Проект на тему «Изучение лингвистических ошибок в повседневной жизни»




Цель работы: собрать информацию о лингвистических ошибках.

Задачи:

Ø Узнать какие существуют виды лингвистических ошибок.

Ø Как бороться с лингвистическими ошибками.

Ø Где встречаются лингвистические ошибки

Ø Почему нужно бороться с лингвистическими ошибками

Ход работы:

Лингвистика(lingua, что озна­ча­ет «язык»)– это наука, изучающая язык, рассматривающая образование слов, построение предложений и словосочетаний.

Следовательно, лингвистические ошибки – это ошибки в устной и письменной речи человека.

Значит лингвистические ошибки соответствуют разделам лингвистики.

В лингвистике выделяют следующие разделы:

1) фонетика – раздел лингвистики, который изучает звуки речи;

2) лексикология – раздел лингвистики, который изучает словарный состав языка;

3) фразеология – раздел лингвистики, который изучает устойчивые сочетания слов (фразеологизмы);

4) морфология – раздел лингвистики, который изучает слово как часть речи;

5) орфография – раздел лингвистики, который изучает правила написания слов;

6) синтаксис – раздел лингвистики, который изучает строение словосочетаний и предложений;

7) пунктуация – раздел лингвистики, который изучает правила постановки знаков препинания в предложении.

Фонетические ошибки - это неправильное произношение звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения.

Лексические ошибки - это употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования.

Типы:

Употребление слова в несвойственном ему значении. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

o Смешение слов, близких по значению

o Смешение слов, близких по звучанию

o Смешение слов, близких по значению и звучанию.

Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.

Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень.

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении.

o Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;

o Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);

o Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);

o Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;

o Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);

o Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;

o Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

 

Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова.

Орфографические ошибки - незнание правил написания, переноса, сокращения слов.

Синтаксические ошибки - нарушение конструирования предложений, правил сочетания слов.

o Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;

o Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;

o Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);

o Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;

o Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

Пунктуационные ошибки - неправильное употребление знаков препинания при письме.

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

o Чтение художественной литературы.

o Посещение театров, музеев, выставок.

o Общение с образованными людьми.

o Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: