Определение экономики лесного хозяйства и ее места и назначения в системе управления лесами.
Лесное хозяйство — отдельная отрасль народного хозяйства, в задачу которой входит охрана, использование и восстановление лесов для непрерывного удовлетворения растущих потребностей в древесине и других продуктах леса, а также всестороннее использование и развитие водоохранных, почвозащитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и других природных функций леса. Требования к лесному хозяйству как отрасли материального производства определены Основами лесного законодательства.
Предприятия лесного хозяйства должны обеспечить: усиление водоохранных, защитных, климаторегулирующих, оздоровительных и иных полезных свойств лесов; непрерывное, неистощительное и рациональное использование лесов для планомерного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в древесине и другой лесной продукции; расширенное воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности; сбережение лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредителей и болезней; рациональное использование земель государственного лесного фонда; повышение эффективности лесохозяйственного производства на основе единой технической политики, достижений науки и техники.
Эти требования определяют содержание лесного хозяйства и его задачи в системе народного хозяйства страны. Лесное хозяйство выступает как важная отрасль народного хозяйства с весьма широкими и многогранными функциями. Весь процесс выращивания и использования лесов технологически расчленяется на два взаимосвязанных производства: лесохозяйственное и лесозаготовительное. Лесохозяйственное производство представляет собою совокупность тесно связанных между собою производственных мероприятий по выращиванию, охране и защите лесов обеспечивающих получение древесины и других продуктов и полезностей леса.
|
Цель лесозаготовительного производства — рубка леса в порядке главного пользования для получения различных сортиментов древесины и первичный транспорт заготовленных лесоматериалов. Оба эти производства могут развиваться в рамках одной отрасли, т. е, комплексно, или раздельно — в составе лесного хозяйства и лесозаготовительной промышленности. Основой лесного хозяйства является лесохозяйственное производство, так как оно обеспечивает воспроизведство древесных ресурсов и создает условия для непрерывного удовлетворения потребностей народного хозяйства в продуктах и полезностях леса.
Кроме лесохозяйственного и лесозаготовительного производств в составе лесохозяйственных предприятий могут быть организованы лесоохотничье хозяйство, вспомогательные и обслуживающие производства.
2. Экономические системы управления (централизованно планируемая, рыночная
экономика и смешанная экономическая система), их характеристики и отличия
Централизованно планируемая- этой системе леса находятся в собственности государства.
Ведение лесного хозяйства, использование и воспроизводство лесов,
контроль за их состоянием осуществляется определенными ведом-
ствами, а на местах — предприятиями (лесничествами). Финансиро-
|
вание их деятельности происходит из государственного бюджета или
за счет доходов предприятий от лесохозяйственной деятельности.
В нашей стране централизованно планируемая система с бюджет-
ным финансированием лесохозяйственной деятельности сформиро-
валась в начале 1930-х гг. В системе планового хозяйства допускались
и рыночные отношения, которые бурно развивались в годы НЭПа
(новой экономической политики), ускоряя развитие отечественной
экономики. Централизованно планируемая система с бюджетным
финансированием просуществовала до 1990-х гг., когда в нее были
введены отдельные элементы хозрасчетных отношений [7, с. 14].
Экономические отношения при сметно-бюджетном финансиро-
вании формировались следующим образом. Государство через его
хозяйственные и плановые органы устанавливало производственные
задания (планы). Для выполнения этих заданий исполнители — ле-
сохозяйственные предприятия — были наделены соответствующими
бюджетными средствами (по аналогии с предприятиями непроизвод-
ственной сферы: здравоохранение, просвещение, культура). В соот-
ветствии с производственным заданием (планом) предприятие ос-
ваивало выделенные бюджетные средства. Предприятия были эконо-
мически заинтересованы в получении максимума финансовых средств
при отсутствии ответственности за эффективность их использования.
