радиолокационного ориентира (РЛО) До 375 км




БАЗОВЫЙ НАВИГАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ПИЖМА-1 -

ОПИСАНИЕ И РАБОТА

1. Общая часть

Базовый навигационный комплекс "Пижма-1" предназначен для решения задач навига­ции на самолете Ил-86 при выполнении полетов на внутрироссийских и международных авиатрассах в любых погодных условиях, в любое время года и суток.

Состав и назначение систем, входящих в комплекс, приведены в таблице. Кроме этого, в таблице даны ссылки и подразделы РЭ, в которых помещено описание этих систем. Размещение систем на самолете приведено на рис. 1-8.

Таблица

Состав навигационного комплекса "Пижма-1"

Система или блок Обозначение Колич. шт. Назначение
Вычислитель навигационный   См. 34.60.00     Для решения задач в соответствии с заложенной программой, индикации текущих навигационных параметров; для получения изображения аэронавигационной карты местности на экране индикатора навигационной обстановки.
Система курса и вертикали базовая (БСКВ)   См. 34.42.00     Для формирования и выдачи потребителям приведенного, гиромагнитного и гироскопического курсов самолета
Курсовертикаль инерциальная ИКВ-72 См. 34.21.00     Дня измерения углов крена и тангажа, формирования и выдачи в ЦВМ значения гироскопического курса
Измеритель скорости и угла сноса доплеровский ("Снос") См. 110.31.00     Для определения путевой скорости, угла сноса и пройденного пути  
Система ближней навигации и посадки радиотехническая "Радикал"   См. 110.21.00     Для измерения, индикации и выдачи потребителям значений наклонной дальности и азимута маяков типа "РСБН и "Поле"; для обеспечения коррекции счисленных координат самолета; для определения угловых отклонений самолета от оси равносигнальной зоны курсового и глиссадного маяков
Система ближней навигации и посадки радиотехническая "Курс МП-70» Cм. 110.24.00   Для обеспечения полетов самолетов по сигналам маяков "ТОН"; для определения и индикации азимута маяка "VOR"; для выполнения предпосадочных маневров и посадок по сигналам посадочных радиомаяков системы "ILS" и систем "СП-50" и "СП-70"
Радиодальномер СД-75 См. 110.25.00   Для определения, индикации и выдачи потребителям значения наклонной дальности до маяков типа ДМЕ и TACAN
Радиокомпас автоматический APK-I5M См. 110.11.00   Для обеспечения самолетовождения по приводным и широковещательным станциям, измерения курсового угла радиостанции и обеспечения прослушивания ее позывных сигналов
Станция радиолокационная “Гроза-86" Cм. 110.71.00   Для получения на экране индикатора изображения местности, обнаружения зон грозовой деятельности
Ответчик самолетный CОМ-64 См. 113.32.00   Для приема запросных сигналов отечественных и зарубежных РЛС, входящих в систему управления воздушным движением; для формирования и излучения ответных сигналов, содержащих информацию о бортовом номере самолета, высоте полета и запасе топлива
Ответчик самолетный СО-70 См. 113.31.00   Для приема запросных сигналов зарубежных РЛС, входящих в систему управления воздушным движением; для формирования и излучения ответного сигнала, содержащего информацию о номере самолета или о высоте полета в зависимости от кода запроса
Индикатор радиомагнитный РМИ-2Б H11/82, Н12/82   Для индикации курса самолета, курсовых углов радиостанций от двух систем APK-15М или от двух каналов системы "Курс МП-70"
Фильтр радиопомех ФРП-20-1М -   Для подавления радиопомех
Блок коммутации БК-2П -   Для коммутации посадочных сигналов
Индикатор самолетного азимута ИСА -   Для индикации азимута самолета

 

 

Рис.1. Размещение оборудования на левой панели приборной доски

 

Рис.2. Размещение оборудования на центральной панели приборной доски

 

Рис.3. Размещение оборудования на правой панели приборной доски

Рис.4. Размещение оборудования на центральном пульте и наклонной панели приборной доски

Рис.5. Размещение оборудования на центральном пульте и наклонной панели приборной доски для самолетов, летающих за границу

Рис.6. Размещение оборудования на верхнем щитке пилотов

 

Рис.7. Размещение оборудования на левом и правом пультах пилотов и панели выключателей ПНО

Рис.8. Размещение оборудование БНК на самолете

 

1.1. Основные технические данные, измеряемые базовым навигационным комплексом "Пижма-1"

Географические координаты:

Широта От -90 до +90°

Долгота От -180 до +180°

Частноортодромические координаты:

Z От –500 до +500 км

S От 0 до 1000 км

Путевая скорость W От 180 до 1300 км/ч

Истинная воздушная скорость Vист От 200 до 1100 км/ч

Число М От 0,2 до 0,95

Высота полета От 0 до 15000м

Дальность полета До 6500 км

Курс От 0 до 360°

Крен От –30 до +30°

Тангаж От –15 до +15°

Азимут от РСБН (А). От 0 до 360°

Наклонная дальность РСБН при Н -- 1000 м

Д До 360 км

Курсовой угол радиостанции. От 0 до 360°

Скорость ветра U От 0 до 400 км/ч

Направление (метеорологическое) ветра. От 0 до 360°

Наклонная дальность до

радиолокационного ориентира (РЛО) До 375 км

Курсовой угол РЛО От 0 до 100° и от 260 до 360°

Точность определения места самолета (МС):

по ДИСС и ИКВНе более 2 % от пройденного пути (S)

при использовании комплексной

обработки информации (КОИ) Не более 1% от S

по СВС, ИКВ и запомненным

параметрам ветраНе более 3% от S

Точность определения координат от РСБН (2 ):

при работе с маяками РСБН-2Н, РСБН-4Н:

по Д ± (0,2 +0,03%Д) км

по А ± (0,25+4/Д) град при работе с маяками PCБН-6H:

по Д ± (0,3+0,05%Д) км

по А ±1,5°

 

2. Описание и работа (рис. 9-10)

Основным вычислительным устройством, решающим навигационные задачи, являются навигационный вычислитель (см. 34.60.00).

Вся информация, получаемая от датчиков, вводится в цифровую вычислительную машину (ЦВМ). Определение местоположения самолета в частноортодромической системе координат производится в результате обработки информации о путевой скорости, курсе, высоте полета и воздушной скорости. Информация о путевой скорости поступает от системы ДИСС, о значении курса - от систем БСКВ и ИКВ, о высоте и воздушной скорости - от системы ИКВСП.

Коррекция текущих координат самолета производится по данным, выдаваемым от систем "Радикал” "Курс МП-70" и дальномеров СД-75.

На телефонные выходы самолетного переговорного устройства (СПУ) поступают сигналы от радиомаяков VOR1 и VOR2, от маркерного радиоприемника системы "Курс МП-70", двух автоматических радиокомпасов и сигналы на звонки опознавания радиомаяков ДМЕ1 И ДМЕ2.

 

ДИСС

Информация о путевой скорости в виде доплеровских частот F1, F2, F3 системы ДИСС поступает в ЦВМ, где производится определение вектора путевой скорости W и его проекций на оси, связанные с частной ортодромией. На вход ЦВМ от ДИСС поступает также сигнал коррекции путевой скорости в виде постоянного напряжения.

Характер подстилающей поверхности для отраженных сигналов учитывается с помощью сигналов "Суша" или "Море", выдаваемых в ЦВМ в зависимости от положения переключателя "С-М" на индикаторе путевой скорости и угла сноса (УС). В навигационный вычислитель выдаются также сигналы "Работа" и "Отказ" из системы ДИСС. При контроле базового навигационного комплекса из блока БК-2П в систему ДИСС выдается сигнал "Контроль". ДИСС выдает с синусно-косинусного трансформатора (СКТ) сигнал, пропорциональный УС, на пилотажно-навигационные приборы правого и левого пилотов и на индикатор навигационной обстановки. Сигнал, пропорциональный путевой скорости, выдается также от ДИСС в БК-2П. При снятии сигнала "Работа" ДИСС переходит в режим "Память", счисление координат в этом случае производится по данным истинной воздушной скорости.

 

ИКВСП

Информация об истинной воздушной скорости так же, как и информация о высоте поле­та, поступает в ЦВМ в виде напряжений с СКТ по двум каналам (соответственно V1 и V2, Н1 и H2) от информационного комплекса высотно-скоростных параметров (ИКВСП). От ИКВСП поступают также сигналы исправности каналов (V1,V2, Н1 и H2), сигнал, пропорциональный числуМ и сигнал тест-контроля.

 

БСКВ и ИКВ

Для задач счисления координат вычисление частноортодромического курса (приведенного к ортодромии) производится на основе информации о гироскопическом курсе, гиромагнитном курсе, о заданном путевом угле частной ортодромии, вычисленном в ЦВМ, о начальной выставке курса и о широтной поправке, вводимой из-за вращения земли.

Инерциальная курсовертикаль (ИКВ) выдает в ЦВМ значение гироскопического курса по трем каналам и соответственно сигналы готовности этих трех каналов. Базовая система курса и вертикали (БСКВ) выдает в ЦВМ и в блок БК-2П значение гиромагнитного курса также по трем каналам и соответственно сигналыих исправности.

Рис.9. Схема соединения систем БНК с блоком коммутации

Рис.10. Функциональная схема БНК

Продолжение рис.10

Широтная поправка в сопровождении сигнала "Исправность выдается ЦВМ в БСКВ для коррекции гироскопического курса. В ЦВМ на основании введенных данных вычисляется значение приведенного курса, который выдается в БСКВ в режиме "Внешний курс", когда переключатель режимов работы на ПУ-41 установлен в положение "ВК". Приведенный курс, выдаваемый потребителям по трем каналам формируется в БСKB в блоках согласо­вания курса БСК-4, куда в режиме "Внешний курс" в качестве корректирующего сигнала (при разворотах на новый ППМ и при коррекции координат самолета) выдается с СКТ сигнал, вычисленный ЦВМ.

Выдача этого сигнала сопровождается выдачей сигнала "Ввод " в виде напряжения +27 В. В полете по маршруту БСКВ выдает сигнал приведенного курса в ИНО и на ПНП. При заходе на посадку с ПНП выдается сигнал, пропорциональный магнитному приведенному курсу.

ИКВ выдает в ЦВМ сигналы, пропорциональные угловой азимутальной скорости вращения земли по трем каналам, а также сигналы с СКТ, пропорциональные углу крена и углу тангажа и необходимые для расчета путевой скорости. ИКВ также выдает сигналы, пропорциональные углам крена и тангажа в РЛС “Гроза" для стабилизации антенны. В блок БК-2П от ИКВ поступают сигналы готовности всех трех каналов ИКВ для формирования интегрального признака готовности ИКВ.

 

2.4. Системы "Радикал", "Курс МП-70" и СД-75

Коррекция счисленных координат самолета производится на основании информации о наклонной дальности и азимуте радиомаяков, а также о высоте полета. При полетах над территорией СССР коррекция производится по данным системы "Радикал" при полетах за рубежом - по данным системы "Курс МП-70" и самолетных дальномеров СД-75.

Когда самолет попадает в зону действия маяка (Д <350 км), ЦВМ выбирает ближайший запрограммированный маяк, определяет его тип и выдает в виде двоичного последовательного кода сигнал настройки на маяк Nрк. В зависимости от типа маяка сигнал настройки воспринимается либо пультом управления навигацией (ПУН) системы "Радикал". либо двумя пультами управления режимами VOR - ДMЕ (ПУР) дальномеров. При этом ЦВМ выдает на пульты управления режимами сигнал "Автоматический выбор канала", каждый ПУР выдает на свой СД-75 и в систему "Курс МП-70" частоту настройки на маяк.

Система "Радикал" выдает в ЦВМ значения измеренной дальности и азимута радиомаяка в виде двоичного последовательного кода. На индикатор самолетного азимута (ИСА) выдается двоичный биполярный код азимута (код "а", код "б"), сопровождаемый сигналом "Строб А". Двоичный биполярный код дальности, сопровождаемый сигналом "Строб Д", поступает в блок коммутации навигационного вычислителя.

Каждый дальномер СД-75 выдает в блок коммутации навигационного вычислителяизмеренное значение наклонной дальности до маяков типа ДМЕ в виде биполярного двоич­ного кода, сопровождаемого сигналом «Строб Д». Выбор исправного дальномера производится ЦВМ на основании сигналов, заложенных в структуру кода дальности.

Из блока коммутации сигналы, пропорциональные измеренной дальности, поступают на индикаторы самолетной дальности (ИСД). На пульте каждого пилота имеется по два ИСД. Если переключатель "РСБН-ДМЕ" на селекторе режимов установлен в положение "РСБН", то на двух индикаторах ИСД с надписью "РСБН-ДМЕ" индицируется дальность от системы "Радикал", на двух других индикаторах - от дальномеров СД-75. При установке переключателя " РСБН-ДМЕ " в положение "ДМЕ" на всех четырех индикаторах индицируется дальность от дальномеров СД-75.

