статус - положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, про-исхождением, профессией, семейным положением, и свя-занный с этим определенный набор прав и обязанностей. Социальный статус является показателем общественного положения личности, социальной группы, охватывающим профессию, квалификацию, должность, характер выпол-няемой работы, материальное положение, политическое влияние, партийную и профсоюзную принадлежность, деловые связи, национальность, религиозность, возраст, семейное положение, родственные связи и др.
виды социальных статусов:
- исходные (предписанные, прирожденные) – пол, раса, возраст (иногда включают национальность и религиоз-ную принадлежность).
- достигаемые статусы (приобретенный) – приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (материальное положение, образование, политическое влияние, деловые связи и др.).
- главный (основной) статус (наиболее характерный для данного человека статус, по которому его выделяют окружающие, с которым они его отождествляют)
- социальный статус (положение человека как предста-вителя большой социальной группы).
- личный статус (положение, которое человек занимает в малой группе, в зависимости от того, как оценивается по своим индивидуальным качествам (лидер или аутсайдер, знаток, душа компании и т.п.)). Один человек обладает множеством статусов, так как он входит во многие социальные группы и организации. В современном обществе человек имеет возможность изменить свой статус, получая образование, проявляя деловую активность. В любом обществе существует некоторая иерархия ста-тусов, которая представляет собой основу его стратифи-кации. Определенные статусы являются престижными, другие – наоборот.
Престиж - это оценка обществом социальной значимос-ти того или иного статуса, закрепленная в культуре или общественном мнении. Иерархия статусов формируется под влиянием 2 факторов:
-реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек.
- системы ценностей, характерной для данного общества. Если престиж каких- либо статусов является необоснованно завышенным или наоборот, заниженным, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечивать свое нормальное функционирование. От престижа необходимо отличать авторитет – степень признания обществом достоинств личности, конкретного человека.
Социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на её поведение. Зная социальный статус человека можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение, ассоциируемое с тем социальным статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.
Социальная роль - некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе.
Социальная роль - это то, что ожидается в данном обществе от всякого человека, занимающего определен-ное место в социальной системе.
Виды социальных ролей:
- основная: гражданин, член семьи, труженик, собствен-ник, потребитель.
- ситуационная - пассажир, пешеход, покупатель, зри-тель.
Структура социальной роли:
-социальные нормы --- требования, предъявляемые к поведению, соответствующему социальной роли ---оценка выполнения социальной роли --- санкция – реакция общества или социальной группы на действия индивида в рамках социальной роли ---побуждение человека к определенному типу поведения. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же носить неформальный характер. Ролевые требования к человеку закреплены в правилах - социальных нормах. Содержание роли определяется ценностными ориентация-ми и социальными нормами, предписанными для данной роли. Эти нормы:
- описывают тип поведение людей, который должен соответствовать данной норме.
- предписывают соответствующее поведение.
- имеют санкции за нарушение предписанного поведения.
Роль задается:
- устойчивыми ожиданиями общества или социальной группы.
- ценностными ориентациями человека, которые заставляют его исполнять роль.
- внешними факторами - людьми, которым человек подражает. У каждой роли существуют свои правила, требования, права, ожидаемое поведение. Есть роли, которые могут выполнять только взрослые или только дети. И напро-тив, есть роли, которые могут выполнять и взрослые и дети (болельщика, пользователя интернет – кафе.
Личность, находясь в обществе, представляет собой отражение всей совокупности отношений данного об-щества. Поэтому, каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе (например, отец, друг, покупатель, работник). Подобное многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том слу-чае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу). Ролевой конфликт - это конфликт, связан-ный с выполнением человеком одной или несколько социальных ролей, которые заключают в себе несовмес-тимость, конфликтующие обязанности и требования.
Основные (базисные) социальные роли:
- - роль труженика.
-роль собственника.
- роль потребителя.
- роль гражданина.
- роль члена семьи.
