КЛАСС
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА IV ЧЕТВЕРТЬ
Раздел «Музыка в современном обществе»
Морфология и орфография. Синтаксис и пунктуация
Виды речевой деятельности | Чтение/ Письмо |
Цель обучения | 8.2.8.1 Сравнивать стилистические (композиционные, языковые) особенности различных текстов с учетом цели и целевой аудитории (репортаж, фельетон, статья, интервью, очерк, обзор, послание, характеристика, биография, автобиография, аннотация, тезисы, реферат, доклад, комментарии в блоге, чате, форуме и др.); 8.4.3.1 использовать правильно обособленные члены предложения |
Критерий оценивания | Обучающийся: ● Сравнивает стилистические особенности текстов; ● Использует правильно обособленные члены предложения, знает условия обособления |
Уровень мыслительных навыков | Навыки высокого порядка |
Время выполнения | 20 минут |
ЗАДАНИЕ
ВАРИАНТ 2
Прочитайте тексты и выполните задания
Текст 1
Прекрасная нимфа Эвридика была женой великого певца Орфея. Однажды ее, собиравшую цветы, подстерегла в траве змея… Мольбы убитого горем мужа не вернули нимфу к жизни, и вся природа, покоренная его музыкой, оплакивала утрату.
Певец отправился в царство мертвых: там души умерших отделяет от жизни река Стикс, где властвует перевозчик Харон. Музыка Орфея очаровала мрачного лодочника, и Харон помог певцу попасть к трону владыки Аида.
Посреди подземного царства зазвучала трагическая песнь… Царь мертвых и его жена Персефона были поражены красотой музыки и силой чувства.
Растроганный Аид согласился отпустить Эвридику в мир живых, но при условии, что она пойдет за мужем следом, и Орфею нельзя будет обернуться.
Путь был долог, но вот уже близок выход, забрезжил свет… Орфея охватила тревога: не отстала ли Эвридика, не потерялась ли во мраке. Не выдержав, он обернулся. Почти рядом увидел он любимую, протянул руки, и в это мгновение тень ее исчезла без следа. Тщетно Орфей умолял Харона вернуть его к Аиду: лодочник остался глух к слезам.
https://www.volkovteatr.ru/repertoire/arkhivnye-spektakli/orfey-i-evridika/
Текст 2
Известные певцы "Астана Опера", музыканты Симфонического оркестра "Астана Опера" и главный концертмейстер оперной труппы Елена Сахно исполнили "Желсіз түнде жарық ай" к 175-летию Абая Кунанбаева.
Артисты подчеркнули, что для них большая честь и радость прикоснуться к миру великого поэта, мыслителя, просветителя, композитора Абая. Они добавили, что в условиях карантина, когда человек постоянно находится в замкнутом пространстве, погружаться в безграничное, жизнеутверждающее творчество - подобно глотку свежего воздуха. Песня "Желсіз түнде жарық ай" у многих ассоциируется с прекрасной поэзией, в которой создаются образы богатой природы: лунная ночь, дрожащие лучи, нашедшие свое отражение в спокойных, гармоничных звуках мелодии.
Песни Абая отличает неразрывное единство текста и музыки, слов и мелодии. Абай Кунанбаев - духовный лидер казахского народа, великий поэт, композитор, философ, просветитель и гуманист. Силой поэтического слова он воздействовал на умы и сердца людей.
Творчество Абая оказало огромное влияние на развитие вокального, поэтического искусства композиторов XX-XXI веков. Этому легендарному мыслителю посвящена опера "Абай". В репертуаре столичного театра она занимает центральное место. В 2018 году творческий коллектив "Астана Опера" за постановку оперы "Абай" А. Жубанова, Л. Хамиди получил Государственную премию Республики Казахстан в области литературы и искусства.
https://www.zakon.kz/5018325-astana-opera-zapustil-onlayn-proekt-k.html
Определите цель текстов
Определите целевую аудиторию текстов
Определите стили текстов
Приведите 2 доказательства стиля
Определите жанры текстов
Сравните языковые особенности текстов (укажите сходства и отличия)
Выпишите из текста 1 предложение с инверсией
8. Расставьте и объясните знаки препинания в предложении:
Абай Кунанбаев великий сын казахского народа навсегда останется в памяти своих потомков почитателей гения.
Критерий оценивания | № задания | Дескриптор | Балл |
Обучающийся | |||
Сравнивает стилистические особенности текстов | определяет цель текстов; | ||
определяет целевую аудиторию текстов; | |||
определяет стили текстов; | |||
приводит 1-е доказательство; | |||
приводит 2-е доказательство; | |||
определяет жанры текстов; | |||
сравнивает языковые особенности текстов; | |||
Находит в тексте инверсию | Выписывает из текста предложение с инверсией; | ||
Использует правильно обособленные члены предложения, знает условия обособления | правильно расставляет знаки препинания; | ||
объясняет постановку знаков препинания | |||
Всего баллов |