Система "Курс МП-70" выдает в ЦВМ по двум каналам в виде напряжений с СКТ значение измеренного азимута до маяков VOR-ДМЕ (АЗП лев, АЗП прав). Выбор исправного ка­нала азимута производится ЦВМ по сигналам "Готовность НПУ I" и "Готовность НПУ II", формируемым в блоке коммутации; в схеме совпадения "Ч", на которую от системы "Курс МП-70" поступают сигналы "Включение навигации I". "Готовность курса I" и "Включение навигации II", "Готовность курса II".

В качестве индикаторов курсовых углов для системы "Курс МП-70" служат два радиомагнитных индикатора (РМИ-2Б), находящиеся на пультах левого и правого пилотов. Система "Курс МП-70" выдает на оба индикатора РМИ-2Б значение азимута маяка (А1 и А2) курсового угла каяка (КУРVORI. КУРVORII), а также значение магнитного курса (МKI и MK2) соответственно по двум каналам.

Кроме курсовых углов радиомаяков, на РМИ индицируется курсовые углы радиостанций, измеряемые двумя автоматическими радиокомпасами AРK-15М

 

Плановые навигационные приборы и САУ

На ПНП поступает информация о:

· дальности до очередного ПМ, вычисленной ЦВМ;

· заданном путевом угле (ЗПУ) либо от ЦВМ, либо от системы "Курс МП-70". От ЦВМ сигнал поступает при нажатой кнопке "ЦВМ" на ПУ-2П; при нажатой кнопке “VOR" на ПУ-2П значение ЗПУ поступает на прибор от селектора курса системы "Курс-МП-70" и указывает ЗПУ на маяк;

· курсе самолета от БСКВ. В режиме "ЦВМ (нажата кнопка 'ЦВМ" на ПУ-2П) индицируется значение приведенного курса в режиме "VOR" (нажата кнопка “ VOR" на ПУ-2П) индицируется значение гиромагнитного курса:

· углесноса от ДИСС;

· сигналах направления на маяк ("НА". "ОТ") при нажатой кнопке '' VOR” на ПУ-2П.

Если отсутствует хотя бы один из сигналов " Исправность ЦВМ", "Готовность боковой программы " и " S < 999 км" (дальность очередного ПM не превышает 1000 км), то выдается сигнал на бленкер дальности и счетчик дальности закрывается.

Бленкер курса КС красного цвета выпадает при отказе системы БСКВ;

Бленкер ЗПУ закрывает счетчик ЗПУ при отсутствии хотя бы одного из сигналов "Исправность ЦВМ* и "Готовность курса".

Индексы "НА" и "ОТ" сигнализирует о направлении полета на маяк или от маяка и выда­ются на ПНП от системы "Курс МП-70".

В САУ непосредственно из ЦВМ поступают сигналы:

заданный угол крена

боковое отклонение от частной ортодромии Z;

заданный путевой угол частной ортодромии ЗПУчо - с СКТ.

Из блока коммутации в САУ поступают разовые сигналы в виде напряжения +27 В:

"Подготовка посадки". "Заход" и "Готовность боковой программы". Причем последний разовый сигнал вырабатывается при наличии сигнала "Исправность ЦВМ". САУ выдает в ЦВМ сигнал "Боковая программа", если переключатель на пульте режимов САУ находится в положении "НАВИГ" и нажата кнопка "ГОРИЗ". При этом управление САУ идет от управлявших сигналов ЦВМ. При выдаче сигнала "Навиг" на пультах управления ПУ-2П загораются кнопки-табло "ЦВМ*.

САУ выдает в блок коммутации интегральный сигнал "Крен+гориз+курс", если переключатель на пульте режимов САУ находится в положение КУРС I и нажаты кнопки "АП" и "ГОРИЗ". В этом случае выдерживается курс самолета, установленный на селекторах курса системы "Курс МП-70". На пультах управления ПУ-2П загорается лампы "ЗПУ".

 

СAC

В систему аварийной сигнализации (САС) на ЦВМ поступают сигналы "Отказ ЦВМ Введи ', "Счисл. СВС", "Смена ЛЗП, "МК" (магнитный курс). "Введи N КПМ. "Введи ПМ. АЭР", "Проверь ПМ, АЭР", «Смена РДС».

От системы "Курс МП-70" в СAC поступают сигналы «ДРМ», «СРМ» и «БРМ» при пролете самолетом соответственно дальнего, среднего и ближнего посадочных радиомаяков.

Из систем БСКВ и ИКВ в САС поступают сигналы "Настройка ИКВ", "Включи работу ИКВ", "Отказ ИКВ рез", "Отказ курса".

