Общая характеристика источников Древнерусского права
Обычное право как источник Древнерусского права
Признаки обычного права:
- Право было в большей мере представлено в устной форме
- Обычное право сложилось под влиянием нескольких факторов: внутренних (например, убеждения человека) и внешних (структура общества, верование)
- ОП отличается консервативностью, т.е практически не изменялось и сравнялось по значимости с традицией
- В связи с этим все массово следовали нормам ОП
Международные договоры как источник Древнерусского права
ДОГОВОРЫС ВИЗАНТИЕЙ
Первый договор с Византией – устный – 907г
Второй – 911 – письменный
944г. – Игорь заключает договор с Византией
Почему мн договоры считаются источником Дрр права?
- Первые договоры Руси с Византией некоторые исследователи оценивают как опыт заимствования иноземного права и форму перехода от обычного права к законодательству. Так как тексты содержат нормы византийского и русского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному, уголовному праву.
- Договоры содержали упоминания о смертной казни (чего нет в РП), санкциях, также мн договоры признавали право найма на службу, утверждали меры по поимке беглых рабов, определяли порядок регистрации отдельных товаров.
- Право содержащееся в текстах мн договоров раньше обычного начало фиксироваться в письменной форме
Пример, что содержал первый письменный договор Руси и Византии. Он определял беспошлинную торговлю в Царьграде, купцы русские получали содержание от Византии на время торговли, и на русские корабли не распространялось береговое право (это право, по которому жители морского побережья, побережья озёр, рек или его владельцы могли присваивать себе обломки кораблей и прочего)
В мн договорах определялось юридическое положение русских купцов и воинов в Византии, торговые льготы и пошлины, положения о взаимном выкупе рабов и пленников (ст. 9, 11 договора 911 г.), о выдаче преступников (ст. 14 договора 911 г.), о праве русов поступать на службу к византийскому императору (ст. 10 договора 911 г.)
- Нормы уголовного права (о смертной казни по греческому праву, о кровной мести по закону русов) содержатся в договорах 911 и 945 г. О наказаниях за причинение телесных повреждений говорят ст. 5 договора 911 г. и ст. 14 договора 945 г., об имущественных преступлениях (краже, грабеже и разбое) — ст. 6, 7 договора 911 г. и 5, 6 договора 945 г
- К области гражданского права относились нормы о наследовании по завещанию, по закону (для нисходящих и боковых родственников) (ст. 13 договора 911 г.), о рабовладении и взаимном обязательстве возвращать беглых рабов (ст. 12 договора 911 г., ст. 3, 4 договора 945 г.).
Княжеские уставы как источник права
Церковные уставы Владимира Святославовича и Святослава Владимировича –
древнейшие источники права, содержащие нормы о брачно-семейных отношениях,
преступлениях против Церкви, нравственности и семьи. В уставах определялись полномочия церковных органов и судов. Уставы регламентировали десятину.
В Уставе Владимира говорится о:
- пожаловании Церкви «десятины» (одной десятой части всех княжеских доходов)
- Кроме того, Устав Владимира очертил круг лиц, «людей церковных, богодетельных», на которых юрисдикция церковных судов распространялась по всем делам и вопросам. В этот круг включались: духовенство белое (с семьями) и черное (монашеское); миряне, служащие Церкви, врачи и повивальные бабки, люди убогие, получающие от Церкви содержание, вольноотпущенники по духовному завещанию, вдовы, богомольцы и т.п.
Русская правда как источник Древнерусского прав а
Правда Ярослава 1016г:
· признавала кровную месть за близкими родственниками
· божий суд (физические испытания, доказывающие невиновность)
· нет телесных наказаний и казни
· вместо них вира
· полувирие за тяжкое ранение
· головничество в качестве компенсации родственникам убитого
· знает наследство по закону, по завещанию, «мертвой руки»-князь
История появления ОП
В первом тысячелетии нашей эры у восточных славян формировались обычаи. Постепенно, часть обычаев стала обеспечиваться обязательным принуждением к исполнению родоплеменными органами и общинами и приобрела качества обычного права.
Часть норм обычного права закреплялась в государственном письменном законодательстве. Соотношение обычного права и законодательства зависело от того, насколько сильной была государственная власть. Чем слабее было государственное влияние, тем активнее действовало обычное право. Некоторые элементы обычного права сохранились в крестьянской среде до XIX в.
Княжеские Уставы как источник права.
Наиболее характерны Уставы князей Владимира I и Ярослава Мудрого. Я расскажу об Уставе Великого князя Владимира Первого.
Статья 3 Статья устанавливает доходы церковной организации в лице церкви Св. Богородицы Десятинной.
Статьи 4 - 5 написаны в соответствии с правилами греческой православной церкви и представляют собой отказ князя от вмешательства в дела, переданные церкви. Таким образом, закрепляется принцип разделения церковной и светской судебной компетенции.
Статьи 6—7 представляют собой наказ князя Владимира своим многочисленным детям (одних только сыновей было 12), внукам и другим родственникам не вмешиваться в компетенцию церковного суда. Князь Владимир подчеркивает бессрочное во времени и неограниченное четкой территорией действие своих установлений.
Статья 12 содержит перечень лиц духовного сана, лиц, находившихся под патронатом церкви, а также заведений, состоящих на ее содержании.
Статья 13 указывает на подсудность этих лиц суду митрополита или епископа и перечисляет основные категории дел.
Таким образом, Устав Владимира Первого состоит всего из нескольких статей касается трех вопросов:
- церкви отводится десятая часть (десятина) от судебных, торговых и иных доходов
- создается независимый от государства церковный суд, рассматривавший преступления, совершенные служителями церкви, зависимыми от церкви людьми: инвалидами, вдовами и т.д.);
- оговариваются категории дел, по которым церковь судила христиан всех сословий (развод, семейные драки, колдовство, еретичество, дела о наследстве и т. д.). Однако наказания по ним Устав не определял.
Русская правда как источник Древнерусского права
Русская Правда— древнейший русский сборник законов —формировалась на Протяжении 11 - 12 вв. Первый Текст был обнаружен и подготовлен к печати Татищевым в. 1735 г.
Принято делить сборник на три редакции – Краткую, Пространную и Сокращенную. В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава (пли Древнейшая), и Правда Ярославичей — сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Правда Ярославичей включает ст. 19—-13 Краткой Правды