Основные показатели здоровья населения:
· медико-демографические – рождаемость, смертность (общая, младенческая, детская, повозрастная, по отдельным причинам), ожидаемая продолжительность жизни.
· заболеваемость – общая, с временной утратой трудоспособности, профессиональная, инфекционная, неинфекционная и др.
· физическое развитие – всего детского населения или отдельных возрастных групп.
· инвалидность.
· распределение детей на группы здоровья.
Система анализа здоровья детского коллектива:
· сбор информации о здоровье;
· выдвижение гипотезы о связи факторов среды и здоровья;
· обработка и анализ информации о здоровье;
· направленное изучение факторов среды;
· выявление количественных зависимостей между факторами среды и характеристиками здоровья;
· принятие решения по оздоровлению окружающей среды для первичной и вторичной профилактики заболеваний;
· реализация принятых решений;
· проверка эффективности принятых решений путем оценки здоровья коллектива (населения) в динамике.
Организация плановых профилактических медицинских осмотров детей и подростков проводится на основе ряда регламентирующих документов:
- приказ МЗ РФ и МО РФ № 186/272 от 30.06.92 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»;
- приказ МЗ РФ № 60 от 14.03.95 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возраста на основе медико-экономических нормативов»;
- приказом МЗ РФ № 151 от 7.05.98 «О временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи детям»;
- приказом МЗ РФ № 154 от 5.05.99 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста»;
- методические указания “Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов» № 11-14/4-6, 1984 г.;
- приказ МЗ России от 30.12.2003 г. № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей»
В процессе медицинских осмотров используются следующие методы исследований: лабораторные, антропометрические, функционально-диагностические, клинико-диагностические, учет заболеваемости, скрининг-тесты.
Документация осмотров. Каждый из участвующих в медицинском осмотре специалистов заносит в соответствующую строку «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений» (учетная форма № 026/у-2000) данные по проведенному осмотру, а также диагноз (в соответствии с МКБ-10) или заключение «здоров». Затем результаты профилактических медицинских осмотров вносятся в утвержденную Федеральной службой статистики отчетную форму № 31 «Отчет лечебно-профилактического учреждения о медицинской помощи детям за год» (п.1.4.), которые сводятся в отчет по району, городу, области.
В настоящее время в Омской области ведется сбор информации по форме 1–ПС (образование) «Сведения о параметрах реализации приоритетного национального проекта "Образование" по направлению «Организация питания и медицинского обеспечения в общеобразовательных учреждениях», регламентированный служебным письмом МЗ Омской области № 4490 от 19.07.07. «О сборе дополнительной информации в рамках мониторинга реализации приоритетного национального проекта». Эта отчетная форма, в частности, предусматривает сбор следующих сведений:
- число учащихся в субъекте РФ, прошедших профилактические осмотры в декретированные сроки и их распределение по пяти группам здоровья:
- число нормативных и занятых должностей, а также физических лиц врачей-педиатров и среднего медицинского персонала в штаге учреждений здравоохранения для оказания медицинской помощи учащимся в общеобразовательных учреждениях в субъекте РФ
- число общеобразовательных учреждений в субъекте РФ, которые должны иметь и имеют в своем составе оснащенные медицинские пункты в соответствии с нормативами
Индивидуальная оценка здоровья. Педиатр (участковый, дошкольного учреждения, школы) обобщает результаты всех этапов профилактического осмотра, включая дополнительные консультации и обследования по показаниям и дает заключение по следующему алгоритму:
I. Оценка здоровья:
- физическое развитие;
- психофизиологическое развитие;
- диагноз;
- комплексная оценка здоровья (определение группы здоровья).
II. Рекомендации:
- режим;
- питание;
- физическое воспитание (виды закаливания, медицинская группа для занятий физкультурой в школе, допуск к занятиям спортом, массовым физкультурным мероприятиям и др.);
- допуск к трудовому обучению и врачебно-профессиональное заключение (для школьников средних и старших классов);
- заключение о возможности выполнения профилактических прививок (о медицинских противопоказаниях);
- лечебно-оздоровительные мероприятия;
- порядок и кратность наблюдения педиатром, врачами-специалистами (детям группы риска, с функциональными отклонениями, хроническими заболеваниями).
Оценка здоровья коллектива осуществляется на основании статистического анализа данных медицинских осмотров детей и подростков. При этом рассчитывается ряд показателей по данному коллективу (формулы приложения 5) и проводится их сравнение их с «эталонными» (районными, городскими, областными и проч.), либо с показателями того же коллектива за предыдущие периоды (оценка в динамике). Оценивают обычно показатели всей совокупности или по ее отдельным половозрастным группам (уровень, структура, ранговое место), динамику изменений того или иного показателя – в зависимости от задач исследования. Такого рода анализ является очень информативным в плане оценки организации медицинского обеспечения и влияния факторов среды конкретного учреждения на здоровье детей и подростков.
Оздоровление детей и среды. По результатам профилактического медицинского осмотра педиатр составляет план оздоровления каждого ребенка (подростка), имеющего отклонения здоровья с учетом рекомендаций врачей-специалистов. В зависимости от характера отклонений план составляется на полгода или год. В течение периода наблюдения по показаниям проводится его коррекция. Ряд назначений должен быть рекомендован родителям.
Педиатр совместно со специалистом по гигиене детей и подростков Управления Роспотребнадзора составляет также комплексный план оздоровления условий обучения и воспитания, который должен быть утвержден главным врачом поликлиники и администрацией образовательного учреждения. Комплексный план оздоровительных мероприятий должен включать следующие разделы:
1. Организационные мероприятия – постановка на диспансерный учет детей с отклонениями здоровья, направление их на консультацию, лабораторные анализы и т.д.
2. Общие и специальные оздоровительные мероприятия: щадящий режим труда и обучения, двигательный режим, закаливание, применение УФО, диетическое питание и витаминизация, коррекция зрения, осанки, ЛФК. Проводятся они как в образовательном учреждении, так и вне его.
3. Специальные лечебно-профилактические мероприятия (фитотерапия, медикаментозные курсы профилактики, санация полости рта стоматологом; в предэпидемический и эпидемический периоды назначение соответствующих противогриппозных препаратов и общегигиенические мероприятия)
4. Оздоровление средовых факторов (оптимизация воздушно-теплового режима, освещения, учебной деятельности, труда, отдыха, питания, физического воспитания и трудового обучения, правильный подбор мебели и т.д.)
По результатам медицинских осмотров медсестра заполняет «Лист здоровья » на каждый класс, группу. В нем указывается группа здоровья, группа занятий физкультурой, допуск к трудовому обучению, острота зрения, осанка, номер мебели. Передается воспитателю или классному руководителю и хранится в журнале.