 

МСРП

В систему МСРП поступают сигналы:

"Исправность ЦВМ” в виде напряжения +27 В от ЦВМ;

пропорциональные величине гиромагнитного курса по двум каналам вих исправности от БСКВ;

пропорциональный углу крена зад;

«Отказ ДИСС» в виде напряжения +27 В;

"Отказ РСБН" в виде напряжения +27 В.

 

3. Контроль работоспособности навигационного комплекса “Пижма-1”

По месту проведения контроль делится на контроль на земле и контроль в полете.

Контроль на земле может проводиться в статическом и динамическом режимах.

Метод статического режима проверки основан на подборе заранее определенных тестов, которые подаются в контролируемые системы. При этом реализовано два вида оценки результатов проверки.

В первом случае на вход пультов ПВИ, ППК, (ПВП - кроме самолетов, оборудованных системами И-11-1-1 и СПИ "Омега") и системы сигнализации подаются контрольные коды из постоянного запоминающего устройства ЦВМ, а оценка результатов производится визуально. Дня этой проверки нужно нажать кнопку "КОНТР ПУЛЬТ* на ППК. В этом случае поочередно на лицевой панели каждого пульта ПВИ левый, ПВИ правый (ПВП- кроме самолетов, оборудованных системами И-11-1 и СПИ "Омега"), системе сигнализации и ППК в течение 2,4 с горят все лампы и кнопки-табло, кроме кнопок «КРАТЧ РАССТ», "СБРОС", кнопок наборного поля числа на пультах ПВИ, кнопки "СЧИТ" на ППК (кнопки "РАЗВ" и стрелок малого правого круга на ПВП - кроме самолетов, оборудованных системам И-11-1 и СПИ "Омега"), а на цифровых индикаторах ПВИ в каждой ячейке высвечивается цифра 8.

Во втором случае значения контрольных параметров поступаютиз систем ДИСС, ИКВСП, "Радикал", ИКВ в ЦВМ, где происходит автоматическая оценка результатов контроля. При установке на пульте подготовки и контроля переключателя в положение “КОНТР НК” указанные системы переводятся в режим встроенного контроля, выдавая в ЦВМ значения контролируемых параметров. Входной информацией являются сигналы исправности от ИКВ и ИКВСП и фиксированные значения входных параметров проверяемых систем, работающих в режиме "Контроль":

F1=F2=F3=5500Гц; H1=H2=5000 м; V1=V2=800 км/ч; Дк=250±2,5 км; Ак=180±2,5 град.

Результатом контроля является формирование признаков исправности контролируемых систем.

Об исправности ЦВМ и систем навигационного комплекса сигнализирует табло “НК ГОТОВ” при установке переключателя на ППК в положение «КОНТР НК». Табло «НК ГОТОВ» не горит, если неисправна какая-нибудь из систем: ЦВМ, БСКВ, ИКВ (хотя бы однаизтрех каналов), или один из двух каналов ИКВСП, или ИКВ находятся в режиме «Настройка». Табло «НК ГОТОВ» мигает, если исправны системы ЦВМ, БСКВ, ИКВ (все три канала), ИКВСП (оба канала); при этом могут быть неисправны: ДИССили хотя бы один из каналов СД-75, хотя бы один из каналов системы "Радикал" или не выставлен начальный курс.

Табло "НК ГОТОВ" горит постоянно, если исправны ЦВМ, система БСКВ, все три канала ИКВ, оба канала систем ИКВСП, СД-75, "Радикал", исправен ДИСС и ИКВ переведены в режим "Работа", а также проведена начальная выставка МС и курса. Свечение табло "НК ГОТОВ" свидетельствует о готовности навигационного комплекса.

Динамический режим контроля на земле (имитация полета) предназначен для проверки функционирования алгоритмов и программ в ЦВМ и проверки программ предстоящего маршрута, введенной в память ЦВМ.

Контроль в режиме имитации полета производится в реальном и ускоренном масштабах времени. Ускоренный масштаб времени включается только на маршруте. В этом режиме имитируется полет по маршруту, с программными и оперативными ППМ.

Полег по маршруту и в зоне аэродромов взлета и посадки происходит с постоянной скоростью на высоте 5000 м. Полет по маршруту происходит со скоростью 940 км/ч, а в районе аэродромов взлета и посадки со скорости 350км/ч. Контроль параметров в полете производится ЦВМ автоматически с помощью теста встроенного контроля.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: