Мировой рынок алюминия
Алюминий - химический элемент в группе бора с символом Al и атомное число 13. Это серебристый белый металл. Алюминий - третий по распространенности элемент на Земле (после кислорода и кремния), и самый распространенный металл, в земной коре. Алюминий составляет приблизительно 8% веса твердой поверхности Земли. Алюминий является химически активным элементом, поэтому в свободном виде в земной коре не встречается. Обычно алюминий можно встретить в различных химических соединениях, кторых в земной коре насчитывается более 270 видов. Главная руда алюминия - боксит.
Алюминий замечателен ввиду своей низкой плотности и способности сопротивляться коррозии по причине явления пассивирования. Структурные компоненты, сделанные из алюминия и его сплавов, жизненно важны для авиакосмической промышленности, транспортной промышленности и строительстве. Самые полезные соединения алюминия - это оксиды и сульфаты. Вместе с тем, несмотря на распространенность в окружающей среде, алюминиевые соли не используются никакой формой жизни.
Залежи бокситов, сырья для алюминия, не широко распространены во всем мире. Есть только семь богатых бокситами областей: Западная и Центральная Африка (главным образом, Гвинея), Южная Америка (Бразилия, Венесуэла, Суринам), Карибское море (Ямайка), Океания и южная Азия (Австралия, Индия), Китай, Средиземноморье (Греция, Турция) и Урал (Россия). Главные залежи высококачественных бокситов с высоким содержанием алюминия (не меньше чем 50%), уже разделены между главными игроками рынка. Другие компании должны или купить глинозем на свободном рынке - и полностью зависеть от динамики цен - или объединить силы с владельцами месторождений.
Запасы на месторождениях алюминия в 2012 году, млн.тонн *
Гвинея | 7,400.0 |
Австралия | 6,000.0 |
Бразилия | 2,600.0 |
Ямайка | 2,000.0 |
Индонезия | 1,000.0 |
Прочие страны | 10,000.0 |
Всего запасы | 29,000.0 |
* данные US Geological Survey
Алюминий в земной коре - это оксид, который называется глиноземом. Поскольку сам алюминий не встречается в природе как металл, обработка алюминия совершила гигантский скачок вперед вперед с появлением электричества.
Залежи бокситной руды добываются и перерабатываются в глинозем - одно из сырья для промышленности для металлического алюминия. Металлический алюминий получается путем элекролиза расплава глинозема. По действием постоянного тока в присутствии углерода оксид алюминия в расплаве разлагается на металлический алюминий и углекислый газ. Полученный таким образом алюминий выплавляется в слитки.
Несмотря на то, что в последние 125 лет неоднократно предпринимались попытки по поиску менее энергозатратного метода получения "крылатого металла", альтернативы способу электрометаллургии пока нет. Вместе с тем, за последние два десятилетия эффективность использования электроэнергии при производстве металла была увеличена приблизительно на 20%.
Конечный алюминий выпускается в виде литых заготовок, штамповки и алюминиевых продуктов. Автомобильная промышленность - крупнейший рынок для литых деталей из алюминия, и литые детали составляют более чем половину алюминия, используемого в автомобилях. Различные передачи и поршни были фактически универсальными в автомобилях и грузовиках во всем мире в течение многих лет.
Штамповка - предпочтительный материал для бесчисленных нужд. Проектировщики и спецификаторы материалов выбирают алюминиевые профили, потому что штамповка предлагает большие преимущества дизайна: различные сплавы могут быть с готовностью сформированы в сложные формы; набор инструментов штамповки недорог; время выполнения заказа для различных форм или опытных образцов относительно кратко; доступны много различных вариантов; а также полностью сохраняется возможность переработки изделия, т.е. ценность жизненного цикла продукта. Алюминиевые продукты - полуфабрикаты, такие как лист, пластина, фольга, провода и кабели, пигменты и порошок и т.д.
Роль вторичной переработки в алюминиевой промышленности очень важна. Переработка - критический компонент промышленности, учитывая ее вклад в сохранение окружающей среды и экономическую составляющую. Переработка экономит почти 95% электроэнергии, которую нужно затратить, чтобы произвести алюминий из первоисточника, бокситной руды.
Поскольку использование алюминия выросло, алюминиевая промышленность стала пионером в области вторичной переработки, зарабатывая международное признание как лидера в восстановлении материалов. Сегодня в мире ежегодно производится более 15-18 млн. тонн вторичного алюминия.
Производство первичного алюминия в мире по итогам 2012 года упало на 1,3%, составив 43,431 млн тонн. Об этом говорится в отчете International Aluminium Institute. В 2012 году в Китае произвели 17,992 млн тонн металла (+ 1,2%), в странах Африки - 1,636 млн тонн (- 9,4%), в Северной Америке - 4,851 млн тонн (- 2,4%), Южной Америке – 2,053 млн тонн (- 6%), странах Азии - 2,535 млн тонн (без изменений), Западной Европе - 3,605 млн тонн (- 10,5%), Центральной и Восточной Европе - 4,323 млн тонн (без изменений), Океании - 2,178 млн тонн (- 5,6%), Ближнего Востока - 3,658 млн тонн (+ 5%).
Добыча алюминия в мире, млн.тонн*
* данные US Geological Survey
Алюминий используется чрезмерно в современном мире, и использование металла чрезвычайно разнообразно из-за его многих необычных комбинаций свойств. Главные сферы потребления алюминия - транспорт (особенно самолеты), изготовление алюминиевых банок и другой упаковки, а также строительство и электротехника.
Одной из наиболее распространенных сфер конечного потребления алюминия является упаковка, включая банки для напитков, фольгу, крышки и контейнеры. В каждом таком изделии алюминий присутсвует для того, чтобы обеспечить продуктов питания от воздействия окружающей среды. Естественная устойчивость алюминия к коррозии помогает ему в своей роли в упаковке (и во многих других областях), поскольку в отличие от железа, алюминиевая окись формирует защитный слой на поверхноти металла, что препятствует его дальнейшему разрушению. Алюминий абсолютно непроницаем (даже чрезвычайно тонкая фольга), и не позволяет распространяться запахам из упаковки пищевых продуктов. Металл также нетоксичен и не имеет запаха, что делает его идеально подходящим для упаковки.
Легкость алюминия дает ему много преимуществ при использовании в транспортной отрасли. Поскольку алюминий не является твердым металлом, то в транспортной промышленности он используется, в основном, в сплавах с другими металлами. Особенно применение алюминия важно в самолетах, где меньший вес обеспечивает более хорошие летные качества. В современных самолетах алюминий составляет 80% их (не обремененного) веса, а обычный Boeing 747 содержит приблизительно 75 тонн металла. Его устойчивость к коррозии - преимущество в транспорте (так же как и в упаковке), поскольку использование алюминия дает возможность не использовать различные коррозионно стойкие покрытия, что экономит несколько сотен килограммов веса.
Вес также важен при использовании алюминия в электротехнике, где низкая плотность, делает его незаменимым для передачи электроэнергии на большие расстояния, несмотря на то, что электрическая проводимость алюминия составляет всего 63% электрической проводимости намного более плотной меди.
Спрос на алюминий растет в последние годы, в основном, за счет быстро развивающейся китайской экономики, которая уже потребляет около 40% производимого в мире алюминия. Кроме того, в ЕС обсуждает введены более строгие требования к эмиссии CO2 для автомобилей, что также неизбежно привело к увеличению спроса на алюминий. Алюминий легче, чем сталь, таким образом, его более широкое использование в автомобильной промышленности сделает автомобили намного более эффективными. Килограмм алюминия, используемого вместо более тяжелых металлов в автомобильной промышленности, уменьшает потребление бензина на 8,5 литров в год и приводит к сокращению выбросов CO2 на 20 кг. 10%-ое сокращение автомобильного веса приводит к 9%-ому увеличению эффективности потребления топлива. Наконец, растущие цены на замещающие металлы, такие как цинк и медь, стимулируют прямое увеличение спроса на алюминий во энергетике, транспортных и строительных секторах.
Мировой объем потребления алюминия вырос на 3,6% в 2012 году и составил 43,9 млн тонн. Несмотря на слабый спрос на алюминий в Европе, высокий уровень потребления в Китае и США в четвертом квартале 2012 года обеспечил продолжение роста потребления на глобальном уровне и позволяет делать позитивный прогноз на 2013 год.
Потребление алюминия в мире, тыс.тонн*
год | |||||
Китай | 12412.5 | 14300.0 | 15854.0 | 17629.0 | 18686.0 |
Европейский союз | 7042.0 | 5100.0 | 6714.0 | 6924.0 | 6450.0 |
США | 4905.7 | 3854.0 | 4242.0 | 4060.0 | 4500.0 |
Япония | 2249.7 | 1523.0 | 2025.0 | 1946.0 | 2005.0 |
Индия | 1284.2 | 1458.0 | 1475.0 | 1569.0 | 1685.0 |
Южная Корея | 963.8 | 1038.0 | 1255.0 | 1233.0 | 1300.0 |
Бразилия | 931.6 | 799.0 | 985.0 | 1077.0 | 1065.0 |
Россия | 1020.0 | 750.0 | 685.0 | 685.0 | 705.0 |
Канада | 714.4 | 571.0 | 577.0 | 629.0 | 610.0 |
Прочие страны | 5484.8 | 5372.0 | 6240.0 | 6580.0 | 6852.0 |
Всего | 37008.8 | 34765.0 | 40052.0 | 42332.0 | 43858.0 |
Изменение, % | -1.5 | -6.1 | 15.2 | 5.7 | 3.6 |
* данные World Bureau of Metal Statistics
Изменение цен на алюминий носит исключительно промышленный оттенок. Алюминий широко применяется в промышленном производстве и цена на алюминий плотно связана с электроэнергетическим сектором. С одной стороны, алюминий применяется для производства высоковольтного кабеля, с другой стороны, производство алюминия очень энергоемко, поэтому цена на алюминий и электроэнергетика связаны.
Пик роста цен на алюминий пришелся на 2005-2006 годы, когда стоимость крылатого металла подскочила более чем вдвое - до 2500-2700 долл./т по сранвению с периодом начала 2000-х годов. В кризисные 2008-2009 годы цены на алюминий стали снижаться и вернулись к отметкам 1500 долл./т. В 2010-2011 годах, на фоне восстановления спроса со стороны автопроизводителей и других отраслей потребления в США и Европейском союзе, цены на алюминий вновь стали расти, достигнув отметки в 2600 долл./т. Однако в 2012 году цены вновь снизились, в основном, по причине экономических проблем в Еврозоне.
Цены на алюминий, долл./т
По прогнозу компании РУСАЛ - ведущего производителя алюминия в мире, влияние негативных факторов, наблюдаемых в 2012 году, в частности финансовый кризис в Еврозоне и замедление темпов роста китайской экономики, в 2013 году уменьшится за счет реализации центральными банками ключевых регионов программ по стимулированию экономики, а также ускорения темпов роста экономики Китая.
Прогнозируется, что в 2013 году мировой объем потребления алюминия составит 50 млн тонн (рост на 6%), при этом наиболее высокие темпы роста покажут Китай (9,5%), Индия (6%), прочие страны Азии (5,8%), Северная Америка (5%), Россия и СНГ (4%).
Ожидается, что потребление алюминия в Европе сократится на 2% по отношению к 2012 году. Несмотря на существенные усилия, предпринятые Европейским Центробанком для решения долговых проблем, экономическая активность стран Европы остается слабой, а бюджетный дефицит и сокращение капитальных затрат не будут стимулировать экономический рост и повышение потребительской активности. В 2012 году потребление алюминия в ЕС сократилось на 3% – до 7,7 млн тонн. В результате, по прогнозу РУСАЛа, в 2013 году мировой рынок алюминия будет сбалансированным.
По мнению аналитиков Goldman Sachs, в 2013 году на мировом рынке сохранится избыток алюминия, даже учитывая рост спроса на металл в КНР на 12%, а за ее пределами – на 3%. Таким образом, избыток крылатого металла в мире будет наблюдаться седьмой год подряд. Goldman Sachs прогнозирует цены на алюминий в размере 3000 долл./тонн через 3-6 месяцев. Аналитики Standard Bank прогнозируют стоимость алюминия в 2013 году на уровне 2133 долл./тонн.
Источник - https://www.cmmarket.ru/
www.cmmarket.ru - 15.08.2013 19:36