При этом личность сохраняет свою автономию и имеет свободу выбора. Социальная роль только намечает схе-му поведения человека, но выбор остается за личностью
Утрата этих ролей часто переживается как внутренняя трагедия.
Но некоторые роли, а их большинство - пешеход, поку-патель, являются личностно не значимыми для челове-ка. Их отсутствие или наличие человек воспринимает незаметно, не вкладывая в них частичку души.
Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей, которые ему предлагают-ся обществом, те, которые позволяют ему лучше реали-зовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, предлагая осу-ществить выбор путей его исполнения самой личности. В любом обществе существует неравенство. Социальное неравенство - характеризует положение по отношению друг к другу различных людей и их объединений. Неравенство существовало в обществе на разных ступенях его развития. Но для каждого периода были и определенные, присущие только данной эпохе черты и признаки. Неравенство является одной из основ социальной структуры общества.
Социальная структура - внутреннее устройство общества или социальной группы.
Социальная (стратификационная) структура – расслоение и иерархическая организация различных сло-ев общества, а также институтов и отношений между ними.
Страты - большие группы людей, отличающиеся по своему положению в социальной структуре общества.
Основы стратификации- естественное и социальное неравенство людей.
Критерии социального неравенства людей:
1) К. Маркс- обладание человеком собственности и уровень его доходов.
2) М.Вебер – обладание человеком не только собствен-ностью, но и социальным престижем и принадлежностью субъекта к политическим партиям, к власти.
3) П. Сорокин - неравномерность распределения прав и привилегий, ответственностей и обязанностей в общест-ве. Он же утверждал, что социальное пространство име-ет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять: - по гражданству, - по роду занятий, -по национальности, - по религиозной принадлежности, - по социальным функциям, которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.
Историческая стратификация, т.е. неравенство в дохо-дах, власти, престиже и т.д., возникает с зарождением человеческого общества. С появлением первых государств она ужесточается, а затем, в процессе развития общества (прежде всего западного) смягчается.
Первая система стратификации – рабство.
Вторая – кастовый строй.
Каста - социальная группа, членство в которой передает-ся человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую невозможен - для этого необходи-мо родиться еще раз.
Третья система - сословная.
Сословия - группы людей, которые обладают закреплен-ными в законе или обычае правами и обязанностями, пе-редаваемыми по наследству.
4 система - классовая.
Классы - большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе обществен-ного производства, по их отношению к средствам
производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и раз-мерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
Основные классы:
- рабы и рабовладельцы.
- феодалы и крестьяне.
-буржуазия и пролетариат.
- так называемый средний класс.
Элементы социальной структуры:
- этническая структура: (род, племя, народность, нация).
- демографическая структура: ( по возрасту и полу).
-поселенческая структура: (городские жители, сельские жители).
- классовая структура: (буржуазия, пролетариат и т.д.)
- профессионально- образовательная структура.
В самом общем виде в современном обществе можно выделить 3 стратификационных уровня:
1.высший.
2. средний.
3. низший.
В экономически развитых странах второй уровень явля-ется преобладающим, придавая обществу стабильность.
Внутри каждого уровня находится также иерархически упорядоченная совокупность различных социальных слоев. К ним обычно относят следующие стратовые блоки:
1. профессиональные администраторы.
2. технические специалисты.
3. предприниматели.
4. интеллектуалы, занятые различными видами умственного труда.
5.квалифицированные рабочие.
6. неквалифицированные рабочие и др.
Человек, занимающий некоторое место в этой структуре,
имеет возможность переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая свой социальный статус.
Такой переход называется социальной мобильностью ( социальнаямобильность - это социальное явление). Социальная мобильность - совокупность социальных перемещений людей в обществе с изменением их статуса. Виды социальной мобильности:
- межпоколенная - долговременная (изменение статуса детей по сравне-нию с их родителями.
-внутрипоколенная.
- краткосрочная.
- географическая (не изменение социального статуса или группы, а перемещение из одного места в другое).
-Индивидуальная (карьерный рост человека, происходящий независимо от других).
- групповая (коллективное перемещение, появление новых классов после революций или войн).
- организованная (перемещение человека или групп людей под управлением государства – раскулачивание, этнические чистки, насильственное переселение).
- структурная (вызывается изменениями в организации производства и происходит помимо воли людей, например сокращение или закрытие предприятий).
Виды социальной мобильности:
Вертикальная.
2. горизонтальная. (переход из одного гражданства в другое).
Высокий показатель вертикальной мобильности - важный показатель демократического общества.
Подтипы вертикальной мобильности:
1. восходящая: проникновение индивида из нижнего пласта в более высокий пласт и проникновение всей группы в более высокий пласт.
2. нисходящая: падение индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, без разрушения исходной группы, или деградация всей социальной группы.
Маргинальность - нахождение индивида между 2 культурами, связанный с перемещением его в социальном пространстве.
Маргинал - это индивид, утративший свой прежний со-циальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом, и, кроме того, оказавшийся неспособ-ным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует.
Люмпены – это группы людей, опустившихся на соци-альное дно, нищие, люди без определенного места жи-тельства. Люмпенизация обычно связана с периодами социальных потрясений, углубления кризисного состоя-ния общественных структур общество как бы выбрасы-вает люмпенов из социальной жизни, из нормального круга человеческих отношений. Со временем маргиналы могут сформироваться в новую устойчивую группу людей. В современном мире возник-новение маргинальных групп является важным источ-ником изменения и развития общественной структуры.
Социальный конфликт - столкновение противополож-ных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития.
Социальный конфликт – особый тип социального взаи-модействия, субъектами которого являются общности, организации и отдельные личности.
Участники социального конфликта:
-индивиды.
- социальные группы.
- организации и объединения.
- государства.
Основные субъекты конфликта - оппоненты или противоборствующие стороны. Противоборствующие сторогны могут быть неравнозначными, т.е. иметь разные ранги (-это сила оппонента в конфликте, обусловленная его социальным статусом, имеющимися в распоряжение ресурсами и властью. Например, личность может конфликтовать с группой и даже государством и победить, если ее ранг окажется выше.
Не все участники конфликта обязательно находятся в непосредственном противоборстве друг с другом. В конфликте также есть свидетели, посредники, подстрека-тели и пособники.
Свидетели - это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны.
Подстрекатели – те, кто подталкивает других участников к конфликту.
Пособники – люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами.
посредники – люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.
Причины конфликтов лежат в существующем общественном неравенстве, порождающем различия в отношениях власти и собственности.
Предмет конфликта - объективно существующая или воображаемая проблема, которая является причиной разногласия между оппонентами.
Объект конфликта – некий дефицитный ресурс (или контроль над этим ресурсом).
Конфликтная ситуация складывается постепенно, как правило на фоне социальной напряженности.
Социальная напряженность- это особоесостояние мас-сового сознания, вызванное обострением социальных противоречий.
Социальная напряженность в обществе характеризу-ется:
- распространениесреди населения недовольства существующими порядками.
-утратой доверия к власти.
-стихийными массовыми действиями (митинги, забастовки, погромы и др.)
Любой конфликт начинается с инцидента.
Инцидент (или повод) конфликта – событие или обстоятельство, в результате которого латентные (т.е. скрытые) противоречия между сторонами переходят в стадию открытого противостояния. Повод может быть реальный или придуманным. В последнем случае речь идет о провокации конфликта.
Само конфликтное поведение состоит из противополож-но направленных действий оппонентов все эти действия могут быть разделены на основные (непосредственно направлены на предмет конфликта) и вспомогательные (обеспечивают выполнение основных).
Конфликтные действия подразделяются на наступатель-ные и оборонительные. Если ни одна из сторон не пытается пойти на уступки и уклониться от конфликта, то последний переходит в острую стадию и может разрастаться.
Эскалация - разрастание конфликта, при которой увеличивается число участников.
Завершение конфликта не всегда означает его разрешения. Разрешение конфликта – решение участников о прекра-щении противоборства. Самым оптимальным разрешени-ем конфликта является достижение Консенсуса - это согласие значимого большинства представителей некоторого сообщества относительно важных аспектов его функционирования, выраженное в оценках и действиях. Консенсус не означает единогласия, посколь-ку добиться полного совпадения позиций сторон невоз-можно.
стадии социального конфликта:
1)предконфликтная – складывание конфликтной ситуа- ции. Осознание противоположными сторонами существу- ющего эмоционального напряжения, стремление преодо-леть его, понимание причин конфликта, оценка своих возможностей; выбор способа воздействия на противни-ка.
2) непосредственно конфликт - недоверие и отсутствие уважение к противнику; невозможность достичь согласия. Наличие открытых и скрытых действий, направленных на изменение поведения соперников.
3) разрешение конфликта – прекращение действий, направленных на изменение поведения соперников; устранение причин конфликта; изменение установок соперников относительно друг друга.
Причины социальных конфликтов:
-социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций.
-различия в уровнях доходов, власти, культуры, доступе к образованию, информации.
- религиозные различия.
- поведение человека, его социально - психологические черты (характер, интеллект, общая культура и т.д.).
Виды социальных конфликтов:
-внутриличностный – происходит внутри личности на уровне индивидуального сознания.
- межличностный – происходит между 2 и более членами одной группы или нескольких групп.
- межгрупповой –конфликт одной группы с другой (например, конфликт между различными классами, национальностями, религиозными и поколенческими - конфликт «отцов и детей» - группами).
- конфликт с внешней средой – давление на человека извне со стороны культурных, административных, экономических норм и предписаний, конфликт с организациями, поддерживающими эти нормы и предписания.
-конфликт, охватывающий отдельные сферы общест-венной жизни - экономичексий, политический, этнический.
- конфликт, охватывающий общество в целом – социальная революция – быстрый переход от одного общественно- политического строя к другому; война.
Виды конфликтов:
А) по длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся.
Б) по источнику возникновения: объективные, субъективные и ложные.
В) по форме: внутренние и внешние.
Г)по характеру развитию: преднамеренные и спонтанные.
Д) по используемым средствам: насильственные и ненасильственные.
Е) по влиянию на ход развития общества: прогрессивные и регрессивные.
Ж) по сферам общественной жизни: экономические, политические, этнические, семейно-бытовые.
Условия, способствующие успешному разрешению социальных конфликтов:
1) Своеобразный и точный диагноз причин конфликт-ной ситуации, т.е. выявление существующих проти- воречий, интересов, целей.
2) Обоюдная заинтересованность и преодоление про-тиворечий на основе взаимного признания интере-
сов каждой из сторон. |
3) Совместный поиск путей преодоления конфликта:
А) прямой диалог сторон.
Б) компромисс - соглашение путем взаимных уступок без ущемления коренных интересов сторон.
В) посредничество - использование третьей стороны в разрешении конфликта.
Г) демонстрация взаимного уважения сторон друг к другу.
Социальный конфликт нельзя рассматривать односто-ронне. Конфликт может дать положительный резуль-тат, а может привести к обратному эффекту - к раз-общению и возникновению серьезных противоречий и преград для эффективной деятельности..
Роль социального конфликта:
позитивная | негативная |
Информирование о наличии общих проблем | Создание стрессовых ситуаций |
Стимулирование социальных изменений | Нарушение порядка общественной жизни |
Снятие психологической напряженности участников конфликта: осознание своих интересов и интересов других, переход к сотрудничеству. | Разрушение равновесия сил, устойчивого положе-ния. |
Необходимо научиться разрешать социальные конф-ликты, чтобы они приводили к наименьшим издерж-кам для общества и участвующих в них личности.