[σH] = – для тихоходной ступени
σн lim b – предел контактной выносливости при базовом числе циклов
σн lim b = 2HB +70;
-для шестерни: σн lim b = 2*245+70 =560МПа
- для колеса: σн lim b = 2*263+70= 596Мпа
Для шестерни: [σH] = = 509МПа
Для колеса: [σH] = = 541,8МПа
Допускаемые контактные напряжения для быстроходной ступени.
[σH] = 0,45 ([σH1] + [σH2])
[ σH ] = 0,45(541,8+ 509) = 478 МПа
Допускаемое напряжение изгиба:
[σF] = ; – коэффициент безопасности
[sF] = [sF]’ [sF]” = 1,75*1 = 1,75
σF lim b = 1,8HB
- для шестерни: = 1,8 * 263 = 473 МПа, [σF]1 = = 270 МПа
- для колеса: = 1,8 * 245 = 441 МПа, [σF]2 = = 252 МПа
Определение параметров тихоходной ступени
Межосевое расстояние:
aω = Ka *(u+1) *
Ks = 49,5 – вспомогательный коэффициент для прямозубых передач
[σH] = 472,8 МПа – допускаемое контактное напряжение колеса с менее прочным зубом;
Ψba = 0,25 – коэффициент ширины венца колеса;
Khβ = коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба;
KHβ = 1,1
aw = 43(70 + 1) * = 177,08мм
Ближайшее значение межосевого расстояния по СТ СЭВ229-75 аw = 180мм
Нормальный модуль зацепления:
m = (0,01…0,02) aw = (0,01…0,02) 160 = 1,6…3,2мм
Принимаю по ГОСТ 9563-60* mn = 2мм
Предварительно принимаю угол наклона зубьев β = 100 и определяю число зубьев шестерни и колеса:
Суммарное число зубьев = = = 176,4мм
Z1 = = = 29 (для шестерни)
Z2 = z∑ - z1 = 176,4 – 29 = 147 (для колеса)
Уточненное значение угла наклона зубьев β:
cosβ = = = 1,1
arccos1,1= 1055’
Принимаю угол наклона зубьев β= 1055’
Основные размеры шестерни колеса:
- диаметры делительные: d1 = mz1/cosβ = 2*29/0,9875= 58.73 мм
d2 = mz2/cosβ = 2*147/0,9875= 297.72 мм
Проверка: a w = мм
- диаметр вершины зубьев: da1 = d1 + 2m = 58,73 + 2*2 = 62,73 мм
da2 = d2 + 2m = 297,72 + 2*2 = 301,72 мм
- диаметр впадин зубьев: d f1 = d1 – 2,4m = 58,73 – 2,4 * 2 = 53,93 мм
d f2 = d2 – 2,4m = 297,73 – 2,4 * 2 = 292,93мм
|
- ширина колеса: b2 = ψba *aw = 0,25 * 178,2 = 44 мм
- ширина шестерни: b1 = b2 +5 = 44 + 5 = 49 мм
Ψbd = = = 0,83
Окружная скорость колес:
ν = = = 1,14 м/с
Степень точно передачи: для прямозубых колес при ν < 5 м/с следует назначить 8-ю степень точности по ГОСТ1643-81
Коэффициент нагрузки: KH = KHa * KHβ * KHν
KHβ = 1,1
KHa = 1,1
KHν = 1,0
KH = 1,1*1,1 * 1,0 = 1,21
Контакты напряжения:
σH = = = 164, 8 МПа
σH < [σH ] = 478 МПа
Проверим зубья на выносливость по напряжению изгиба:
σF = < [σF ]
KF = KFβ *KFν = 1,20 *1,1 = 1,32
YF – коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от числа зубьев:
- для шестерни: (при z= 26) YF1 = 3,9
- для колеса: (при z = 132) YF = 3,6
= = 69,2; = = 70
Проверку на изгиб проводим для шестерни:
σF = = = 99,2 МПа < [σF2 ] =270МПа
Силы, действующие в зацепление:
- окружная: Ft = = = 345,73
- радиальная: Fr = = = 706,9 H
- осевая: Fa1 = Ft1 * tgβ = 1918 * tg9004’ = 306,07 H
Пример предварительного расчета валов редуктора
Схема привода
1 – электродвигатель, 2- муфта, 3 – редуктор
Вал ведущий.
Вращающий момент T1 = 3,71 Н м, допускаемое напряжение на кручение [ τk] =25 МПа
d> = = 9,11мм
Принимаем диаметр входного вала редуктора равным диаметру вала двигателя 32мм, под подшипники 35мм, под шестерней 40мм.
Вал промежуточный.
Вращающий момент T2 = 49,68 Hм, допускаемое напряжение на кручение [TK] = 25МПа
d> = = 21,63мм
Принимаем диаметр под подшипники 20мм, под зубчатое колесо 30мм.
Шестерню выполняют заодно целое с валом.
Вал ведомый.
Вращающий момент T3 = 253,58 Hм, допускаемое напряжение на кручение [Tk] = 25МПа.
d> = = 37,3мм
Принимаем диаметр выходного конца вала 40мм, под подшипник 45мм, под зубчатое колесо 50мм.
|
Список литературы
1. Анурьев В. И. Справочник конструктора – машиностроителя. В 3–х томах. М., Машиностроение, 2006.
2. Детали машин: Атлас конструкций/ Под ред. Д.Н. Решетова. М.: Машиностроение, 2007.
3. Ерохин, М.Н. Детали машин и основы конструирования, учебник/ Ассоциация “ Агрообразование”; ред. М.Н. Ерохин. – 2-е изд., доп. и перераб. –М.: КолосС, 2011. -512 с.
4. Допуски и посадки: Справочник: В 2ч 8 –е изд., перераб. и доп. СПБ.: Политехника, 2001. 576с.: ил.
5. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин. М.: Высшая школа, 2008.
6. Иванов, М.Н., Финогенов, В.А. Детали машин. М.: Высшая школа, 2009.
7. Курмаз, Л.В., Скойбеда, А.Т. Детали машин. Проектирование. Минск 2001.