При этом экономическое состояние предприятий и заработная пла-
та их работников не зависели от конечных результатов лесохозяй-
ственной деятельности (прироста древесины, структуры лесных за-
|
пасов и т. д.). Центральные хозяйственные органы (министерства,
федеральные службы, комитеты) не были заинтересованы в увеличе-
нии бюджетных средств на ведение лесного хозяйства, поскольку с их
возрастанием повышалась и степень ответственности хозяйственных
руководителей при почти неизменном уровне их заработной платы.
Такой системный подход к планированию на разных уровнях
управления в последние десятилетия превратился в механическую
совокупность отраслевых планов, раскалывающих экономику страны
на несколько слабо взаимодействующих отраслевых, подрывающих
ее целостность.
Рыночная экономика
При любой организационно-правовой структуре в условиях ры-
ночной экономики устанавливаются соответствующие взаимоотно-
шения между двумя сторонами — производителями и потребителями.
Каждая из сторон имеет свой экономический интерес. При этом
регулятором экономических отношений между производителями,
представляющими «предложение», и потребителями, представля-
ющими «спрос», является система ценообразования. Эта система
формируется в условиях конкуренции на рынке, который выступает
как сфера деятельности и механизм взаимодействия и обмена между
продавцом и покупателем и выполняет функции информации, по-
средничества, ценообразования [7, с. 17]. Рынок включает в свою дея-
тельность как потребительские товары, так и основные факторы про-
изводства (земля, лес и другие природные ресурсы, труд и капитал).
На рынке между продавцом (поставщиком) и покупателем (по-
требителем), руководствующимися в условиях конкуренции соб-
ственными интересами, в порядке компромисса устанавливается
рыночная (равновесная) цена, фиксирующая пересечение кривых
спроса и предложения и устраивающая обе стороны (механизм це-
нообразования будет раскрыт в последующих главах). В рыночной
экономике основная цель поставщика — получение максимальной
прибыли, которая возможна за счет спроса потребителя товаров, по-
ставляемых на рынок. Это заставляет поставщика развивать произ-
водство в соответствии со спросом. Получение прибыли обусловли-
вает конкуренцию между поставщиками, что способствует совершен-
ствованию производства, эффективному использованию ресурсов,
повышению качества выпускаемой продукции, снижению затрат и
повышению спроса.
Рынок стимулирует инициативу, предприимчивость, возможность
проявить себя, получить доход от своей деятельности и добиться
желаемого уровня жизни. В этом заключаются преимущества рыноч-
ной экономики. Но есть и недостатки. Не всегда спрос выполняет на
рынке регулирующую роль координатора. Периодически наблюда-
ются сбои рынка или циклически повторяющиеся кризисы с непред-
сказуемыми последствиями. В погоне за удовлетворением спроса
покупателя не всегда учитываются вопросы экологии и этики. Кон-
куренция между поставщиками приводит к разорению мелких пред-
принимателей.
Жесткая конкуренция между соперниками вынуждает их всту-
пать в сговор против третьих лиц. Особое значение имеет и соци-
альная сторона — неравномерность распределения доходов между
богатым меньшинством и бедным большинством населения. На-
блюдаемая деформация рынка приводит к опасной социальной
поляризации общества, когда на одном полюсе наблюдается бес-
смысленное скопление излишеств, а на другом — недостаток наи-
более необходимых для жизни элементарных благ, приводящей к
возникновению классов богатых и неимущих, а также противоре-
чиям между ними.
Рыночная структура спроса и предложения через свою теневую
часть приводит к возникновению антисоциальных проявлений: упо-
требление наркотиков и алкоголя, формирование культуры, насы-
щенной сексом и насилием.
Казалось бы, сферой регулирования рынка являются только то-
вары и услуги, имеющие рыночную стоимость. Вне его сферы долж-
ны находиться общественные блага, неделимые между обществом:
окружающая среда, наука, образование, оборона, защита от чрезвы-
чайных ситуаций. Однако рыночные отношения проникают и в эти
сферы путем их коммерциализации. Пока это приводит к негативным
последствиям, в том числе к загрязнению и истощению окружающей
среды и духовной сферы людей. Поэтому со стороны интеллектуаль-
ной элиты усиливаются призывы защитить эти среды от пагубного
влияния рыночных отношений.