Яичная темпера – это быстросохнущая краска, по своей природе она жидкая и ее нужно применять тонкими полупрозрачными и прозрачными слоями. Связующие качества яйца не позволяют наносить краску толстым слоем.
Из-за жидких, быстросохнущих свойств, темперу лучше применять для линейного стиля, а не толстого, рельефного живописного стиля.
Яичная темпера характеризуется чистым, матовым оттенком и более нежной цветовой схемой, чем масло. Легкие цветовые вариации темперы не похожи на насыщенные цвета, типичные для масляных красок. Таким образом, палитра темперы включает те цвета, которые лучше всего для нее подходят.
Желток яйца очень незначительно влияет на цвет темперы. Любое начальное обесцвечивание со временем станет обычным тоном, тогда как масляные краски имеют тенденции желтеть со временем.
Важную роль играет подмалевка. Яичная темпера наносится тонким слоем, и каждый слой влияет на последующие слои. Хоть большинство цветов можно развести до консистенции лессировки, некоторые цвета по своей природе более прозрачные.
Один проверенный способ рисования яичной темперой – это чередование холодных и теплых, а также прозрачных и непрозрачных слоев.
Слои можно быстро и безопасно наносить друг на друга, поскольку яичная темпера высыхает достаточно быстро, позволяя рисовать слой на слое.
Но из-за быстрого высыхания яичная темпера труднее смешивается. В этом есть свое преимущество – она не становится мутной, когда светлые оттенки наносятся поверх темных.
Таким образом, цвет можно легко обновить, если рисовать светлым по темному. Фактически, темперная живопись становится насыщенней с каждым слоем, тогда как масло с каждым слоем темнеет.
|
Полутона достигаются с помощью постепенного нанесения более светлых и непрозрачных цветов на базовый цвет, таким образом, прозрачное свойство краски понемногу уменьшается, а цвет осветляется при помощи белого.
Белые элементы и светлые тона можно добавлять в любое время, с последующей лессировкой для достижения насыщенных тонов.
Самые насыщенные цвета обычно добавляются ближе к концу процесса рисования поверх фоновой краски или подмалевка.
Чистый цвет можно применять для деталей или насыщенных лессировок. Лессировка является хорошим способом менять цвета и объединять зоны рисунка.
Обычно, краска наносится линейными штрихами, легкими размывками с прозрачной лессировкой или однотонным заполнением.
Чтобы заполнить большую область одним цветом, смешайте краску с достаточным количеством белого, чтобы цвет получился полупрозрачным.
Полупрозрачный цвет поможет избежать некоторых недостатков темперы – она имеет свойство сохранять следы мазков и неравномерно смешиваться.
Как только цвет был наложен, можно применить несколько упомянутых ранее техник для его модификации.
При рисовании темперой применяют перекрестные мазки, чтобы усилить чувство объема, следуя контурам разных форм, вместо того, чтобы наносить мазки, словно форма плоская.
Темперу можно покрыть лаком, но история демонстрирует нам, что лаки сохнут не ровно, они трескаются и меняют цветовую гармонию картины.
Вместо лакирования, поверхность можно отполировать до блеска куском ткани после сушки. Но это не обеспечит защитный эффект лака.
|
Хоть на ощупь темпера сохнет за несколько секунд, для полной фиксации краски нужно ждать почти год. Чтобы защитить хрупкую поверхность от царапин и воды, поместите картину под стекло в первый год. Убедитесь, что стекло не прикасается к картине.
Основа для темперы
При живописи темперой очень важно правильно выбрать основу. Для темперы нужен слегка впитывающая основа, поскольку яйцо обладает довольно слабыми связующими свойствами.
Традиционно применяется левкас, а поскольку он довольно жесткий, его наносят на дерево. Как правило, это подсушенная прямо волокнистая мягкая древесина, например тополь или липа.
Грунт
Для грунтовки традиционно используется левкас – смесь мела, гипса, мраморной пыли или окиси титана, кроликового клея и воды.
Гипс на основе полиакрилатов хуже впитывает краску и химически несовместим с яичной темперой.
Основу для картины нужно для начала проклеить слоем кроликового клея, который служит изолирующим покрытием и связывает левкас с основой. Этот клеевой слой делается из того же клея, который применяется для приготовления левкаса (в соотношении 1 унция клея на 16 жидких унций воды).
По материалам: www.watercolorpainting.com